РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ лицей №9
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Асбестовское муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №9
624260 Свердловская область, город Асбест, улица Плеханова д. 3\2
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011-2016 гг.
1. Директор Лицея № 9: Попова Галина Алексеевна.
2. тел./факс: (34365) 2-44-81, 2-44-78.
3. сайт: www.licey9asb.ucoz.ru E mail: scool9_asb@mail.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от Лицея 9: Дмитриева Марина Владимировна,
Контактные телефоны куратора проекта: 8(34365)2-93-89, 2-44-81, scool9_asb@mail.ru.
Научный консультант: кандидат физико-математических наук, доцент, директор центра компьютерного тестирования УрГПУ, заведующий отделом мониторинга качества образования ИРО Мамонтова Марина Юрьевна.
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28.04.2011 г.
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Управление качеством образования в Лицее на основе мониторинга учебных достижений обучающихся, проводимого с использованием тестовой технологии и методов статистического контроля».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет необходимость реализации инновационных процессов в системе образования, которые не смогут обеспечить системных, устойчивых результатов (прежде всего в обеспечении качества образовательной деятельности, определяемого образовательными достижениями учащихся) без распространения практики нововведений на уровень управления качеством образования в образовательном учреждении. Одновременно в новой модели устойчивого развития общества ведущим законом становится закон опережающего развития качества человека, качества образовательных систем и качества общественного интеллекта. «Качество становится символом тех изменений, которые дают ориентиры к стратегии выживания человечества» (А.И.Субетто). Проблема качества начинает пониматься и решаться на путях идеологии «всеобщего управления качеством», охватывающей все виды деятельности в образовательной системе, начиная от качества воспитания, качества образовательных программ, качества содержания, качества образовательного процесса и кончая качеством самого управления. Таким образом, актуальными становятся не только проблемы собственно качества образования, но и управления качеством образования в различных системах.
В современных исследованиях (В.П.Беспалько, В.А.Кальней, Ю.А.Конаржевский, В.Ю.Кричевский, О.С.Лазарев, О.В.Лебедев, А.М.Моисеев, В.П.Панаскж, М.Н.Певзнер, М.М.Поташник, Н.Л.Селезнева, А.И.Субетто и др.), качество образования рассматривается в нескольких плоскостях: качество как дидактическая проблема; качество как проблема развития и воспитания школьников; качество как социальная проблема; качество как управленческая проблема. Наибольшую актуальность эти исследования приобретают на фоне вариативности образования. Инновационные процессы, интегрируя традиции и новаторство, выступают механизмом разработки новых целей, содержания, форм, методов, технологий организации и управления качеством образования, жизнедеятельности развивающейся школы. Среди инновационных школ заметную роль играют лицеи, призванные формировать социально зрелую личность выпускника и создавать ему условия для непрерывного образования с учетом профильной дифференциации и профессиональных интересов. Выпускник лицея должен быть готов к осознанному выбору социальной позиции, профессионально-личностному самоопределению, гибкому реагированию на меняющиеся импульсы внешней среды. Управление качеством образования в современном лицее требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учесть особенности образовательной среды инновационного учреждения, характер взаимоотношений субъектов педагогического взаимодействия. Препятствием для реализации такого подхода продолжает оставаться традиционный механизм управления школой, основанный на жесткой регламентации деятельности учителей и учащихся, стандартизированной оценке качества образования на основе формальных индикаторов «эффективности» конечного результата. Позитивный практический опыт образовательной деятельности и управления качеством в инновационных образовательных учреждениях, включая лицеи, не получил закрепления в соответствующей нормативно-правовой базе.
Тема исследования: управление качеством образования в Лицее на основе мониторинга учебных достижений обучающихся, проводимого с использованием тестовой технологии и методов статистического контроля.
Актуальность избранной темы основана на противоречиях между:
- необходимостью разработки принципиально нового механизма управления качеством образования в инновационном образовательном учреждении и консерватизмом существующей системы управления школой;
- запросами современного рынка образовательных услуг и способностью образовательного учреждения адекватно и качественно на них реагировать;
- необходимостью внедрения на уровне образовательного учреждения инновационных процессов в области качества образования и отсутствием новых технологий в управлении инновационными изменениями.
Цель исследования: разработать модель управления качеством образования в современном лицее, отражающую его специфику как инновационного образовательного учреждения.
Объект исследования: качество образования в современном лицее.
