МКОУ Гимназия №25

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Гимназия №25» городского округа Ревда

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2010–15гг.

 

1. Директор  МКОУ «Гимназия № 25»:   Светлана Леонидовна  Макушева. 

2. Научный консультант:  Николаева Наталья Петровна.

3. Тел./факс ОУ: 8(34397)50619, тел. контактного лица:  8 (34397) 50619.

E mail: gimnaziya25@mail.ru.

4. Статус образовательного учреждения:  экспериментальная площадка АПК и ППРО: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями ЕГЭ (апробация УМК издательства «Макмиллан»)».

6. Источник изменений: 

6.1. Противоречия: Новый федеральный образовательный стандарт, введение которого в гимназии осуществляется не только в начальной школе, но и на ступени основного общего образования,  является механизмом обучения иностранным языкам  не как передачи лингвистических знаний, умений и навыков, и даже не как энциклопедического освоения страноведческой информации, ограничивающейся, в первую очередь, суммой географических и исторических понятий и явлений, - центральной идеей языкового образования стало формирование способности к участию в межкультурной коммуникации. Процессы глобализации, когда «смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха и, как всегда, подняли проблему воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним.

 

С целью создания оптимальных условий для становления адекватной личнстной языковой картины мира, собственной педагогической системы на основе анализа теории кросс – культурной коммуникации в гимназии в режим функционирования введена  модель методического взаимодействия. Модель включает три компонента вовлечения педагогов в кросс – культурное взаимодействие. Это система семинаров (областных, гимназических, семинаров с носителями языка), самообразование, работа в рамках базовой площадки.

Исследуя  разнообразные подходы  к межкультурному взаимодействию, изучая значение этического ресурса в структуре кросскультурного диалога, было выяснено, что методический подход  в первую очередь помогает коммуникантам согласовать ценностные ориентации и уточнять содержание их нравственных позиций. Кроме того, он позволяет решать проблемы выбора способов, средств, правил, форм взаимодействия, обеспечивая тем самым устойчивость системы взаимных обязательств.

Только пережив родную культуру в живой ее соотнесенности с культурами стран изучаемых языков, можно стать настоящим гражданином Отечества и полноправным гражданином мира. Овладение ценностями родной культуры позволяет сделать восприятие иных культур  более точным, глубоким и всесторонним. Поэтому в модели обучения языку, основанной на идеях кросскультурного диалога, представляется целесообразным обучать умению использовать английский язык в приложении к русской культуре.

Задачу воспитания толерантных качеств личности  решаем, в том числе и форми­рова­нием способности к участию в межкультурной коммуникации. Инструментом формирования рассмат­риваем УМК издательства «Макмиллан».

 

Таким образом, источник изменения заложен в условиях, позволяющих ре­бёнку научиться жить в мире с сбой и обществом.

Тема базовой площадки 2012-2013 учебного года – Использование единого социокультурного пространства гимназии для воспитания толерантной личности.

 

 

6.2. Базовые условия развития:

1.Функционирование модели социокультурного пространства гимназии. Она включает в себя систему отношений всех субъектов образовательного процесса, опирается на:

  • методическое и дидактическое обеспечение урочной и внеурочной деятельности
  • введение базовых духовно – нравственных ценностей в содержание обучения и воспитания;
  • усвоение базовых ценностей культуры и навыков общения;
  • продуктивный стиль взаимоотношений;
  • высокие личностные показатели.  

Интегрированным критерием качества развивающей образовательной среды явля­ется уровень сформированности кросскультурной коммуникации, которая  представляет собой механизм по созданию общих ценностей и формированию единого социокультурного пространства, в котором возможно полноценное существование и развитие представителей различных культур.

Модель социокультурного пространства гимназии.

 

2. Развитие социокультурной среды гимназии позволяет создать свой пози­тивный образ мира, свою систему ценностей. Развитие собственных ценностных ори­ентиров, способность к различным видам общения, к творческому самовыражению, к осознанию собственной созидающей общественно полезной деятельности, отражающей базовые ценности любой культуры: отношение человека к природе; отношение человека к своему роду, семье; отношение человека к другим людям.

 

6.3. Культивирование творческой деятельности. Одна из главных потребностей подрост­кового возраста – самовыражение. Проблем, связанных с детским творчеством, множество. Практика показала, что для эффективной творческой деятельности необходима системная ра­бота. В гимназии продолжает действовать модель, разработанная в 2011-2012 учебном году


 


Приоритет отдан в этом учебном году проектам, развивающим кросскультурную коммуникацию

6.4. Разработаны  проекты:

6.4.1. Традиционно осуществляется проект  по развитию  кросскультурной коммуникации «День европейской культуры»,  битва хоров. Проект представлен на городском фестивале иностранного языка.

