МБОУ лицей №12

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона 

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 12

Адрес с индексом: 620034, г. Екатеринбург. Ул. Готвальда, 15а

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:2011-2016 гг.

 

1. Директор МБОУ (МАОУ): Кулева Любовь Михайловна.

2. Тел./факс МБОУ: (8343) 245-41-30.

3. Сайт: http://www.lc12ekb96.jumpa.ru/      e-mail: lyceum12@mail.ru.

ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Черменина Марина Владимировна.

Контактные телефоны куратора проекта, e-mail:  89028722720, (8343)2453216, chermenina_mv@mail.ru.

Научные консультанты: Князев С.Т. проректор по учебной работе УГТУ–УПИ, Доросинский Л.Г. декан Радиотехнического института  УГТУ–УПИ, Которов Н.П. заместитель декана.

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ,  регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.

5. Тема инновационного педагогического опыта «Непрерывное образование: разработка инновационной модели довузовской подготовки в условиях взаимодействия ИРИТ-РТФ с общеобразовательными учреждениями».

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ. 

6.1. Качественные характеристики

Актуальность исследования. Исходя из принципов непрерывности и преемственности отечественного образования, его качество зависит от эффективности каждой ступени единой системы образования: общеобразовательная школа, довузовская подготовка, высшие учебные заведения, система повышения квалификации и переподготовки кадров. Довузовская подготовка является ком-понентом технологической модели непрерывного образования, актуализирующего постоянное развитие способности субъекта (личности) адекватно обучаться, действовать с учетом изменений, происходящих в материальной, духовной, культурной сферах жизни общества. То есть модернизация довузовской подготовки как элемента системы непрерывного образования должна осуществляться в контексте реализации основных направлений развития современного образования, в том числе профессионального. Довузовская подготовка является комтехнологической модели непрерывного образования, актуализирующего постоянное развитие способности субъекта (личности) адекватно, действовать с учетом изменений, происходящих в материальной, духовной, культурной сферах жизни общества. То есть модернизация довузовской подготовки как элемента системы непрерывного образования должна осуществляться в контексте реализации основных направлений. Современная система образования не готова дать адекватный ответ на новое производственное и гуманистическое требование современности – формировать и развивать творческие способности у всех или, по крайней мере, у большинства обучающихся. Необходимо найти разрешение противоречия в плане разработки опережающих технологий обучения, актуализирующих инициативу и творчество обучаемых. Проблема опережающего образования рассматривается исследователями в качестве базисной основы, реализующей стратегию устойчивого развития (Б.М. Бим-Бад, А.Д. Новиков, А.Д. Урсул и др.). Педагогические технологии исследуются в контексте реализации стратегии инновационного обучения (А. Савельев, А.И. Пригожин, А.О. Зоткин, Г.П. Щедровицкий, К.М. Левитан и др.). Довузовская подготовка актуализирует исследование проблемы дифференциации обучения, построения индивидуального образовательного маршрута (А.В. Баранников,А..А. Пинский, А.Г. Каспаржах, К.П. Поливанова, А.В. Хуторской и др.).

 

В то же время осуществление довузовской подготовки как элемента системы непрерывного  образования выявляет ряд противоречий:

  • между необходимостью перехода системы довузовской подготовки к методологии опережающего развития и отсутствием концептуального варианта технологической модели довузовской подготовки как элемента системы непрерывного образования;
  • между потребностями в разработке педагогических технологий опережающей довузовской подготовки и отсутствием технологической модели, центрированной на конструировании личностных детерминант и возможностей,
  •  между потребностями рассмотрения технологии как опережающей педагогической модели, определяющей тактику перестройки педагогического процесса в целях достижения оптимальных для каждого абитуриента результатов обучения и отсутствием алгоритма ее организации как целостной системы.
  • между заявленными в Концепциях модернизации российского образования и профильного обучения идеями о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, и реальным состоянием дел (отсутствие государственной заинтересованности в социальном сопровождении подготовки кадров ещё со школьной скамьи; нежелание педагогов уделять должное внимание психолого-педагогической поддержке самоопределения школьников; отсутствие у родителей педагогической культуры оказания помощи своим детям в решении данных вопросов (они, как правило, переоценивают или недооценивают способности детей).

 

Выявленные противоречия позволили определить тему настоящего исследования, проблемой которого является разработка технологической модели опережающего довузовского обучения.

Тема исследования: Непрерывное образование: разработка инновационной модели довузовской подготовки в условиях взаимодействия ИРИТ-РТФ с общеобразовательными учреждениями

Цель исследования: моделирование опережающих педагогических технологий обучения будущих абитуриентов федерального  университета в условиях лицейской системы довузовской подготовки.

