РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
Опыт работы: Использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нём учитываются возможности освоения ребёнком образовательной программы на разных этапах её реализации, а также индивидуальные потребности ребёнка. С рождения ребёнок является первооткрывателем и исследователем того мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители.
Выступая на Всероссийском съезде работников дошкольного образования, Александр Григорьевич Асмолов - директор Федерального института развития образования - акцентировал внимание на основной миссии ФГОС дошкольного образования: становление и развитие личности ребенка. В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующее: "Не столько научить ребенка читать и писать, сколько "приохотить" его к учебе на протяжении всей жизни. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста». Федеральные государственные требования (2010-2013 г. г.) показали необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа приближенного к «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.
Осуществляя поиск оптимальных форм для развития познавательной активности детей, пришла к выводу, что необходимо обратить внимание на использование проектной деятельности. Она будет способствовать:
- активизации познавательной деятельности детей;
- формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера;
- развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности.
Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. А педагогу откроет большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.
В развитии ребёнка каждый период очень важен и своеобразен. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств.
Ребёнок 3-4 лет неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и теперь». Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений и умений. У детей четвертого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач, совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.
На практике очень редко воспитатели используют проектную деятельность в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста, недооценивая её возможности. Анализ педагогической литературы показал, что вопрос привлечения к проектной деятельности тщательно рассмотрен для детей старшего дошкольного и школьного возраста.
Возникает противоречие: между необходимостью включения метода проекта в деятельность детей младшего дошкольного возраста и отсутствием на практике методик, методических рекомендаций, описанного опыта работы с детьми младшего возраста.
Проблема: как организовать, спланировать и реализовать проектную деятельность для детей младшего дошкольного возраста так, чтобы она была интересна, доступна и мотивированна для них, а продукт проекта востребован ими.
Для решения данной проблемы в рамках инновационной деятельности ДОУ в сети инновационно - активных образовательных учреждений Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки Академии повышения квалификации Министерства образования и науки РФ по реализации педагогического проекта «Праздник круглый год», разработала образовательные проекты, направленные на приобщение детей дошкольного возраста, начиная с младшего, к русским народным календарным праздникам.
Моя педагогическая практика показала, что использование проектной деятельности в работе педагогов с детьми младшего дошкольного возраста имеет место быть, активно использоваться с учётом возрастных особенностей, а так же степени участия воспитателя и родителей.
Представляю примерную последовательность проектов для детей 3-4 лет с учётом возраста и состава участников, тематики, целевой установки.
Примерная последовательность проектов для детей 3-4 лет.
Срок реализации |
Вид и тема проекта |
Задачи |
Реализация проекта |
||
I этап – введение в проблему |
II этап - реализация проекта |
III этап – презентация проекта |
|||
осень
«С Параскевой Пятницей – рукоделье ладится!»
|
Информационно-игровой «Делу время – потехе час»
|
1. Познакомить детей с народными промыслами: шитьё и вышивка. 2. Формировать нравственные качества трудолюбие, взаимопомощь. 3. Воспитывать желание трудиться, поддерживая интерес к трудовой деятельности. |
* Изготовление макета и игрушек для показа театрального действа; - Д/и «Домашние и дикие животные»; «Кто где живёт?»
- Проблемная ситуация: после просмотра театральной постановки предложить рассмотреть и узнать, как будут зимовать герои сказки, а так же помочь «сшить» коврик в их дом, чтобы было тепло.
|
- Показ кукольного театра «Зимовье». - Деятельность в групповом ИЗО уголке: игры со шнуровками «Сошьём платье для Кати», «Укрась сапожки для Саши». - рассматривание предметов из материи, вышивок, иллюстраций о народных промыслах. - Комплексное занятие «Один день в осеннем лесу». - Сюжетно-ролевая игра «Путешествие к животным в зимовье». - Привлечение родителей к изготовлению костюмов для праздника «Параскева пятница». - Участие родителей и детей в праздничном оформлении группы – выставка «Чудеса из сундучка». |
- Праздник «С Параскевой Пятницей – рукоделье ладится!» - Продуктивная деятельность: «Коврик для зимовья» (имитация шитья). |
зима «Рождество. Крещение»
|
Информационно-игровой
«В гостях у Чистюли и Здоровули»
|
1. Формировать начальные представления о ценности ЗОЖ: чтобы быть здоровым нужно закаляться, заниматься физкультурой, одеваться по погоде.
2. Развивать культурно-гигиенические и навыки самообслуживания у детей. 3.Развивать коммуника-тивные умения и задатки исследовательской деятельности.
|
- Чтение художественной литературы и заучивание потешек о КГН и о ЗОЖ.