Предмет исследования: теоретические аспекты и организационно-педагогические условия управления качеством образования в лицее как инновационном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования. Управление качеством образования в Лицее будет эффективным, если будет обеспечена стандартизация процесса управления качеством образования в Лицее на основе мониторинга качества образовательных достижений обучающихся, включающая в себя:
- разработку и реализацию миссии, политики и целей Лицея в области качества образования;
- необходимые организационно-педагогические условия управления качеством: высокий уровень автономизации Лицея, тесное взаимодействие лицея с различными институтами сетевого взаимодействия;
- разработку и реализацию в 2011-2016 годах Комплексной программы по управлению качеством образования в Лицее основе мониторинга образовательных достижений обучающихся;
- повышение квалификации педагогических и руководящих работников Лицея по вопросу управления качеством в образовательном учреждении;
- разработку нормативных документов в области качества образования (документирование основных процессов: формирование образовательной программы, организация учебного процесса, предоставление образовательных услуг, организация и проведение аттестации обучающихся и др.);
- мониторинг реализации основных процессов управления качеством образования;
- обобщение результатов работы: подготовку сборника научных и научно-методических работ педагогов по вопросам качества образования.
Задачи исследования:
- выявить особенности управления качеством образования в лицее, вытекающие из его миссии, а также нормативных и маркетинговых целей деятельности;
- раскрыть сущностные характеристики и охарактеризовать объекты качества современного лицейского образования;
- определить организационно-педагогические условия управления качеством образования в современном лицее.
Методологическую основу исследования составили: теория управления инновационными образовательными учреждениями (В.П.Беспалько, В.С.Лазарева, О.С.Лебедев, Л.М.Моисеев, М.М.Поташник, В.П.Симонов, О.Г.Хомерики, Т.И.Шамова, Е.А.Ямбург и др.); теории управления образованием (В.П. Аверкин, Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, Т.А.Каплунович, Ю.А.Конаржевский, В.Ю.Кричевский, П.И.Третьяков, К.М.Ушаков и др.); теории качества образования (В.А.Кальней, А.М.Моисеев, В.П.Панасюк, M.H.Певзнер, М.М.Поташник, И.А.Селезнева, А.И.Субетто, С.Е.Шишов и др.); основные положения общей и педагогической квалиметрии (Л.А.Макаров, Д.Ш.Матрос, В.К.Муратова, В.П.Панасюк, А.И.Субетто и др.); концепция формирования Национальной системы качества образования (В.П.Панасюк, Н.Л.Селезнева, А.И.Субетто, Ю.Г.Татур и др.). современные концепции развития инновационных школ (В.С.Библер, В.О.Караковский, Л.Г.Каспржак, А.П.Тряпицина, Л.Н.Тубельский, Е.Л.Ямбург и др.).
Методы исследования: теоретические методы (анализ научной литературы, конкретизация и обобщение, систематизация и синтез, моделирование); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, социологические опросы, изучение результатов деятельности, педагогическая экспертиза, контент-анализ документации, изучение педагогического опыта, эксперимент, методы математической статистики).
Основное содержание деятельности. Концепция изменений в Лицее основана на системной стратегии, в основе которой прогнозирование изменения требований к образованию в перспективе, использование метода программно-целевого планирования на среднесрочную и более отдаленную перспективу, определение приоритетных звеньев и обеспечение согласования связей между различными нововведениями.
Системный подход базируется на идее целостности развития образовательной системы образовательного учреждения. Он предполагает описание образа того, что хотели бы получить в перспективе и, исходя из этого, определение последовательности действий. Цель выстраивания приоритетов на основе образа прогнозируемого состояния образования - обеспечить такой переход к будущему состоянию, при котором, во-первых, не нарушается стабильное функционирование учреждения, во-вторых - выбор нововведений осуществляется на основе критерия результативности в соответствии с требованиями муниципальной системы оценки качества образования.
Системная стратегия управленческих инноваций ориентирована на результат. Желательный результат изменений представляет собой иерархическую структуру диагностируемых и контролируемых целей, что позволит остановить наметившуюся тенденцию активно совершенствовать процессуальную сторону обучения: разрабатывать и внедрять новые формы и методы обучения, недостаточно уделяя внимание постановке целей и диагностике главного результата работы учреждения и учителя - учебным и личностным достижениями учеников.
Стратегия системных инноваций использует принцип опережающего управления: предвидение возможных осложняющих факторов позволяет реагировать на них до того, как их действие приведет к негативным последствиям для системы образования учреждения. Особое место среди промежуточных целей будет занимать изменение организационной структуры и функциональных процедур внутри самой системы управления.
