МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 131

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона 

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников № 131

Адрес: г.Екатеринбург, 620085  ул.Селькоровская 60а

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2012 - 2013  гг. 

 

1. Заведующий МБДОУ: Волкова Людмила Анатольевна.

2. Тел./факс МБДОУ: 8(343)256-83-74.

3. Сайт: http://131.tvoysadik.ru           E-mail: detsad131@ mail.ru.

ФИО (полностью) куратора проекта от МБДОУ: Муратова Жанна Владимировна.

Контактные телефоны куратора проекта, e-mail: 8(343)256-83-74,  detsad131@ mail.ru.

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ,  регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Развитие познавательной активности дошкольника посредством интеграции образовательной программы «Детство» и педагогической системы Марии Монтессори».

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ. 

6.1 Качественные характеристики:

 

Актуальность исследования:

В соответствии с концепцией модернизации образования Российской Федерации приоритетом развития системы образования является обеспечение доступности качественного образования. Необходимой предпосылкой качественного образования является повышение стартовых возможностей первоклассников через реализацию принципа вариативности дошкольного образования, соответствующего возрастным закономерностям развития детей и их индивидуальным особенностям.

Поступление в школу – очень важный момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от психологической готовности к обучению. Поэтому перед дошкольным учреждением стоит задача – сформировать познавательную активность детей. Анализ же деятельности дошкольных учреждений показывает, что очень часто в работе по подготовке к школе упускается этот значимый блок – формирование познавательной активности. Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин указывают тот факт, что готовность к школе в аспекте познавательной активности является важнейшей составляющей личностного развития ребенка 6-7 лет. Она предполагает сформированность внутренней позиции школьника и его адекватных  познавательных и социальных мотивов.

Противоречие:

Несмотря на то, что познавательная активность детей дошкольного возраста должна быть очень высокой, ведь с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость, каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы – наблюдается снижение познавательной активности по ряду проблем.

 

Проблема:

  • недостаточный уровень владения и использования педагогами активных методов обучения, то есть методов, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер, в результате чего стимулируется познавательная активность обучающегося;
  • отсутствие в развивающей среде условий для развития познавательной активности, соответствующих возрастным требованиям, в частности, отсутствие разнообразия развивающего материала, позволяющей экспериментировать, реализовывать самостоятельный, творческий поиск решения проблемной ситуации,  выполнять самостоятельно контроль выполненных действий и т.д.;
  • бессистемность и несформированность знаний родителей  о возрастных  и индивидуальных особенностях  детей и умений развивать познавательную активность в условиях семьи.

 

Идея изменения:

  1. Вариативность подходов в воспитании детей дает возможность раскрыть индивидуальность ребенка, учесть образовательные потребности семьи, уровень и направленность работы ДОУ, способствует развитию инициативы и творческого потенциала педагогов;
  2. Интегрированный подход обучения позволяет добиться обогащения образовательного процесса, направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей и является для нашего дошкольного учреждения инновационным, а так же  соответствует принципам «Федеральных государственные требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», где определено что:

 

Программа должна:

  • соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
  1. Познавательная активность формируется посредством создания условий в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, в которых дети:
  •  Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают)
  • Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне)
  • Проявляют внимательность (целеустремленны, настойчивы, самостоятельно контролируют свою деятельность, проявляют волю)
  • Фантазируют (предвосхищают, создают новые образы)

 

Тема исследования:

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством интеграции образовательной программы «Детство» и педагогической системы М.Монтессори»

 

Цель:

Обосновать, разработать и внедрить методическое обеспечение развития познавательной активности дошкольника посредством интеграции образовательной программы «Детство» и педагогической системы Марии Монтессори с целью  обеспечения вариативности образовательного процесса

Задачи:

  1. Обеспечить условия для развития познавательной активности дошкольника в развивающей среде.
  2. Обеспечить организационно-методические условия  для профессионального роста педагогов посредством внедрения системы повышения компетентности в области развития познавательной активности детей.
  3. Определить содержательные основы интеграции программы «Детство» и педагогической системы М. Монтессори.
  4. Разработать методическое обеспечение развития познавательной активности дошкольника посредством интеграции образовательной программы «Детство» и педагогической системы Марии Монтессори.
  5. Создать систему диагностики познавательной активности воспитанников ДОУ.
  6. Способствовать активному вовлечению родителей воспитанников в образовательное пространство ДОУ и привлечению их к сотрудничеству по развитию познавательной активности детей в семье.

 

Концептуальные основания деятельности:

  1. Познавательная активность состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:
  • Интеллектуальные – логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства.
  • Эмоциональные – переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью.
  • Регулятивные – волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений.
  • Творческие – воображение, предвосхищение. Озарение, создание новых моделей, образов и пр.

Таким образом, для стимулирования познавательной активности дошкольников необходимо:

  • укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять за продвижение, не ослаблять их деятельность недоверием, негативными оценками;
  • развивать у детей чувство собственного достоинства: позиция воспитателя и ребенка являются равными, партнерскими;
  • развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;
  • использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.
  1. Процессы демократизации в системе образования, его вариативность,    инновационные программы обусловили необходимость поиска решения, проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
  2. Комплексная программа развивающего обучения «Детство» (Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А., и др.; Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003, рекомендована Министерством образования Российской Федерации).

Программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Программа предлагает свой путь обогащения опыта ребенка за счет специальных видов деятельности (исследовательская, экспериментальная и др.), а не за счет форсирования развития ребенка. Девиз программы: «Чувствовать-познавать-творить», соответственно:

  • по линии «чувствовать» задача программы – развивать у детей эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
  • по линии «познавать» задача программыспособствовать развитию познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • по линии «творить» задача программы – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Обучение на занятиях строится, как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая постоянный рост самостоятельности и творчества, то есть реализуются компоненты познавательной активности дошкольника.

  1. «Педагогическая система М. Монтессори» направлена на стимулирование познавательной деятельности и пропагандирует самостоятельную работу детей в подготовленной среде при ограничении прямого воздействия педагога, реализуя девиз: «Помоги мне это сделать самому». Помощь саморазвитию ребенка осуществляется посредством дифференцированной системы материалов, относящихся к следующим учебным разделам: упражнения в практической жизни, развитие сенсорики, развитие речи, обучение письму, чтению, математике, космическому воспитанию (знакомству с окружающим миром и человеческой культурой).

       Движение в развитии интеллекта ребенка происходит «от хватания рукой к умственному схватыванию»:

  1. Привлекательность материала: его цвет, форма, фактура – все это создает первоначальную мотивацию для ребенка.
  2. Свобода движения и выбора, преемственность упражнений, а также атмосфера в группе создают соответствующую ориентацию.
  3.  Манипуляция с предметами в группе не просто присутствует, а носит вполне целенаправленный характер. Очень часто ребенок сопровождает свою работу проговором своих действий.
  4. Через некоторое время громкая речь сменяется речью «про себя».
  5.  И, наконец, в зоне языка и математики, где сенсорные ощущения ребенка конкретизируются, речь свертывается до знаковых смысловых концепций.

 

Работа детей с сенсорным материалом преследует две цели:

  • развивать и совершенствовать сенсорную чувствительность, утончить и развивать соответствующие нейроны головного мозга;
  • развить способность наблюдать, анализировать и синтезировать, выделять главное и обоснованно квалифицировать.

 При этом развиваются различные виды памяти, усваиваются новые понятия и происходит подготовка к переходу на новый уровень мышления. Монтессори в своей подготовленной среде предложила определенный порядок расположения на полках сенсорного материала, а значит и знакомства с ним ребенка, заложив в материал возможность сравнивать свойства и градации. И, наконец, в этом материале предусмотрена возможность самостоятельного контроля ошибок. Кроме того, помимо классических презентаций ребенок может делать самостоятельные открытия и придумывать упражнения с материалом. Все это целенаправленно помогает развитию его познавательных способностей.

Система М. Монтессори – личностно-ориентированная система, позволяющая

проектировать индивидуальную траекторию развития ребенка.

Самостоятельный поиск знаний, свобода движения и выбора, самостоятельные оценочно-контрольные действия – факторы развития познавательной активности.

Таким образом, все компоненты познавательной активности: интеллектуальные, эмоциональные, творческие, регулятивные – реализуются в программе «Детство» и в педагогической системе М. Монтессори, что является основанием для интеграции. Программа «Детство» и система М. Монтессори  взаимодополняют друг друга, что способствует созданию условий для гармоничного развития ребенка, не вызывая диспропорцию в развитии, как это часто бывает если в рамках единого образовательного процесса происходит смешивание когнитивных программ или программ какой-либо другой направленности. Подобная интеграция также обеспечивает вариативность образования и позволяет реализовывать актуальные позиции современного образования, то есть тенденция к  исключению из образовательного процесса воспитанников учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, где формирование предпосылок учебной деятельности является одним из главных итоговых результатов освоения Программы.

Адекватными же возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, беседы с детьми, наблюдения, решение проблемных ситуаций, самостоятельное познание методом проб и ошибок и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса и эффективно реализуются программой «Детство» и системой М. Монтессори, интеграция которых предполагает  совместную деятельность педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.

Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской  позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

Под самостоятельной деятельностью детей понимается:  свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

 

Основное содержание деятельности  по проекту:

 

Этапы реализации проекта:

Направления деятельности педагогического коллектива по реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.

 

 

     Определение проблемы, выбор концептуальных идей, принципов, определение цели и задач проекта.

     Анализ имеющихся педагогических материалов по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста, формирование банка инновационной деятельности педагогов МБДОУ по развитию познавательной активности детей.

     Создание системы управления реализации проекта.

     Изучение образовательных потребностей педагогов, родителей воспитанников, потребностей и способностей детей.

     Создание творческой группы по реализации проекта, положения о творческой группе.

     Поощрение педагогов, участников проекта.

     Подбор диагностического инструментария.

     Планирование реализации проекта.

  1. Практический этап.

 

 

     Реализация проекта.