- Проблемная ситуация: пришло письмо от Зайчихи, из которого дети узнают, что зайчонок не умеет умывать, не любит мыться (и т.д.), не закаляется, одевается не по погоде, поэтому заболел. Воспитатель предлагает детям помочь зайке, научив его вести ЗОЖ.
|
- Беседа «Вкусные витамины с грядки», «Наш друг носовой платок». - Организация и презентация уголка ЗОЖ «В гостях у Чистюли и Здоровули». - Иллюстрации алгоритма умывания и одевания. - С/р игры: «Водичка, водичка умой Кате личико», «Волки, мишки и зайчишки на зарядку становись!», «Помоги Маше собраться с нами на прогулку», «Кушай Маша вкусный завтрак». - Художественная деятельность: аппликация «Тёплый шарфик для Куклы Маши», рисование «Украсим варежки для Зайки». - Совместная деятельность: «Моем руки чисто, чисто», «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»; - П/и на развитие двигательной активности. - Элементарные опыты: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем», «Прозрачная вода», «Свойства воды», «Мыльная вода», «Вода бывает холодная, тёплая, горячая», «Растворялка». |
- Выставка в уголке ЗОЖ «В гостях у Чистюли и Здоровули» предметов, которые нужны для КГН и ЗОЖ. - Создание альбомов: * с рисунками (совместная изобразительная деятельность в подарок Зайчонку «Предметы, которые нужны для умывания»; * с фотографиями, которые будут напоминать том, как дети заботятся о своём здоровье. - Материал в родительский уголок «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». |
весна
«Красной Пасхи Дни святые!» |
Информационно-игровой
«День Светлого Христова Воскресения»
|
1. Познакомить детей с традициями празднования праздника Пасха: - окрашивание яиц; - игры в период праздничной седмицы. 2. Формировать доброжелательное отношение друг к другу и умение делиться с товарищем. 3. Продолжать формировать интерес и любовь к природе. 4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского православного народа. |
- Беседа о весне: просыпается природа от зимнего сна и люди с радостью встречают весну - Проблемный вопрос: На каком празднике люди, встречая весну, красят яйца и выселяться? |
- Интегрированная занимательная деятельность «Дорого яичко ко Христову дню». - Художественная деятельность (аппликация) «Пасхальный кулич». - Знакомство детей с «пасхальными» играми и игровая деятельность « Катилось яичко по крутой горке…» - Чтение художественной литературы о весне; - Рассматривание пейзажей о весне и о празднике Пасха. - Наблюдения за сезонными изменениями в природе. |
- Совместное участие в работе арт – мастерской « Пасхальные затеи»: раскрашивание яиц разными способами. - Участие родителей и детей в выставке «Подарок к Красной Пасхе».
- Праздник «Красной Пасхи светлые дни»
|
лето
Макушка лета (День св. Петра и Павла) |
Исследовательско- игровой «Ты плыви, кораблик, по большой реке»
|
1.Формировать умения обследовать предметы, совершая простейшие опыты и устанавливать элементарные связи между предметами и явлениями живой и неживой природы. 2. Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в активной речи. 3. Продолжать формировать умение получать информацию от окружающих партнёров. |
- Наблюдение за свойствами воды Проблемная ситуация: помочь сказочным героям проплыть по реке на кораблике, выбрав его среди других, сделанных из разных материалов.
|
* Проведение элементарных опытов: «Радуга», «Плавает или тонет?», «Песочная страна», «Вода нужна всем», «Встреча с ручейком». *Игры с водой. * Совместная деятельность воспитателя с детьми - отражение результатов опытов в рисунках. - Чтение литературных произведений о путешествиях, о воде. - Художественная деятельность: рисование «Ручеёк короткий и длинный», аппликация «Помоги зайке перейти узкую речку по мостику, а узкий ручеёк по брёвнышку». |
- Презентация кораблей из природного материала - Семейная регата. - Материал в родительский уголок «Наблюдение с увлечением!» |
Литература:
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода.- М.: АРКТИ, 2003
- Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3.
- Ребёнок в современном обществе. Сборник научных статей./ Под ред. Л.Ф.Обуховой, Е.Г.Юдиной. М.: МГППУ, 2007.
- http://nsportal.ru/
- http://www.maam.ru/
Чусовитина Наталья Руфиновна,
воспитатель МБДОУ д/с «Солнышко»
структурное подразделение д/с № 162,
г. Нижний Тагил
Добавить комментарий