Выбранная стратегия инноваций в управлении качеством образования включает в себя программно-целевой подход к управлению. Он предполагает:
- установление социально обоснованных и реально достижимых к определенному сроку целей;
- разработку перечня необходимых действий по всем видам и направлениям деятельности образовательной системы и взаимодействующих с ней внешних организаций и структур Управления образованием Асбестовского городского округа. Службы информационно-методического сопровождения АМБУ ЦОУ;
- определение необходимых средств: финансовых, кадровых, материально-технических, информационных и др.;
- определение ответственных исполнителей по каждому направлению их числа работников Лицея.
Планируемый результат изменений:
Реализация в практике деятельности Лицея основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на основе системного управления внедрением инноваций с учетом анализа результатов мониторинга образовательных достижений обучающихся, проводимых с использованием тестовой технологии и методов статистического контроля и обеспечивающих положительную динамику качества образования.
Научная новизна: будет разработана и обоснована модель управления качеством образования в лицее, которая отражает особенности инновационного образовательного учреждения, конструирующего специфическую образовательную среду и реализующего самостоятельно разработанную концепцию образовательной деятельности
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ:
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
2010 |
-Региональная научно-практической конференции «Наука образованию» (1 человек) |
|
2011 |
- II региональные чтения «Истина школы. На пути к духовности образовательного пространства» (6 участников) |
-Бакунинские чтения Х Всероссийской НПК (1 участник) -Международный конгресса-выствки «Global Education – Образование без границ-2011г.(1 человек) -VII Всероссийский форум руководителей ОУ (директор); -Всероссийская научно-практическая конференция «Обновление содержания и технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы» (1 участник) |
2012 |
-Городские педагогические чтения «Управление духовно-нравственным воспитанием и развитием обучающихся» (10 участников, в т.ч. 4 призера) |
- ХVI всероссийские историко-педагогические чтения «Историческая наука и историческое образование как факторы гуманизации общества» (1 участник) - Всероссийские педагогические чтения «Новые стандарты. Новые идеи» (3 участника) - II -Международная заочная научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные аспекты развития современного образования» (2 участника) - II Всероссийская заочная НПК «Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития» (6 участников) - III международная конференция лидеров образования «Образование ХХ1 века. Формирование межпредметных результатов образования» (1 участник); -Научно-методическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы реализации Федеральных государственных стандартов» (5 участников); -VI Международная научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в образовании (2 участника). |
2013 |
|
-15-ая Международная научно-практическая конференция «Новые технологии в образовании» (2 участника); -2-ая Международная заочная научно-практическая конференция «Образование сегодня: теория, методология, практика» (2 участника); -V Международная научно-практическая конференция «Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития» (2 участника); -Международная заочная научно-практическая конференция «Педагогика и психология: проблемы, идеи, инновации» (2 участника); -Международный семинар-конференция в Греции «Проектно-исследовательская деятельность: зарубежный и российский опыт в области образования» (1 участник); - II Международная ярмарка образовательных технологий «Образовательный потенциал» (1 участник); - Всероссийская НПК «Принципы и подходы к обучению и воспитанию в условиях модернизации образования» (3 участника). |
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
2011 |
-Конкурс на соискание премии Губернатора Свердловской области педагогическим работникам (2 участника) -Муниципальный интернет-конкурс на лучшую программу развития школы (1 место); -Муниципальный интернет-конкурс на лучшую программу информатизации (1 место) |
-Всероссийский конкурс авторских и коллективных проектов, направленных на развитие инновационной сферы, науки и образования, организованный издательством «Высшая школа (2 участника); - Всероссийский конкурс «Директор школы-2011» (1 участник); |
2012 |
-Городской конкурс молодых специалистов «Дебют года»(1 участник-призер); - муниципальный конкурс «Лучший по профессии»(2 участника-дипломанта); -городской конкурс на лучшую методическую разработку (10 участников, в т.ч. 4 призера) |
-Конкурс на получение денежного поощрения «Учитель года России» (2 участника); -Всероссийский конкурс инноваций по теме «Здоровьесберегающие технологии в образовании» (1 участник-победитель); -Всероссийский Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (7 участников); - Всероссийский конкурс «Планета творчества» по присуждению Всероссийских наград Издательского Дома «Инновации и эксперимент в образовании» в номинации «Лучший проект образовательного учреждения по организации творческой деятельности учащихся-2012. |
2013 |
- областной конкурс среди муниципальных общеобразовательных учреждений Свердловской области, реализующих инновационные образовательные программы (включение Лицея в число победителей с вручением гранда в размере 400 тыс. рублей); -областной смотр-конкурс по охране труда и учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Свердловской области (2 место и денежный приз 5 тыс. рублей); -областной конкурс «Учитель-профессия мужская» (1 победитель заочного этапа); - конкурс на соискание премий Губернатора Свердловской области педагогическим работникам в 2013 году (1 финалист). -муниципальный конкурс «Лучший по профессии» (2 участника, 1 место в номинации. «Лучший директор общеобразовательного учреждения»). |
- Всероссийский конкурс «100 лучших школ России (Лицей № 9 признан лауреатом в номинации «Лучший лицей», директор отмечена почетным знаком «Директор года-2013»; -10-ый Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России» (лауреат 1 степени); -конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных учреждений в 2013 году (2 участника); -региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России» (1 участник); - Всероссийский конкурс «Элита российского образования» в номинации «Инновационный проект образовательного учреждения» (материалы зарегистрированы, итоги будут подведены в январе 2014 года). |
7. Методическая результативность. Численность педагогического коллектива - 47 человек, педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ - 22 человека.