     Формирование теоретической и технологической готовности педагогов (консультации, практикумы, семинары, диспуты, курсы повышения квалификации).

Создание, внедрение методического обеспечения по интеграции содержания образовательной программы «Детство» и педагогической системы М. Монтессори (работа творческой группы).

     Интеграция деятельности специалистов, воспитателей и родителей воспитанников (консультации, совместные проекты, лектории, индивидуальные беседы).

     Обеспечение оперативной помощи педагогам по внедрению интеграции образовательной программы «Детство» и педагогической системы М. Монтессори.

     Планомерное, активное информирование педагогической и родительской общественности о промежуточных результатах реализации проекта.

  1.    Контрольно-оценочный этап.

 

 

     Анализ промежуточных и конечных результатов.

     Мониторинг познавательной активности детей.

     Дни ДРК по развитию познавательной активности детей.

 

Планируемый результат изменений:

  1. Выпускник обладает следующими качествами, необходимыми для дальнейшего обучения и жизни:
  • «Искать» – проявляет активность и интерес к учебной деятельности, к окружающему миру; любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе»;
  • «Думать» – умеет классифицировать, анализировать, делать выводы и умозаключения, умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале, способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
  • «Творить» – умеет создавать новые образы, делать самостоятельные открытия;
  • «Сотрудничать» – владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
  • «Самостоятельно приниматься за дело» – стремится к овладению новыми знаниями, умениями, навыками, склонность к постановке вопросов и самостоятельному принятию решений на основе личного опыта;
  • «Адаптироваться» – умеет управлять своим поведением, подчиняться установленным правилам, дисциплинирован, организован, способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Педагог:

  •  испытывает потребность непрерывного профессионального роста как условия достижения эффективных результатов деятельности;
  •   владеет и использует активные методы обучения воспитанников;
  •   создает в развивающей среде условия для развития познавательной активности дошкольников.
  1. Родитель:
  •   активно участвует в образовательном процессе ДОУ;
  •   владеет знаниями о возрастных закономерностях  развития дошкольника и умениями формировать познавательную активность в условиях семьи.

 

          6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ:

 

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2009

Сборник: «Опыт обеспечения качества образования: традиции и инновации» (материалы Педагогических чтений работников системы образования Чкаловского района)

 

 

 

2010

 

Филологическое образование детей дошкольного возраста: сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Содержание филологического образования в период детства»

 

 

2011

 

 

 

 

2012

 

Опубликована статья в журнале «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» «Программа по формированию валеологической культуры дошкольников»

 

 

2013

 

III Международная научно-практическая конференция «Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» РГППУ Социальный институт, Кафедра физической культуры и спорта, опубликована статья

 

 

    

Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований

 

Магистерские работы

Кандидатские  работы

2008

 

 

2009

 

 

2010

 

 

2011

 

 

2012

 

 

 

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2009

Городская научно – практическая конференция «Условия обеспечения качества дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях различных форм собственности»

 

XIV Международная научно-практическая конференция

 

 

 

2010

1. 2 место в городском конкурсе на «Лучшую методическую разработку игры-занятия по познавательному и художественному развитию детей старшего дошкольного возраста»

2. Межрегиональная выставка «Мать и дитя»

 

 

2011

 

1.Золотая медаль Национальной премии в области образования «Элита российского образования» в конкурсе инноваций «Качественное образование – будущее нации»

2. Победа во Всероссийском конкурсе «Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в работе ДОУ». Участие в Первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» 28.10.2011 в г. Москве

3. Диплом победителя 1 степени во Всероссийском конкурсе «Панорама учебного сотрудничества»

 

2012

 

Всероссийский творческий конкурс для педагогов и родителей «Открытая книга»

 

2013

 

1.Всероссийский конкурс «Творческая мастерская специалиста дошкольного образовательного учреждения «Педагогическая мозаика»».

2. Всероссийский конкурс «РОДНИЧОК» на лучшее воспитательно-образовательное мероприятие, посвященное Году охраны окружающей среды»

3. Всероссийский творческий конкурс «Талантоха»,

 

 

7. Методическая результативность:

      Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ: заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, Монтессори-педагоги.

 

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2010

Районный семинар «Инновационные формы работы»

 

2011

 

Семинар в рамках городской инновационной экспериментальной площадки на тему: «Интеграция комплексной программы  «Детство» и педагогической системой М.Монтессори: вектор развития познавательной активности дошкольников».

 

2012

Августовская конференция

Семинар в рамках городской инновационной экспериментальной площадки на тему: «Интеграция комплексной программы  «Детство» и педагогической системой М.Монтессори: вектор развития познавательной активности дошкольников».

 

2013

 

 

 

Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов) - нет

8. Социальная результативность:

Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности ( (адрес  сайта, выпуск сборников материалов  по теме работы ОУ)) сайт: http://131.tvoysadik.ru)

 

Сеть социального  партнерства: УрО РАО, ФГАОУ ВПО  РГППУ,  ФГБОУ  ВПО УРГПУ, Государственный областное учреждение обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Чкаловского района города Екатеринбурга», учреждения сети

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.