 

 

 

 

 

 

6.4.2. Проект «Восточная сказка» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.4.3. Проект «День культуры народов Урала» представлен на областном фестивале «Майская радуга»

6.5.1. Используются на уроках игры, формирующие  развивающие в детях толерантность.

Комплект помогает развивать коммуникативную культуру личности, как активного участника культурного диалога.

Задачи: формирование толерантного отношения к себе и другим че­рез опыт личного проживания ситуации с «чужими» и «своими».

Укрепление позитивных межличностных связей в коллек­тиве с помо­щью игровых упражнений.

6.5.2. Комплект компьютерных игр к разным темам 5 – 8 классов позволяет увеличить эффективность урока.

6.5.3. Система алгоритмических предписаний для подготовки к ЕГЭ (написание письма личного характера, эссе) позволила получить высокие результаты на экзамене в 11 классе

 

6.6. Новые условия образовательной деятельности:

6.6.1. Системный и процессный подходы к организации образовательного процесса

Учебный план МКОУ «Гимназия № 25» выстраивается вокруг стержня, определенного Концепцией гимназии, обеспечивающего  формирование способности к участию в межкультурной коммуникации.

 

Ядром является  филологическое образование как системообразующий стержень (в учебном плане гимназии произошли изменения, системообразующий стержень усилен  за счёт углублённого изучения русского языка, углубленного изучения английского языка, изучения второго иностранного языка):

  • повышение речевой культуры учащихся при использовании родного языка как основного средства коммуникации и базы для изучения иностранных языков;
  • обеспечение такого уровня знаний первого иностранного языка (английского), который позволяет выпускнику его активно использовать в любом профиле дальнейшего профессио­нального обучения;
  • владение вторым иностранным языком на уровне, достаточном для успешной речевой коммуникации всех видов.

 

Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию гимназического компонента. Учащимся предложены варианты выбора учебных курсов, в частности, в основной школе – второй иностранный язык (французский, немецкий по выбору), страноведение на английском языке, английский язык для делового общения,  английская литература, а также возможность выбора уровня освоения программ федерального компонента учебного плана – базового, профильного, углублённого.

2012-2013 учебный год отличался тем, что педагогический коллектив начал  введение ФГОС в основное образование, поэтому изменилась идея  отбора содержания гимназического образования: повышение уровня образованности реализуется  не наращиванием объемов знания, а ориентацией на средства учения и способы продуктивной деятельности.

 

Выделяются следующие принципы выстраивания предметного содержания:

Принцип системности. Материал подается крупными блоками, которые выстроены в опреде­ленной логической последовательности. Каждый последующий блок содержательно связан с предыдущим и развивает представления о предмете, совокупность всех этих блоков в заданной последовательности отражает целостную картину предметного знания всего курса. Систем­ность обеспечивается и выделением метапредметных предметных понятий, формирование кото­рых происходит на протяжении всего курса изучения   предмета.

Принцип  дедуктивности. Изучение любого блока начинается с рассмотрения теоретических основ, общих правил и закономерностей, а изучение конкретных элементов и их взаимосвязей является лишь иллюстрацией этих общих правил.

Для обеспечения личностного подхода педагоги осуществляют  дифференциацию объема и сложности содержания, отбирают формы, методы, приемы, средства обучения в соответствии с учебными возможностями гимназистов. Приоритет принадлежит системно-деятельностному подходу, который обеспечивается методическим аппаратом учебного материала издательства «Макмиллан»

Таким образом,  подходы к организации образовательного процесса, образовательная программа гимназии позволяют создать целостный образовательный процесс, который представляет собой организованную жизнедеятельность гимназистов, формирующую интеллектуально-нравственную свободу и реализацию в единстве всех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений к окружающей действительности.

 

6.7.2. Участники проекта 

Проект: «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями ЕГЭ (апробация УМК издательства «Макмиллан»)» предусматривает приоритетное участие в нём преподавателей иностранного языка. Формирование коммуникативной компетенции – универсальное учебное действие, поэтому опосредованно в проекте принимает участие весь педагогический коллектив МКОУ «Гимназия № 25». Применение субъектных, личностно-ориентированных технологий, изменение парадигмы образования, изменение целевых установок с «научить» на   «научиться» -  привело к изменению роли ученика в проекте, сделало его полноценным субъектом образовательного процесса. Заказчиками и субъектами проекта являются и родители, внося неоценимый вклад в реализацию ученических проектов.

