Под парусами форсайт-флота

evprorochuk
Аватар пользователя evprorochuk
Под парусами форсайт-флота
evprorochuk
Аватар пользователя evprorochuk

В начале августа 2013 г. Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с Российским управленческим сообществом (РУС) разместив, под флагом "Форсайт-Флота 2013", на двух кораблях пятьсот представителей науки, бизнеса, власти и образования отправилось в недельное плавание на поиски России будущего.

Форсайт – социальная технология и формат коммуникаций, который позволяет его участникам с помощью игротехнического метода rapid forsight (быстрый взгляд в будущее) определить желаемый образ будущего. Методика включает предсказание будущего, его планирование и нетворкинг (неформальный диалог). В ходе активного обсуждения на специальную карту времени наносятся ключевые характеристики будущего: тренды, технологии, форматы, угрозы, события и нормативные акты. И уже на этой основе создаётся управленческая дорожная карта, которая становится планом действий на ближнюю и дальнюю перспективу.

За время путешествия участниками было создано несколько карт будущего с конкретными его образами. Так в ходе тематических форсайтов «Драйверы инноваций в экономике» и «Предпринимательство», были выделены следующие тренды, которые будут определять конструкцию российской экономики до 2030 г.: старение населения и изменение его структуры, снижение мирового спроса на российское сырье, глобализация потребления  и снятие экономических барьеров, оптимизация производства за счет снижения ресурсопотребления, усиление влияния информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой жизни.

В итоге, на дальнем горизонте будущего появляются: генетические технологии, способствующие усилению физических и интеллектуальных способностей человека; появление глобальных сообществ, виртуальных государств и виртуальных граждан, новое социальное деление; интеллектуальная деятельность, как основной источник дохода; предельное упрощение торговых логистических цепочек и роботизация транспорта; массовое производство индивидуальнных товаров (кастомизация) и «домашнее» производство за счет распространения среди населения 3D-принтеров. Будет усиливаться дефицит кадров, что приведет к массовым технологиям персонального обучения, появятся новые типы предпринимателей «человек-бренд», «человек-стартап», «дети-предприниматели». Интересен и типичный  «портрет» российского предпринимателя два десятилетия спустя: это человек, который готов мириться с недостаточно комфортной средой и имеющий возможность уехать, но остающийся жить в России, он хорошо зарабатывает, живет в частном, сравнительно небольшом доме не в Москве, имеет 4-5 детей.

Форсайты блока «Город будущего» также показали интересные результаты. Участники выделили в качестве ведущего тренд роста продолжительности жизни, которая, с помощью новых здоровьесберегающих технологий, сможет достичь 100-120 лет. Это поставит перед городами ряд системных вызовов, например, среда городов должна будет соответствовать запросам не трех (как сейчас), а пяти поколений людей, у которых сильно различаются социальные задачи и образ жизнедеятельности.

Работа со средой новых городов потребует новых компетенций. Появятся новые виды деятельности: «специалист по управлению городским климатом», «сити-тьютор» осуществляющий сопровождение жизни людей внутри городов и городских агломераций, «специалист по комплексному созданию и развитию городских ландшафтов». Будут востребованы люди, профессионально выстраивающие коммуникации в городских сообществах, создающие социальную связность.

Наиболее важным стал вопрос «оживления» депрессивных и деградирующих городов, к которым относится значительная часть малых и средних городов России. В частности, в ходе форсайта был предложен ряд подходов к регенерации городских публичных пространств и обязательному участию в них творческих коллективов и культурных институций. Именно развитие общественных пространств сможет сделать города России комфортными и привлекательными для проживания. В будущем городские публичные пространства могут получать статусы, подобные статусам средневековых университетов – пространств свободы, творчества и нового образования, становясь особыми субъектами права.

Форсайт «Превентивная медицина» показал, что она должна стать основой самоуправления здоровой жизнью человека и быть противовесом современной «ремонтной медицины». Активная позиция человека по отношению к своему здоровью должна выйти на первый план. Именно группа превентивной медицины спрогнозировала увеличение продолжительности жизни до 100-120 лет. Однако, этот рост будет возможен, если человек перейдёт из роли пассивного пациента в роль активного участника, а сама медицина из сферы обслуживания станет сферой управления. На ближнем горизонте возможен кризис доверия к официальной медицине, рост самолечения, широкое использование различных духовных, душевных и телесных практик. Будут развиваться системы мотиторинга сознания и физического здоровья, созданы медиапродукты, выравнивающие психосоматические реакции человека, «умрут» антибиотики. Парадигма существования «деньги-товар-деньги» станет замещаться парадигмой «здоровье-дело-здоровье». На дальнем горизонте возможно появление своеобразного биокостюма, как технологии ранней диагностики и коррекции здоровья, также будет усиливаться тренд интеграции сфер здравоохранения, образования и культуры.

