МКОУ средняя общеобразовательная школа №1

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНА СЕТИ ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

АПК И ПРО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №1» (МКОУ ПГО «СОШ №1»)

623391, Свердловская область, г. Полевской, ул.Малышева, 65

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011-2016гг.

 

1. Директор МКОУ: Шульга Валентина Васильевна.

2. Тел./факс МКОУ: (34350) 2-09-50.

3. Сайт http://www.school-eko-1.edusite.ru   e-mail: scool-eko-1@mail.ru.

ФИО (полностью) куратора проекта от МКОУ: Семенова Оксана Михайловна.

Контактный телефон куратора проекта: (34350) 2-09-50, 89506361672, e-mail: scool-eko-1@mail.ru.

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ,  регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Саморазвитие и самореализация обучающихся средствами музейной педагогики».

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.

6.1. Качественные характеристики

Актуальность исследования. Современные тенденции развития российского образования обуславливают изменение приоритетных задач образовательного процесса в школе: высшей ценностью становится личность с ее потребностью в самоактуализации, саморазвитии, реализации творческого потенциала. Сферы образования, науки и искусства стремятся сегодня к интеграции, которая необходима для формирования личности человека. Потому очень важно в современной школе использовать музей, который сохраняет культурные ценности и передает опыт предыдущих поколений. В этой связи для развития детей представляют интерес социокультурные функции музея, его возможности к организации исследовательской деятельности.

Музейная педагогика позволяет решать основную педагогическую проблему, а именно: как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание учиться; развить чувство любви к Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свои «корни», свой род, приобщаться через музей к истории родного края, города, села, семьи. Посредством музейной педагогики учащиеся лучше социализируются, у них формируются качества личности высоконравственного гражданина, патриота своей отчизны.

В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Необходимо выбрать из него то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности. Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос – как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание учиться, позволяет выйти на анализ методов обучения и воспитания детей с помощью музейной педагогики. Школа, как никогда, нуждается в изучении прошлого для познания будущего, которое возможно через музей, а музей, в свою очередь, кровно заинтересован в школе, так как именно она способна вдохнуть в него новую жизнь, придать его работе новый импульс. Таким образом, основное противоречие заключается в необходимости формирования культурных ценностей у обучающихся и недостаточными организационно-управленческими и психолого-педагогическими условиями профессионального и личностного саморазвития и самореализации педагогов и учащихся.

 

Цель исследования: рассмотреть возможности школьного музея и его роли в формировании гражданской и патриотической самореализации, воспитании патриотизма, выступающего в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.

 

Задачи исследования:

1. Рассмотрение теоретических проблем, связанных с определением понятия патриотическое и гражданское воспитание и определение его места в системе воспитательного процесса общества.

2. Выявление специфики форм, методов и средств музейной деятельности при включении их в воспитательный потенциал общества.

3. Дать характеристику практической деятельности МКОУ ПГО «СОШ №1»», а также охарактеризовать управление качеством школьного историко-краеведческого образования.

4. Выявить ведущие тенденции и принципы процесса личностной самореализации субъектов образовательного процесса посредством музейной педагогики.

5.  Реализовать программу «Музейная педагогика».

6. Осуществить подбор диагностических методик для оценки динамики личностной самореализации субъектов образовательного процесса посредством музейной педагогики.

7. Разработать и реализовать систему методической работы с учителями, направленную подготовку педагогов к обеспечению личностной самореализации посредством музейной педагогики.

 

Объект исследования: профессиональное и личностное саморазвитие и  самореализация субъектов образовательного процесса.

Предмет исследования: организационно-управленческие и психолого-педагогические условия профессионального и личностного саморазвития и самореализации педагогов и учащихся посредством музейной педагогики.

Гипотеза: средства музейной педагогики позволят обеспечить положительную динамику в личностном саморазвитии и  самореализации субъектов образовательного процесса, повысить профессиональную компетентность педагогов в реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности.

