Луцкий педагогический колледж

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства  образования и науки РФ

 

Луцкий педагогический колледж

Украина, 43010, Волынская обл., г. Луцк, пр. Воли, 36,

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011-2016гг. 

 

1. Директор:   Бойчук Петр Никитич.

2. тел.: (0332)244721  факс (0332) 248-155.

3. сайт: www.lpk.at.ua  E mail: lpk@ua.fm.

ФИО (полностью) куратора проекта Гузенко Елена Анатольевна.

Контактные телефоны куратора проекта, e-mail:  (0332)244097,  djulaj@mail.ru.

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ,  регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.

5. Тема инновационного педагогического опыта «Формирование профессиональной компетентности будущих учителей».

Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ. 

6.1. Качественные характеристики

Актуальность исследования. Гуманистическая ориентированность образовательного пространства высшей школы актуализирует процессы усовершенствования профессиональной подготовки будущего учителя в связи с его личностным развитием.  В сложившихся условиях конкурентоспособность будущих педагогов зависит не только от качества овладения ими  современными профессиональными знаниями, степени их педагогической и информационной культуры, умения мыслить и действовать в категориальной системе педагогической науки, но и существенной мерой от уровня гармоничного развития личностных характеристик – инициативности, целеустремленности, самодостаточности, самоэффективности и др.

Новые ориентиры в развитии профессионализма специалистов образования, переход от энциклопедической к компетентностной парадигме освоения содержания педагогической профессии детерминируют включения в систему профессиональной подготовки будущих учителей такого новообразования как профессиональная компетентность.

 

Высшее образование сегодня вызвано обеспечивать подготовку специалистов, сориентированных на личностное и профессиональное развитие, готовых качественно выполнять свои функции в определенных сферах человеческой деятельности. А это в большей мере зависит не только от полученных знаний, умений и навыков, но и от комплекса характеристик, для обозначения которых используется понятие компетентность. Именно формирование компетентности наиболее соответствует современному пониманию цели образования. Компетентностный подход в образовании рассматривается как способность личности успешно исполнять поставленные задачи, удовлетворяя индивидуальные и социальные потребности. Компетентность как психолого-педагогическая категория характеризуется инициативностью, способностью работать в коллективе, коммуникативностью, умением выбирать и использовать информацию. Исходя из этого, сегодня необходимым есть переосмысление роли учителя в современном общеобразовательном учебном заведении. С одной стороны у него самого должна быть в наличие профессиональная компетентность, с другой – приоритетным его заданием есть личностное развитие подрастающего поколения, повышение интереса у учеников к интеллектуальному самосовершествованию, формирование у них стремления к физическому и психическому благополучию. Процесс формирования компетентного специалиста в полной мере обусловлен и научно-методической компетентностью преподавателя высшего учебного заведения.

 

Таким образом, прослеживается противоречие между объективной необходимостью реализации компетентностного подхода в современном образовании через призму «преподаватель высшего учебного заведения – студент, будущий учитель – ученик общеобразовательной школы» и реальной несогласованностью содержания, форм и методов, которые должны быть направлены на обеспечение эффективной профессиональной подготовки будущих специалистов в области образования.

Анализ актуальности и противоречия позволили определить проблему исследования: какие социально-педагогические условия способствуют формированию профессиональной компетентности будущих учителей?

Актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования:  «Формирование профессиональной компетентности будущих учителей»

 

Цель исследования: построить структуру формирования профессиональной компетентности будущих учителей в контексте системы: «преподаватель высшего учебного заведения – студент, будущий учитель – ученик общеобразовательной школы».

Объект исследования: процесс подготовки учителей в условиях современного высшего учебного заведения.

Предмет исследования: структура формирования профессиональной компетентности будущих учителей.

 

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что разработать эффективную инновационную систему формирования и развития профессиональной компетентности будущих учителей возможно, если бу­дут реализованы следующие дидактико-методические и акмеологические условия:

  • будет разработана акмеологическая концепция формирования профессиональной компетентности специалистов в области образования, предусматривающая раскрытие и обобщение научно-педагогических предпосылок, факторов, осо­бенностей, структурно-содержатель­ных компонентов образовательной деятельности, мотивационных механизмов формирования компетентности в их системной и логической взаимообусловленности;
  • будет обоснован интегративно-дифференцированный и акмеологический подход как наиболее эффективная методологическая основа процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов,  определены механизмы взаимосвязи компонентов названых подходов, разработаны их принципы и функции, исследованы дидактические и организационные условия реализации;
  • будет выявлена и раскрыта сущность и структура профессиональной компетентности специалистов, подлежащая формированию в условиях высшего педагогического образования, а также определено в границах преподавания дисциплин практико-ориентированного  цикла структурно-содержательное наполнение компетентностной парадигмы, обеспечивающей эффективность осуществления будущими учителями профессиональной деятельности;
  • будет создана акместруктура методической деятельности, нацеленной на формирование профессиональной компетентности, основанная на идее динамического равновесия и взаимодополнения между процессами интеграции и дифференциации в обучении будущих учителей, характеризующаяся как общими универсальными интегративными признаками, так и особенными свойствами, возникающими вследствие учета дифференцирующих факторов образовательного процесса и образовательной среды, раскрывающая основные характеристики данного вида профессиональной  подготовки как системной совокупности структурного, функционального, соотносительного  и средового компонентов;
  • будет разработана технология формирования профессиональной компетентности на основе акмеологического  потенциала педагогических дисциплин и профессиональных потребностей будущих учителей, которая реализуется через разработку и внедрение вариативных образовательных программ, разнообразных форм и методов учебной деятельности, предусматривающих выполнение коллективных, групповых и индивидуальных профессионально-ориентированных действий и операций.