 

6.7.3. Внедрение инновационных технологий:

Педагоги – участники проекта в 2012-2013 учебном году обобщили опыт использования технологий практико-ориентированного обучения:  игрового моделирования ситуаций, технологии критического мышления, проблемно – диалоговой технологии, метода проектов, метода погружения в поликультурную среду. Опыт работы педагогов представлен на уровне образовательного учреждения: сборник открытых уроков; на уровне города и области: на семинаре «Возможности гуманитарного образования в формировании толерантных качеств личности»/

   

6.8. Идея изменений:

Сущность деятельности  в рамках  проекта: заключается в создании условий и обеспечении возможностей удовлетворения  потребности в пошаговом, системном   достижении уровня под­готовки выпускников в соответствии  с требованиями ФГОС и ЕГЭ в обучении иностранным языкам, усиления дополнительного образования. Если проект будет реализован  в полной мере, то результаты будут соответствовать ожиданиям:

  1. Образовательного учреждения: не просто повышение качествен­ных показателей, получение положительных результатов ЕГЭ, но и формирование готовности к межкультурному общению.
  2. На уровне родителей: мотивация детей к изучению предмета «анг­лийский язык» на качествен­ном уровне, развитие социокуль­турной компетенции, возможность поступить в профильные ВУЗы.
  3. На уровне учащихся: возможность проявления творческих ка­честв личности через участие в олимпиадах, конкурсах, учиться мотивированно, творчески.
  4. На уровне педагогов: высокое качество методического сопровождения, возможность участво­вать в семинарах и конференциях разного уровня, системный мониторинг профес­сиональной деятельности, печатные публикации, возможность осуществления программ профильных курсов.  

 

7. Концепция изменений основывалась на решении следующих задач: 

1. Формирование у учащихся представления о многообразии мира воспитание личности способной к межкультурной коммуникации.

2. Дети должны получить возможность раскрывать свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

3. Поддержка талантливых детей и их сопровождение в течение всего периода становле­ния личности.

4. Повышение профессионализма педагогов:  «Личность воспитывается личностью».

5. Построение образовательного процесса таким образом, чтобы учиться в гимназии было увле­кательно и интересно, чтобы гимназия стала не только центром образования, но и самоподго­товки.

6. Выстраивание индивидуальных траекторий развития: к каждому ученику должен быть при­менен индивидуальный подход, минимизирующий риски для его здоровья в процессе обучения.

 

7.1. Ориентация на потребителя 

МКОУ «Гимназия № 25» - функционирует как учреждение повышенного ста­туса с 1996 года, осуществляет свою деятельность в соот­вет­ствии с образователь­ными программами, зафиксированными в Заключе­ниях экспертной комис­сии по ре­зультатам лицензионной экспер­тизы от 11.02.2010 года и  аккредитацион­ной экспер­тизы от 01.03.2010 года, ориентируется на своих потребителей: государство, учащихся, их родителей, поэтому   вы­страивает свою деятельность в соответствии со стратегическими задачами:

1.Организация основной деятельности гимназии вокруг стержня,  обес­печивающего развитие  личности, культуры мышления и социальной компе­тентности. Таким стержнем является фило­логическое образование 

2.Создание целостного обра­зователь­ного процесса на основе образовательной программы,  представляющего собой организованную жизне­дея­тельность гимнази­стов, формирующую ин­теллектуально-нравственную сво­боду и реализацию в един­стве всех компонентов со­держания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных от­ношений к окружающей действительности, что возможно при достижении единства урочной дея­тельности и системы дополнитель­ного образования на основе вы­борности и интересов.

3. Выявление интересов и склонностей, способностей и возможно­стей обу­чающихся в разных видах деятельности;

4.Создание условий для инди­видуального раз­вития каждого ребёнка в избранной сфере вне­урочной дея­тельности.

5.Развитие опыта творческой деятельности, творческих способно­стей детей;

6. Создание условий для реа­лизации учащимися приобретённых знаний, умений и навыков;

7.Развитие неформаль­ного общения, взаимодейст­вия, сотрудничества обучающихся; расшире­ние рамок об­щения школьников с социумом.