Методы исследования: теоретические: изучение психолого-педагогической литературы, нормативных и программно-методических материалов по проблеме, теоретический анализ проблемы и способов ее решения, моделирование. Диагностические (психолого-педагогические и социологические): анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, самооценка, рейтинг. Эмпирические: изучение результатов деятельности, изучение опыта учителей, анализ затруднений в деятельности субъектов образовательного процесса и способов преодоления этих затруднений, педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования. Внедрение данного инновационного проекта в образовательный процесс через урочную и внеурочную деятельность имеет большую практическую ценность, так как позволяет учителю на основе богатейшего местного краеведческого материала воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национального самосознания, стремление сохранять национальную культуру. Благодаря этому учителя получают возможность неограниченно обогащать содержание образования за счёт использования в учебном процессе материалов, экспонатов школьного музея, включать учащихся в исследовательскую деятельность, формировать навыки проектирования и конструирования.

Осуществление проекта даёт возможности проведения уроков в новых, интересных для детей формах. Это позволяет сделать учебный процесс максимально индивидуализированным, в чём, собственно, и состоит принцип личностно-ориентированного обучения.

В данном случае превалируют проблемно-исследовательские методы работы.

Успешная реализация проекта позволит классным руководителям и учителям-предметникам достигнуть высоких качественных показателей в воспитании гражданской, нравственно-правовой и информационной культуры учащихся, формировании их кругозора, социальной и политической зрелости.

 

Основное содержание деятельности по проекту. План работы школы, его комплексная целевая программа должны претерпеть разнообразные изменения с учетом реализации данной инновации. При этом надо учесть, что изменениям будет подвержен весь образовательный процесс.

 

Этапы реализации программы саморазвития и самореализации учащихся средствами музейной педагогики:

I этап: подготовительный, проектировочно-диагностический:

1) определение уровня готовности к инновационной деятельности;

2) подбор команды единомышленников;

3) определение направлений и методов работы по воспитанию учащихся средствами музейной педагогики, содержания проводимых мероприятий;

4) определение критериев и показателей эффективной работы школы и каждого участника процесса.

 

Задачей деятельности педагогического коллектива на подготовительном, проектировочно-диагностическом этапе проекта «Внедрение программы саморазвития и самореализации учащихся средствами музейной педагогики» является определение уровня готовности к инновационной деятельности, определение критериев и показателей эффективной работы школы и каждого участника процесса. Для эффективного управления инновационной деятельностью необходимо разработать следующие документы:

  • комплексную целевую программу по управлению инновационной деятельностью;
  • годовой план реализации программы саморазвития и самореализации учащихся средствами музейной педагогики;
  • график учебы участников инновации.

 

Среди учителей необходимо провести комплекс мероприятий:

  • создать межпредметную творческую группу учителей, участвующих в инновации;
  • организовать индивидуальные консультации;
  • организовать работу обучающего семинара для учителей по теме проекта;
  • определить критерии и показатели эффективности инновационной деятельности: обученности, воспитанности учащихся, их личностного развития.

 

II этап: реализационный:

1) активизация исследовательской, экспедиционной и поисковой работы;

2) сбор экспонатов для пополнения экспозиций музеев;

3) работа учащихся в поисковой и исследовательской работе школы;

4) активизация работы учащихся - экскурсоводов;

5) включение музейной педагогики в учебный процесс.

 

III этап: практический, обобщающе-внедренческий:

1) обобщение опыта саморазвития и самореализации учащихся средствами музейной педагогики;

2) создание страницы проекта на сайте МКОУ ПГО «СОШ №1» с целью пропаганды своей деятельности;

3) реализация комплексно-целевой программы саморазвития и самореализации учащихся средствами музейной педагогики;

4) реализация принципов саморазвития и самореализации учащихся средствами музейной педагогики в образовательном процессе.

 

 

Главной целью практического, обобщающе-внедренческого этапа деятельности педагогов по внедрению программы «Саморазвитие и самореализация обучающихся средствами музейной педагогики» в практику работы школы является изучение и систематизация результатов образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, представление опыта учителей-предметников, классных руководителей, работающих в инновационном режиме.