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2012 |
-День науки и творчества в Лицее (350 участников); -День горняка в Лицее (600 участников); - конкурс профессионального мастерства «Лучший учитель Лицея- 2013» (5 участников); -Презентация учебно-лабораторного оборудования кабинета физики и вновь отремонтированных помещений 3-го этажа (80 участников). |
-Межтерриториальный конкурс научно-исследовательских работ по химии памяти первого директора ОАО «Русский магний» А.А.Щелконогова (24 участника). |
2013 |
-День науки и творчества в Лицее (620 участников); - День ОАО «Ураласбест» в Лицее (620 участников); -Лицейская научно-практическая конференция «Мои первые открытия» (38 участников); - конкурс профессионального мастерства «Лучший учитель Лицея- 2013» (6 участников); - конкурс методической продукции педагогов Лицея (14 участников); -Презентация мобильного компьютерного класса, полученного в рамках реализации комплекса мер для администрации и общественности города (20 человек); -Презентация медиа- класса Лицея для депутатов Асбестовской городской Думы (30 участников); -Виртуальная методическая лаборатория на сайте «Дневник. ру» «Методы совершенствования техники осознанного чтения на всех предметах учебного плана»; -Собеседования и экскурсии по Лицею специалистов, начальников муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, в рамках выездного информационного дня Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в г. Асбесте. -Презентация нового оборудования столовой Лицея для родительской общественности (30 участников). |
-Межтерриториальный конкурс научно-исследовательских работ по химии памяти первого директора ОАО «Русский магний» А.А.Щелконогова (14 участников); - окружной семинар-совещание Южного управленческого округа Свердловской области по обмену опытом профориентационной работы с несовершеннолетними гражданами «Профессиональная ориентация несовершенно летних граждан на основе развития социального партнерства организации для развития кадрового потенциала территорий» (20 участников); - муниципальный конкурс методической продукции (5 участников, итоги пока не подведены). |
8. Социальная результативность:
Инновационный опыт ИАОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте Лицея по адресу www.licey9asb.ucoz.ru где размещаются выпуски лицейского сборника «Методическая инновационная копилка».
Сеть социального партнерства:
Лицей - пилотная площадка Министерства образования и науки РФ, ФГАУ «Федеральный институт развития образования» для проведения апробации модельной методики нормативного подушевого финансирования услуг по педагогическому сопровождению развития (образования) талантливых детей в системе общего образования.
Лицей - инновационная площадка ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет» в соответствии с заключенным договором об организации совместной деятельности по реализации научно-образовательного проекта «Инженер леса ХХI века», который направлен на создание профессионально-ориентированного и творчески активного потенциала будущих инженерных кадров для химико-лесного комплекса, призванных обеспечить дальнейшую модернизацию экономики Свердловской области, Асбестовского городского округа.
Лицей - участник реализации инновационного образовательного проекта ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет» «Школа – кадровый центр», направленного на организацию непрерывного процесса «Лицей – ВУЗ – предприятие» в подготовке молодых специалистов для ОАО «Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат» через обеспечение готовности осознанного выбора выпускниками Лицея направлений инженерно-технического образования и профессионального самоопределения, обеспечение инвестиционной привлекательности инженерно-технического образования. В рамках этого проекта в Лицее начали функционировать профильные группы технической направленности, в которых познавательно-развивающие занятия проводились по программам довузовской подготовки УГГУ. Предусмотрены различные профориентационные мероприятия, позволяющие учащимся заранее спланировать дальнейший образовательный маршрут.
Лицей - базовая площадка Управления образованием Асбестовского городского округа по работе с одаренными детьми.