 

Цель и  гипотеза исследования обусловили необходимость решения ряда исследовательских  задач:

  • выявить философские, психологические и методические предпосылки формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области образования;
  • сформулировать теоретические положения, составляющие акмеологическую концепцию формирования профессиональной компетентности в условиях высшего педагогического образования;
  • разработать структуру профессиональной компетентности, включающую в себя совокупность компетенций, необходимых для ведения продуктивной деятельности будущих педагогов в глобальной профессиональной среде;
  • обосновать сущность интегративно-дифференцированного и акмеологического подходов к формированию профессиональной компетентности будущих учителей; обосновать его закономерности и принципы управления деятельностью по формированию профессиональной компетентности специалистов;
  • спроектировать акместруктуру формирования профессиональной компетентности будущих учителей в контексте требований эволюционно-синергетической парадигмы и особенностей современного научно-образовательного пространства, включающую в себя структурный, функциональный, соотносительный  и средовый компоненты;
  • создать технологию реализации дидактической системы формирования профессиональной компетентности, предполагающую овла­дение будущими учителями способами мобилизации совокупности личностных качеств, квалификационных знаний, умений и методического мастерства с целью достижения оптимальных результатов в педагогической деятельности.
  • описать опыт и результаты исследования эффективности формирования профессиональной компетентности будущих учителей на основе интегративно-дифференцированного и акмеологического  подходов.

 

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

  • общие теории систем и системного анализа, теории целостности системы образования, педагогического процесса, его культурологической направленности и рефлексивного управления им (В. Андреев, Ю. Бабанский, В. Бондарь, Е. Бондаревская, Ю. Васильев, Д. Горский, В. Ильин, М. Каган, В. Лазарев, Л. Новикова, В. Слободчиков, П. Третьяков, Т. Шамова, Н. Щуркова и др.);
  • исследования в сфере непрерывного образования в контексте глобальных тенденций, изучение структуры и функций профессиональной деятельности специалистов вообще и педагогов, в частности (П. Бойчук, В. Бондарь, З. Васильева, С. Вершловский, Л. Волк, Б. Гершунский,  Н. Кузьмина,  Ю. Кулюткин, О. Лебедев, В. Максимова, А. Митина, А. Орлов, В. Сластенин,  И. Томашевская и др.);
  • теория деятельности и развития личности как субьекта деятельности (К. Альбуханова-Славськая, Л. Анциферова, А. Адлер, Б. Ананьев, Р. Бернс, И. Бех, Н. Бибик, О. Бодалев, Л. Божович, А. Брушлинський, Л. Виготский, О. Дусавицький, О. Ковальов, И. Кон, Г. Костюк, О. Левченко, О. Леонтьев, А. Маркова, А. Маслоу, Г. Олпорт, А. Петровський, К. Платонов, К. Роджерс, С. Рубинштейн, К. Юнг и др.);
  • существенные положения аксиологического подхода (В. Андрущенко,                         Б. Гершунський, А. Здравомислов, А. Ленгле, Е. Подольськая, О. Сухомлинськая, Н. Ткаченко, В. Тугаринов и др.), антропологического подхода (И. Аносов, Б. Бим-Бад, В. Гинецинский, И. Зязюн, П. Мясоед, В. Прянникова, В. Слободчиков и др.), ресурсного подхода (Т. Давиденко,  Т. Рогова, Т. Шамова, Т. Цецоринова и др.);
  •  исследования с проблем подготовки будущего учителя к педагогической деятельности (О. Дубасенюк, К. Дурай-Новакова, В. Кукушин, Ю. Кулюткин, Т. Леонтьева, Н. Никитина, А. Роботова, В. Семыченко, И. Шапошникова и др.);
  • закономерности организации и функционирования педагогического процесса в высшей педагогической школе (А. Алексюк, В. Буряк, И. Зязюн, В. Кремень, Н. Ничкало, А. Савченко, В. Семыченко и др.);
  • обобщенный опыт внедрения мониторинга качества образования школьников и студентов (В. Горб, В. Кальней, О. Касьянова, О. Орлов, В. Пинькас, Г. Троцко,
    С. Шишов и др.);
  • технологические основы обеспечения готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности (В. Беспалько, С. Генкал, В. Евдокимов, Н. Литовченко, Т. Новикова, О. Пехота, И. Прокопенко, Г. Пьятакова, Г. Селевко, А. Сытников,
    И. Шевцова и др.).
  • методологические подходы к дидактическому моделированию и проектированию (Н. Алексеев, О. Анисимов, В. Беспалько, Р. Богданова, С. Борисов, Б. Гершунский, В. Гузеев, О. Лебедев, Г. Ильин, В. Краевский, М. Левина, В. Радченко, М. Рожков, В. Сериков, В. Сластенин, М. Ушакова, А. Цирюльников,  Г. Щедровицкий и др.).