 

 

В данном периоде необходимо:

- обеспечить внедрение в практику работы школы программы «Музейная педагогика»;

- организовать проведение интегрированных уроков, внеклассных мероприятий, разработанных на основе программы «Музейная педагогика»;

- организовать проведение недель открытых уроков всеми учителями;

- разработать тематику рефератов, научных работ, отражающих углубленное изучение учащимися вопросов идеологии;

- провести работу по вовлечению учащихся в общешкольные полезные дела (работа в информационных группах, оказание помощи ветеранам войны, участие в семинарах, конференциях и т.д.);

- создание инициативной группы педагогов, учащихся по сбору материалов, оформлению музея;

- организовать перевод фондов школьного музея в информационный режим;

- пополнить фонды школьного музей через работу поисково-исследовательских отрядов (создание картотеки с именами и адресами ветеранов и т.д.);

- создать рубрику «Инновационная деятельность» на интернет-сайте школы;

- освещать деятельность участников инновационного процесса через страницы школьной газеты, СМИ, научно-методические и предметные журналы;

- осуществлять контроль качества и содержания образования;

- осуществлять постоянный мониторинг эффективности воспитательного процесса и деятельности, динамики личностного роста, саморазвития и самореализации каждого учащегося;

- организовывать работу по обмену опытом среди учителей-предметников и классных руководителей, участников инновационного процесса (конференции, семинары, публикации в научно-методических и предметных журналах);

- подготовить отчеты о результатах работы творческих групп, деятельности учителей.

 

Вопросы осуществления инновационной деятельности необходимо внести в план внутришкольного контроля, рассматривать на заседаниях педагогического совета, методического совета, совещаниях при директоре.

С целью информирования родителей о начинающейся инновационной работе необходимо провести родительские собрания.

Состояние инновационной деятельности в школе отражается:

В содержании образования: применение материалов, экспонатов школьного музея.

В технологиях обучения: методическом обеспечении преподавания школьных предметов в соответствии с выбранной инновацией - с музейной педагогикой; освоение новых педагогических технологий и методик;

В управлении: управление творческими группами учителей, возникающими формальными и неформальными объединениями учащихся и педагогического коллектива, общественности.

Планируемый результат изменений: учащиеся должны научиться использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, быть готовыми к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2011

Областной семинар «Патриотическое воспитание: проблемы и пути решения».

-

-

-

2012

- Областной открытый конкурс «Эпопея исторических свершений».

- Научно-практическая конференция «Одиссея разума».

-

-

-

2013

- Педагогический проект «Педагогический вектор» - «Воспитание патриота и гражданина средствами музейной педагогики (Лянгузова Т.П.) г.Полевской.

- Международная научно-практическая педагогическая конференция «Воспитание гражданина и патриота: пути развития национальной и гражданской идентичности средствами общего и дополнительного образования» г.Екатеринбург.

-

-

-

 

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2011

-

-

-

2012

-

-

-

2013

-

-

-

 

7. Методическая результативность

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ  – 32 человека.

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2011

-

- Семинар дня руководителей школьных музеев.

- Творческий отчет в форме конкурса «Музей года» (экскурсии, презентации, экспозиции)

2012

Семинар для педагогов ОУ «Материалы школьного музея на уроке»

Творческий отчет в форме конкурса «Музей года» (экскурсии, презентации, экспозиции)

2013

-

- Педагогический проект «Педагогический вектор» для педагогов образовательных учреждений Полевского городского округа.

- Болкова З.З. Лауреат Национальной премии «Элита российского образования» в номинации «Лучший школьный музей – 2013».

 

8. Социальная результативность

Инновационный опыт МКОУ доступен  широкой педагогической общественности на сайте: http://www.school-eko-1.edusite.ru.

Сеть социального  партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), РГППУ, образовательные учреждения Полевского городского округа, Совет ветеранов, Администрация Полевского городского округа, ОМС Управление образованием Полевского городского округа, ОМС Управление культурой Полевского городского округа, Областной краеведческий музей г.Полевского, Центр развития детей и юношества, Бажовский центр детского творчества, Военный комиссариат г.Полевского.

 

 

Результативность инновационного опыта:

В школе работают несколько экспозиционных залов:

«История школы и судьбы ее выпускников».

«Окно в старый Полевской». Быт, традиции горнозаводского Урала.

«Полевской мастеровой». Творчество, бисероплетение, кружевоплетение, вышивка, кузнечное дело, рыболовство и другие ремесла.

Школьных приборов и учебных пособий. Материал о педагогах-ветеранах, тружениках тыла, работавших в школе.