Задачи:

  • Анализ и оценка образования в существующей системе «лицей № 12 – РИ-РтФ».
  • Создание условий для оптимальной системы взаимосвязи и взаимодействия «лицей № 12 – РИ-РтФ» с целью эффективного использования для реализации идеи непрерывного образования ресурсов ВУЗа.
  • Проведение профориентационных мероприятий, т.е. психолого-педагогическое управление и сопровождение процессом профессионального самоопределения школьников.
  • Интеграция  научно-методического и педагогического потенциала РИ-РтФ и лицея № 12 на создание организационных, методических, кадровых и других условий для реализации сквозных учебных программ.
  • Расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
  • Организация творческой исследовательской деятельности педагогов и учащихся и преемственности воспитательной работы.  
  • Создание системы мониторинга реализации Программы довузовской подготовки и результатов её состояния.

 

Объект исследования: система довузовской подготовки в ОУ.

Предмет исследования: разработка модели довузовской подготовки в условиях лицея, определяющей структурно-содержательные характеристики и педагогические технологии опережающего обучения.

 

Гипотеза исследования основывается на том, что опережающий характер довузовской подготовки будет обеспечен в том случае, если:

  • довузовская подготовка будет рассматриваться как технология, базовыми компонентами которой выступают:

структурный, обеспечивающий реализацию разноуровневых (дифференцированных) образовательных программ;

содержательный, обеспечивающий преемственность образовательных программ (общего среднего, среднего и высшего профессионального образования);

  • будет обеспечено использование инновационных педагогических технологий, ориентированных на формирование инновационного мышления и постоянное повышение качества педагогического и учебного труда;
  • модель педагогических технологий будет включать: опережающие технологии обучения, развивающие технологии, технологии помощи и поддержки, обеспечивающие, прежде всего, опережающую адаптацию учащихся к условиям обучения в вузе;
  • учащийся будет рассматриваться как человек, способный конструировать собственные детерминанты и возможности;
  • опережающие технологии обучения будут построены как вариативные процессуальные модели, ориентированные на прогностическое конструирование учащимися собственных возможностей и освоение самого способа построения идеального пространства учебной деятельности в плане наращивания ее сложности;
  • программы довузовской подготовки будут ориентированы на опережающее развитие конкретных профессиональных полей практик, соотносимых, прежде всего, со сферами естественнонаучного и гуманитарного знания, актуализируя инновационный, исследовательский, проектно-конструкторский и т.д. поиск;

 

Идея изменения: совершенствование структуры, содержания общего образования и переход на личностно-ориентированную работу с учащимися II-ой и III-ей ступеней обучения на основе современных эффективных педагогических технологий. Создание системы мониторинга поступления выпускников лицея № 12 в ВУЗы г. Екатеринбурга (в частности, в РИ – РТФ  УФУ им. Б.Н.Ельцина)

Концептуализация непрерывного образования основана на идеях самоорганизации человеческого сознания, преодолении ригидности мышления, проблематизации собственной деятельности с целью ее измерения на основе рефлексии, обеспечивая тем самым возможность использования нововведений в учебном процессе. Инновационность, выступающая качественной характеристикой непрерывного образования, центрированного на развитии личности, позволила нам рассмотреть его как модель, представленную универсальными компонентами:

  • структурным, обеспечивающим реализацию разноуровневых программ;
  • содержательным, обусловливающим преемственность многоуровневых образовательных программ;
  • использованием инновационных педагогических технологий, ориентированных на постоянное повышение эффективности педагогического и учебного труда.

 

Целеполагание разрабатываемой  модели – реализация стратегии опережающего образования за счет разработки и внедрения новых педагогических технологий. При этом структурный компонент предполагает вариативность, содержательный определяется рамками стандартов, педагогические технологии характеризуют адаптивность, открытость, многофункциональность модели.

 

Ресурс педагогических технологий должен быть организован в рамках реализации следующих стратегий:

  • обучение одаренных, творчески ориентированных учащихся;
  • обучение учащихся, способных к освоению программ профессиональной подготовки в вузе;
  • обучение учащихся, требующих особого педагогического внимания и поддержки в плане достижения ими необходимого уровня подготовки, позволяющего учиться в вузе.

 

Модель педагогических технологий представлена в исследовании структурой, включающей:

  • технологии помощи и поддержки, обеспечивающие, прежде всего, адаптацию учащихся к условиям обучения в вузе;
  • развивающие технологии;
  • опережающие технологии обучения.