 

7.2. Процессный подход 

Апробация УМК, реализация программы базовой площадки в 2011-2012 гг. позволили достичь следующих результатов:

  • Стабильно большое количество учеников, обучаю­щихся на «4» и «5» в 5-10 классах.
  • Дипломы и свидетельства лауреатов  Всероссийского заочного конкурса «Познание и твор­чество».
  • Дипломы участников седьмого Всероссийского конкурса исследовательских, практико-ориентированных и творческих проектов на английском языке среди школ и вузов.
  • Результативное участие во Всероссийских молодёжных чемпионатах: первые места в городе заняли учащиеся 9 классов.
  • Первое  место в городской олимпиаде ученика 11 класса.
  • Второе место на региональной олимпиаде проектов – презентаций на англ. яз. в г. Новоуральск.

 

7.3. Принятие решений, основанное на фактах

Анализ результативности первого года действия базовой площадки позволил сделать следующие выводы:

7.3.1. Эффективность достижения планируемых результатов обусловлена управлением образовательной деятельности (обучение и воспитание; учебная и внеучебная деятельность) как системой взаимосвязанных процессов.  

7.3.2. Эффективность процесса мониторинга обеспечена полнотой, системностью,  критериальностью отбора информации, в том числе качества организации учебных занятий и внеучебных мероприятий.

7.3.3  Образовательное сообщество (дети, родители и педагоги) удовлетворено учебно – методическим комплексом  издательства «Макмиллан» прежде всего потому, что он позволяет проводить  превентивную подготовку к ГИА и ЕГЭ по английскому языку, и соответствует требованиям проекта ФГОС – 2 для основной и старшей школы.

 

7.4. Методическое и дидактическое сопровождение реализации проекта  позволит выстроить систему взаимодействий всех субъектов образовательного процесса и создать условия для максимально полного удовлетворения потребностей семьи в профессиональной ориентации старшеклассников.

 

8. Условия реализации изменений:

8.1. Цель – создание образовательной среды, которая даст выпускникам универсаль­ное образование, позволяющее адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, интегрироваться в систему мировой и национальной культур, реализует идею об­щего, интеллектуального, нравственного развития личности через гуманитаризацию содержа­ния образования.

Стратегические задачи:

  • Разработка и реализация системы дидактического сопровождения инновационного проекта.
  • Обеспечение качественной образовательной деятельности, основанной на практико-ориентированной модели обучения.
  • Заключение соглашений с социальными партнёрами о речевых стажировках.
  • Организация системного мониторинга  удовлетворенности субъектов образовательного процесса.
  • Разработка новой организационной философии: «Конкурентоспособный выпускник — гарантия конкурентоспособности МКОУ »

8.2.Условия обеспечения:

  • Внедрение в образовательный процесс таких современных практикоориентированных технологий как музейная педагогика, технология критического мышления, проблемно – диалоговая, исследовательская.
  • Расширение информационного пространств за счёт ИКТ и речевых стажировок.
  • Проведение городских семинаров для преподавателей иностранного языка по темам: «Развитие  навыков кросскультурной коммуникации», «Роль лингвистического образования в социализации обучающихся», «Возможности учебно–методического комплекса  издательства «Макмиллан» в достижении соответствия образования уровню требований  ФГОС – 2»

8.3 Планируемый результат изменений:

  • Повышение эффективности процесса методического и дидактического  сопровождения проекта.
  • Повышение имиджа МКОУ «Гимназия № 25.
  • Повышение конкурентоспособности выпускников и МКОУ  «Гимназия № 25» на рынке образовательных услуг города.

8.4 Описание инновационного опыта МКОУ «Гимназия №25».

        Критерий результативности реализации проекта  выражается показателями научной, ме­тодической и социальной результативности инновационной деятельности МКОУ:

 

9.1. Научная результативность определяется:

9.1.1. Количеством и уровнем публикаций:

Дата

Тезисы  НПК рай­он­ного, городского и ре­гионального уровня

Тезисы  НПК Всероссийского и международ­ного уровня

Статьи в региональных и  центральных   журналах

2012

 

 

Ширинкина Ольга Александровна

2013

 

Коминова Светлана Юрьевна

 

2013

Темникова Раиса Борисовна

Соловьёва Евгения Борисовна

.

 

9.2.1. Методическая результативность определяется  количественными показателями орга­низации методической работы с педагогами в  форме семинаров.    

2011-2012

Уровень мероприятия

Цель

Дата

Эффективность

1

Городской семинар - Подведение итогов ме­тодической работы ка­федр

Обобщение опыта разви­тия у детей способности ориентироваться в дос­ти­жениях культуры, меж­культурному общению.

28.05. 2013

Опыт работы одобрен педагогами образовательных учреждений

  

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.