«90-летнему юбилею Героя Советского Союза Н.В.Кологойды посвящается» (ученик школы).

Музей школы оснащен аудио-, видеоаппаратурой.

 

Реализуются проекты:

«Годы. События. Судьбы». Экскурсии по знаменательным памятникам и мемориальным доскам, где увековечены имена участников Великой Отечественной войны.

«Малахитовая провинция» - проект. Экскурсии по историческим местам г.Полевского, упомянутых в сказах П.П.Бажова.

Акция «Ветеран». Помощь ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в микрорайоне школы.

Исследовательские проекты: «Война 1812 года. Бородинское сражение. Перелом в войне», Пьянкова Юлия, Жилина Кристина – 9 класс.

«90 лет со дня рождения Героя Советского Союза Н.В.Кологойды» - экскурсия по экспозициям, посвященная Герою. Жилина Кристина, Бурнашова Наталья – 9 класс.

Исследовательская работа «Человек из легенды», посвященная 100-летию со дня рождения Н.Н.Кузнецова. Пьянкова Юлия, Жилина Кристина – 8 класс.

Уроки мужества, посвященные 110-летию со дня рождения маршала Г.К.Жукова. Алексеева Екатерина, Измагилова Виктория, Русинова Татьяна – 7 класс.

Субботники у памятников погибшим полевчанам: на улице Девяшина, на горе Думной.

Посещение могил Героев Советского Союза Н.С.Полежаева, Н.В.Кологойды, Габрусевич В.П. Возложение цветов.

Акция «Цветок милосердия» (2010г.).

 

Результат работы:

Грамота ЦДОД «Дворец молодежи» музею школы (руководитель Болкова З.З.) за победу в номинации «Исследовательская деятельность» на областном смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений, посвященном ратным делам уральцев (июнь 2012г.).

Грамота общественной организации «Возвращение» за активное участие в областной молодежной патриотической акции «Помним, гордимся, наследуем!» (2011г.).

Диплом лауреата фестиваля «Самоцветы» за победу в номинации «Музей года – 2012» целенаправленную и результативную социально-значимую деятельность (апрель 2012г.).

Грамота ЦДОД «Дворец молодежи» за лучшее представление направления «Поисково-собирательская деятельность» на областном смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений, посвященном Году учителя (июнь 2011г.).

Диплом ОМС Управление образованием Полевского городского округа творческому коллективу школы (руководитель Месилова И.Н.) – победителя городского конкурса декоративно-прикладного и ИЗО творчества «Ода учителю» в средней возрастной группе (среди городских школ) (2011г.).

Грамота за 2 место в областной молодежной патриотической акции «Ветеран», посвященной 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (ноябрь 2010г.).

Благодарственное письмо ДОД ЦРДЮ Григорьевой Л.Г. за подготовку призера городского конкурса активистов музеев образовательных учреждений Полевского городского округа «Юный экскурсовод» (ноябрь 2011г.).

Благодарственное письмо Союза российских писателей (Министерство культуры Свердловской области) Болковой З.З., руководителю музея, за участие в конкурсе творческих работ «Эпопея исторических свершений» (2011г.).

Благодарственное письмо оргкомитета I Межтерриториальной научно-практической конференции «Одиссея разума», посвященной 300-летию М.В.Ломоносова (руководитель Болкова З.З.) за качественную подготовку участника научно-практической конференции «Одиссея разума» (Ревда, 2012г.).

Грамота за 3 место в областной молодежной патриотической акции «Помним, гордимся, наследуем!» (Болковой З.З., Григорьевой Л.Г., Лянгузовой Т.П., г.Екатеринбург, 2012г.).

Грамота за активное участие в областной молодежной патриотической акции «Помним, гордимся, наследуем!» (Болковой З.З., Григорьевой Л.Г., Лянгузовой Т.П., Г.Екатеринбург, 2012г.).

 

Грант Благотворительного фонда «Синара» в сумме 90 тыс. рублей:

на реставрацию школьного мемориала, посвященного выпускникам школы, погибшим в годы Великой Отечественной войны;

на изготовление и установку памятника выпускнику школы, скончавшемуся от ран в годы Великой Отечественной войны Габрусевич В.П.

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.