При этом опережающие технологии обучения основаны на рассмотрении человека как существа не только актуального, участвующего в причинно-следственных взаимоотношениях, но и способного конструировать собственные детерминанты и возможности как знаково-символические пространства. 

 

Теоретико-методологические основы исследования составили: теоретические положения о развитии опережающего образования (Б.М. Бим-Бад, П.М. Новиков, А.И. Субетто, А.Д. Урсул);  теория системного подхода (Э. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин); концепции личностно-ориентированного образования и развития личности (И.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.Т. Фоменко); положения современной дидактики об образовательных технологиях (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, В.М. Монахов, Г.К. Селевко и др.); методологические концепции содержания образования (В.В. Краевский, М.П. Скаткин, П.Л. Лернер); методология непрерывного образования (И.А. Колесникова, А.М. Новиков, Б.С. Гершунский); методология математического образования (А.В. Архангельский, В.А. Тестов, Н.Х. Розов); психолого-педагогические исследования в области профессионального образования (С.Я. Батышев, А.А. Вербицкий, Н.В. Кузьмина, Н.И. Филиппенко и др.); концепции подходов к обучению (Г.Мартон, А.Сальо, С,Биггс, Р.ЭпТуистл, Рамсдон); концепции подходов к обучению с применением мультимедиа (Н.П. Петрова, О.И. Соколова, Laurillard, Webb, Lonassen, Van den Brenk); теория оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский);  концептуальные идеи инновационного образования (А. Савельев, А.В. Хуторской, Г.Н. Юсуфбекова, А.И. Пригожин, Г.П. Щедровицкий); теории дифференциации обучения (А.А. Бодалев, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, И.Унт и др.).

 

Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы методы: анализ философских, психолого-педагогических исследований, синтез теоретических идей по проблеме концептуализации, проектирования и моделирования, анализ и обобщение опытно-экспериментальной работе.

Основное содержание деятельности по проекту:

  • Создание системы повышения квалификации педагогических кадров, отвечающей инновационным процессам.
  • Создание программ и учебно-методического обеспечения предметных и      профориентационных курсов.
  • Организация творческой исследовательской деятельности педагогов и учащихся, направленной на формирование творческой высокопрофессиональной личности.
  • Создание системы мониторинга поступления и успешности продолжения образования выпускников лицея в РИ – РТФ.

 

Планируемый результат изменений:

Повышение  качества подготовки выпускников лицея благодаря развитию системы довузовской подготовки на основе интеграции средней и высшей школы. 

 

Научная новизна исследования заключается в том, что разрабатывается лицейская модель опережающей довузовской подготовки, структурной основой которой определены цели образования, обусловливающие использование комплекса технологий помощи и поддержки (цель не превосходит уровень усвоения), комплекса развивающих технологий (цели ориентированы на усвоение основных алгоритмов деятельности), комплекса технологий опережающего обучения (цели ориентированы на осуществление поисковой эвристической деятельности). Разрабатывается  алгоритм опережающей адаптации учащихся к обучению в техническом вузе, с учетом направления перспективной профессиональной подготовки в условиях лицея, включающий:

  • формирование базового блока задач (уровень программных требований);
  • формирование блока задач повышенного уровня сложности (уровень содержания опережающего обучения);
  • моделирование в контексте задачного подхода индивидуального конструкта креативной деятельности (на идеальном и реальном уровнях на основе рефлексии);
  • проектирование авторских вариативных моделей педагогических технологий, целеориентированных на актуализацию процесса наращивания сложности идеального пространства деятельности обучающихся на основе подбора задач, обеспечивающих разноплановые креативные решения.

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2008

6

 

 

 

2009

7

 

 

 

2010

4

4

 

 

2011

11

 

1

 

2012

6

 

 

 

2013

10

 

 

 

 

Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований

 

Магистерские работы

Кандидатские  работы

2008

-

-

2009

-

-

2010

-

-

2011

-

-

2012

2

-

2013

2

-

 

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2008

 

 

 

2009

 

 

 

2010

 

 

 

2011

1. Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

2. Победитель регионального конкурса учреждений, реализующих инновационные программы

призер (диплом II степени) Всероссийского конкурса "Качественное образование - будущее нации".

 

2012

 

 

 

2013

Призер городского конкурса инновационных проектов, городская сетевая инновационная площадка  «Профильное обучение на основе индивидуальных образовательных потребностей, сотрудничества»

 

 

 

7. Методическая результативность:

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ  - 34

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2009

  1. Совместные методические семинары учителей лицея и преподавателей кафедры ВМ иУМФ по проблемам преемственности преподавания математики, информатики, участие в работе НМС УГТУ-УПИ, научно-методические семинары руководителей инновационных площадок сети.
  2. Традиционная ежегодная ученическая конференция «Успешный абитуриент».