 

Интегративную акмеологическую структуру (модель) формирования профессиональной компетентности будущих учителей рассматриваем как структурный комплекс взаимосвязанных элементов педагогического процесса, где интегрируются ее основные компоненты: цель, принципы, организационно-педагогические условия, содержания подготовки и ее организационные формы, профессиональная компетентность учителя как результат реализации определенных условий.

Предположено, что эффективность внедрения разработанной модели научно-методической системы обеспечения формирования профессиональной компетентности будущих учителей зависит от качественной реализации структурно-функциональных компонентов подготовки студентов к различным видам педагогической деятельности (воспитательная, учебно-познавательная, исследовательская, самообразовательная).

 

С целью выполнения выше обозначенных задач и проверки выдвинутой гипотезы, был использован ряд взаимодополняющих друг друга методов исследования:

  • анализ философской, науковедческой, социологической, педагогической, психологической и методической литературы; обобщение и систематизация полученных материалов;
  • моделирование педагогических систем и процессов, прогнозирование образовательных тенденций; изучение нормативно-правовых, учебно-программных и методических документов, регламентирующих развитие системы высшего педагогического образования на государственном и региональном уровнях;
  • сравнительный анализ; проектирование различных образовательных ситуаций и их решений, тестирование; метод мониторинга, включающий в себя диагностику и констатацию динамики формирования профессиональной компетентности будущих учителей; 
  • непрерывное наблюдение (прямое и опосредованное); анкетирование, опросы, выборочный педагогический эксперимент; интервьюирование; анализ и обобщение педагогического опыта преподавателей, работающих в системе повышения квалификации; систематизация учебно-методической документации, сопровождающей процессе профессионального образования будущих учителей  (учебные планы, программы, проекты, отчеты, аналитические материалы, методические рекомендации по организации и проведению занятий);
  • экспериментальная работа в условиях педагогического колледжа; статистико-математические методы.

 

Научная новизна исследования:  разработана интегративная акместруктура процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей,  определены педагогические условия, что обеспечивают эффективность данного процесса.

Основное содержание деятельности  по проекту. Внедрение инновации идет по следующим направлениям:

  1. Методическая работа с педагогическим коллективом колледжа;
  2. Рациональная организация учебно-воспитательной работы;
  3. Стимулирование научно-исследовательской активности студентов;
  4. Формирование акме-гуманистического мировоззрения будущих учителей;
  5. Организация воспитательной работы  с будущими учителями  по формированию профессиональных ценностей и навыков их реализации в педагогической деятельности;
  6. Организация социального партнерства между будущими педагогами, преподавателями и учителями общеобразовательных школ в акмеобразовательной среде.

 

Разработана и внедрена в практику подготовки будущих учителей технология формирования профессиональной компетентности, которая предполагала проведение мониторинга в разных направлениях и внедрялась как определенные способы стимулирования  достижения успеха в процессе профессионально-педагогической самореализации, организация самораскрытия внутреннего потенциала при помощи средств акмеологического тренинга, формирование индивидуального стиля профессионально-педагогической самореализации. Разработано и внедрено ряд спецкурсов: «Аксиолия педагогической деятельности», «Акмеология совремменого образования», «Менеджмент в образовании», «Педагогическая самоэффективность учителя начальных классов - путь к педагогике гуманизма» и др. Эффективно функционируют студенческое научное общество «Гаудеамус», политический клуб, гендерный театр. Способствуют самообразовтельной деятельности будущих учителей работа над электронным научно-педагогическим портфолио, программы тренингов педагогической сенситивности и профессионально асертивного поведения; проведения научно-методических семинаров для преподавателей педагогических дисциплин, руководителей педагогической практики и преподавателей методик. По результатам первого этапа педагогического эксперимента доказана эффективность внедрения разработанной модели в практику профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

Планируемый результат изменений:

  • апробация инновационной системы формирования и развития профессиональной компетентности будущих учителей, путем определения и использования ряда дидактико-методических и акмеологических условий.
  • улучшить условия труда и отдыха школьников, от которых напрямую зависит состояние их

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ

Объём и уровень  публикаций

Год

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всеукраинского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2011

35

10

82

13

2012

49

18

92

24

2013

67

23

161

23

 

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах - нет

 

7. Методическая результативность

Численность педагогического коллектива - 235 человек, педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ  - 193 человека.

 

Мероприятия в рамках колледжа

Мероприятия  муниципального, регионального, всеукраинского, международного уровня

2011

15

1

2012

16

2

2013

18

2

 

8. Социальная результативность

Инновационный опыт ИАОУ доступен  широкой педагогической общественности на сайте www.lpk.at.ua

Участники сети социального партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ.

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.