Большой блок представляли форсайты, связанные с общим и профессиональным образованием.

Форсайт «Школьное образование» показал, что главным бенефициаром образования в школе будущего станет сам ученик, но при этом будет расти поляризация школьного образования. С одной стороны, рост количества элитных школ, внедряющих новые технологии, интегрированных в «цифровой мир», с другой стороны, слабые школы могут превратиться в своеобразные «камеры хранения», основной функцией которых является присмотр за детьми. В этих условиях большую значимость будут играть профсообщества родителей, их формирование является приоритетной задачей.

Участники форсайта «Детские образовательные сервисы» отметили, что они уже сейчас дополняют дошкольное и школьное образование, а в перспективе будут в значительной степени замещать его, предлагая ребенку гармоничное развитие, как при участии родителей и педагогов, так и самостоятельно. Комплексным решением этой задачи может стать создание единой площадки, выполняющей функции навигации по имеющимся образовательным сервисам, в т.ч. международным, предоставление возможности формирования индивидуальных программ для ребенка, фиксации траектории развития и составление портфолио.

При этом активное развитие и разнообразие детских образовательных сервисов задает новые требования к обеспечению психической и физической безопасности ребенка. Уже сейчас необходимо начинать работу по формированию нормативной базы, обеспечивающей необходимый уровень детской безопасности. Отдельной важной задачей является проработка и поощрение сервисов, имеющих культурологическую и социальную направленность.

Группа «Форсайт высшей школы» выявила следующее. Система высшего образования в ближайшие 5-10 лет начнет переживать изменения под воздействием экспансии зарубежных образовательных франшиз. В Россию придут «университеты для миллиарда», предлагающие русскоязычные курсы и связанные с ними возможности для профессионального развития. Следует ожидать появления новых форматов управления, направленных на обеспечение прозрачности процессов и результатов в системе высшего образования, например, «пиринговых» (peer-to-peer) систем оценки курсовых и дипломных работ, а также онлайн-рейтингов преподавателей высшей школы.

В 2020-х гг. в России усилится роль высших учебных заведений исследовательского и предпринимательского типа, формирующих вокруг себя распределенные мультикластеры различных образовательных форматов, работодателей, сообществ. Если углубленной интеграции вузов с профессиональными сообществами не произойдет, резко снизится потенциал страны в глобальной конкуренции за идеи и ресурсы.

«Форсайт компетенций» показал, что в ближайшие 10-15 лет будет наблюдаться изменение в характере деятельности и размытие границ таких типов специалистов, как инженеры, управленцы и рабочие. Этот процесс определяется влиянием глобальных экономических трендов и сменой технологий в производстве, проектировании и управлении.  Современные сложные высокотехнологичные производства требуют комбинированных технологических и управленческих компетенций. Большинство инженеров и технических специалистов в новых отраслях должны обладать навыками разработки, проектирования, управления и обслуживания продуктов и технологий на полном жизненном цикле. Новые стандарты системной инженерной подготовки (CDIO), принятые на вооружение технологическими университетами и профессиональными учебными учреждениями, смогут стать основой учебных программ в этой сфере.

Характер деятельности рабочих существенно изменится уже в это десятилетие. Поскольку производственные и сервисные процессы начинают осуществляться в программируемых рабочих средах, то даже рабочий-оператор будущего – это инженер с хорошим знанием программирования и технических процессов в разных отраслях. Он владеет техническим английским языком и способен принимать решения в нестандартных ситуациях. Также в ближайшее время «рабочими» будут признаны специальности, которые сейчас считаются интеллектуальными – программисты, веб-дизайнеры, 3D-проектировщики и др. Это должно привести к изменениям в системе профессиональной подготовки и существенному сокращению её длительности.

Существенные и интересные изменения будут происходить и с ремесленными профессиями. При возрастающей автоматизации и виртуализации окружающего мира будет заметно расти ценность уникальных изделий, изготовленных вручную, что позволит развиваться как традиционным ремеслам, вокруг центров туризма, так и новым ремесленным профессиям, учитываю возрастающий тренд на индивидуальность и эксклюзивность запросов людей. 

Подводя итог необходимо отметить, что на горизонте 2030-х гг. разнообразие личных качеств и компетенций станет основой для успешного интегрирования личности в профессиональные сообщества. Парадоксально, но с развитием виртуального мира и сетевых профсообществ, уникальность человека не только не уменьшится, но и станет его конкурентным преимуществом.

 

Андрей Ефанов, участник «Форсайт-Флота 2013»,

по материалам Агентства стратегических инициатив http://www.asi.ru

Виталий Копнов (не проверено)
Аватар пользователя Гость

Насчет востребованности предпринимательского образования к 2020 г. я бы ужесточил временной промежуток до сегодняшнего дня http://kopnov.livejournal.com/10101.html

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Target Image
Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.