 

1. Городской семинар «Современные образовательные технологии – ресурс качественного образования»

2. Городской научно-методический семинар для руководителей инновационных академических площадок «Ход реализации программы инновационной академической площадки «Непрерывное образование: формирование модели довузовской подготовки в условиях взаимодействия лицея и РИ-РТФ»

3. Городской семинар «Создание условий по индивидуализации  предпрофильной подготовки и профильного обучения. Первые результаты. Перспективы»

2010

  1. Совместные методические семинары учителей лицея и преподавателей кафедры ВМ иУМФ по проблемам преемственности преподавания математики, информатики, участие в работе НМС УГТУ-УПИ, научно-методические семинары руководителей инновационных площадок сети.
  2. Традиционная ежегодная ученическая конференция «Успешный абитуриент».
  3. Педагогический совет «Качество лицейского образования – залог успешности выпускников»

 

 

2011

  1. Совместные методические семинары учителей лицея и преподавателей кафедры ВМ иУМФ по проблемам преемственности преподавания математики, информатики, участие в работе НМС УГТУ-УПИ, научно-методические семинары руководителей инновационных площадок сети.
  2. Районный семинар-стажировка "Методика экспертной оценки степени соответствия ключевых профессиональных компетенций ПиРР, реализуемых в ходе учебных и внеучебных занятий требованиям ФГОС по развитию УУД обучающихся"

 

16.02.2012. Городской семинар «Организация деятельности лицея в рамках сетевой инновационной площадки «Непрерывное образование: лицей-ВУЗ» (гости – 26 чел, участники – 18 чел)

 

Городской семинар-практикум «Информационно-образовательная среда современной школы как одно из условий реализации ФГОС»

2012

  1. Лицейский семинар-практикум «Интерактивная доска на уроке современного учителя»

Областной семинар «Проблемы совершенствования форм и методов патриотического воспитания»

2013

  1. Педагогический совет «Современный урок как основа эффективного и   качественного образования»

Городской семинар «Небо общее для всех» (VII Фестиваль «Екатеринбург – территория здоровья»)

Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов)

 

8. Социальная результативность

Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности ( (адрес  сайта, выпуск сборников материалов  по теме работы ОУ)

  • Черменина М.В. "Школа - Вуз"- наше взаимодействие". Инновационная направленность обучения и воспитания в системе образования Екатеринбурга. Материалы XVII городских педагогических чтений - Екатеринбург, МБУ ИМЦ "Екатеринбургский дом Учителя", 2011. ISBN: 978-5-9213-0069-9
  • Черменина М.В. «Модель непрерывного образования "Школа-ВУЗ". Тематический выпуск "Современный урок математики и информатики" "Вестника Екатеринбургского Дома Учителя" (http://www.imc-eduekb.ru)
  • Манькова И.В., Анкудинова Л.Э. " Подготовка к ЕГЭ на уроках физики в рамках профильного обучения".  Наука образованию: поддержка инновационных процессов и профессионального партнерства. Материалы Региональной научно-практической конференции/ под ред. Давыдовой Н.Н., Стумбрис Н.А. - Екатеринбург.: Учреждение РАО "Уральское отделение", ФГАОУ ВПО РГППУ, ГБОУ ДПО СО "ИРО"
  • Манькова И.В. " Повышение эффективности обучения за счет применения инновационных технологий на уроках физики". Повышение эффективности обучения физике, информатике и технологии в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Материалы региональной научно-практической конференции. – ГОУ ВПО «УрГПУ», Екатеринбург, 2010
  • Черменина М.В. "Организация работы с одаренными детьми в лицее". VIII Международная научно-практическая конференция «Опыт работы с одаренными детьми г. Екатеринбурга. Проблемы и перспективы развития». Публикация в сборнике ISBN: 978-5-901-487-56-3
  • Манькова И.В. "Опыт работы с одаренными детьми. Проблемы и перспективы развития ". VIII Международная научно-практическая конференция «Опыт работы с одаренными детьми г. Екатеринбурга. Проблемы и перспективы развития». Публикация в сборнике ISBN: 978-5-901-487-56-3

 

Сеть социального  партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), ФГАОУ ВПО РГППУ, Тюменский ИРО, ГОУ ДПО СО "ИРО", МБУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя", ГБОУ ДОД СО ЦДОД "Дворец молодежи", ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет, ИАШ Свердловской области.

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.