МАОУ Гимназия №1

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» городского округа Сухой Лог

Адрес с индексом: 624800, Свердловская область, Сухоложский район, город Сухой Лог, улица Юбилейная, дом 11

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  2011 - 2016гг.

 

1. Директор МАОУ Гимназия №1:  Аладина Ирина Александровна.

2. тел./факс МАОУ:  тел. 3437343655,   факс 3437343655.

3. сайт: www.pervaya1.3dn.ru        E mail: Aladina-S-Log@rambler.ru.

ФИО (полностью) куратора проекта от МАОУ: Аладина Ирина Александровна Контактные телефоны куратора проекта тел.3437343655, e-mail Aladina-S-Log@rambler.ru.

Научные  консультанты:  Андрюхина  Людмила Михайловна.

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ,  регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Информационная образовательная среда гимназии и непрерывное развитие личности».

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ. 

6.1. Качественные характеристики

Актуальность исследования. Образованность общества становится сегодня не только важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны, но и условием ее выживания. В XXI веке, когда человечество перешло в информационную стадию своего развития, образование должно стать непрерывным процессом, важнейшей частью жизни каждого человека, обеспечивающей ему возможность ориентироваться в безбрежном океане информации, адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям. В этой связи  приоритетные направления деятельности гимназии направлены на решение задач социокультурной модернизации системы образования гимназии, заключающихся в разработке подходов к успешному переходу на стандарты второго поколения; повышении мобильности, качества и доступности образования как ресурса непрерывного развития личности.

 

 

Актуальность исследования основана на противоречии между необходимостью развития личности участников образовательного процесса и не достаточной развитостью информационной среду образовательного учреждения.

 

Проблема исследования заключается в разработке практико-ориентированной концепции проектирования и конструирования информационной среды образовательного учреждения.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы исследования, а также выявленное противоречие определили выбор темы исследования: «Информационная образовательная среда гимназии и непрерывное развитие личности».

Цель исследования – разработка практико-ориентированной концепции проектирования и конструирования информационной среды гимназии как средства решения задач непрерывного развития личности.

Объект исследования – образовательный процесс в гимназии.

Предмет исследования – процесс конструирования информационной среды гимназии.

 

 

Согласно сформулированной цели работы были поставлены следующие задачи исследования.

1.    Конкретизировать понятие «информационная среда  гимназии » с позиции решения задач непрерывного развития личности .

2.    Определить целевые ориентиры проектирования информационной среды в гимназии  как средства решения задач непрерывного развития личности

3.    Разработать модель информационной среды общеобразовательного учреждения как управленческого ресурса самоорганизации всех субъектов управления.

4.    Определить аспекты управления информатизацией образовательного процесса в рамках информационной среды.

5.    Выявить потенциал информационной среды как средства решения задач непрерывного развития личности.

6.    Оценить результативность построенной модели информационной среды в рамках педагогического эксперимента.

7. Обеспечить  интеграция основного и дополнительного образования, внеурочной деятельности в условиях развивающегося информационного пространства

 

 

Гипотеза исследования. Информатизация образования – это не только процесс технологического переоснащения школы; результатом информатизации должна стать информационная среда, способная выступить реальной основой реализации образовательной парадигмы информационного общества. Создание такой среды окажется более эффективным, если

  • управление информатизацией образовательного процесса будет направлено на развитие педагогической системы гимназии;
  • информационная среда станет основой механизма самоорганизации внутришкольной образовательной системы (ОС), обеспечивающего как перевод в режим саморазвития каждого из субъектов управления школой в отдельности, так и формирование саморазвивающейся ОС в целом.

 

Методологической основой исследования являются теория познания, теория стратегического управления, отечественные и зарубежные концепции образовательного менеджмента, системный, процессный, информационный, синергетический подходы к управлению, теория информации, концепция обратных связей в управлении образовательными системами, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к организации образовательного процесса.

Исследование базируется на следующих концепциях и идеях:

  • философии образования (Б.С.Гершунский, А.И.Пригожин, В.И.Слободчиков, Б.В.Сазонов, П.Г.Щедровицкий);
  •  основных положениях методологии педагогики и методики исследования (М.А.Данилов, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, А.И.Пискунов, М.Н.Скаткин);
  • теориях информационного общества (Д.Белл, З.Бжезинский, Э.Гидденс, П.Дракер, В.Л.Иноземцев, М.Кастельс, Е.Масуда, О.Тофлер, А.Д.Урсул, Ф.Уэбстер, Ю.Хамбермас, Г.Шиллер);
  • концепциях компьютеризации и информатизации сферы образования, методологии и методике использования информационных технологий в системе образования (А.Г.Абросимов, В.П.Беспалько, Б.С.Гершунский, С.Г.Григорьев, В.В.Гриншкун, Г.Д.Дылян, А.П.Ершов, А.Д.Иванников, В.А.Извозчиков, К.К.Колин, А.А.Кузнецов, В.С.Леднев, Д.Ш.Матрос, И.Масуда, Е.И.Машбиц, А.В.Осин, Е.С.Полат, В.И.Пугач, Э.С.Ратобыльская, И.В.Роберт, А.П.Семенов, А.Н.Тихонов, Е.Г.Торина, А.Ю.Уваров, С.А.Христочевский, М.С.Цветкова, В.Ф.Шолохович и др.);
  •  методах анализа информационных процессов в педагогических системах (И.М.Бобко, В.И.Пугач, В.Г.Разумовский, Л.И.Фишман).

 

Известно, что информационные процессы оказывают влияние на все стороны жизнедеятельности образовательной системы: на содержание образования и воспитания, на деятельность педагогических и вспомогательных кадров, на решение финансово-хозяйственных вопросов, а также определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом. Это связано в первую очередь с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации. В силу этого обстоятельства среду, в которой он протекает, можно рассматривать в качестве информационной среды. Однако внедрение информационных технологий в любой сфере деятельности имеет существенные отличия от информационной среды в образовательном учреждении, особенностью которой является наличие трех компонентов:

  • программно-аппаратной организации информационной среды;
  • учебно-методического наполнения ее информационных ресурсов;
  • организации деятельности педагогического коллектива в самой среде.

 

Информационная среда образовательного учреждения характеризуется рядом необходимых признаков и свойств:

  • выступает условием и средством сложных взаимодействий типа "человек - техника","человек - человек", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ".

Процессуальный и результативный аспекты этих взаимодействий, направленных на   совершенствование человеческой личности, переживаются участниками педагогического процесса и имеют четкую ценностную ориентацию.

Информационная среда является системным объектом и развивается как открытая   самоорганизующаяся система в соответствии с логикой и закономерностями собственного развития, а также в неразрывной связи с развитием педагогической системы образовательного учреждения. Развитие информационной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. Единство и целостность структуры информационной среды, определяемые единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса. В каждом отдельном случае информационная среда решает уникальный комплекс задач.

 

В то же время информационная среда гимназии должна включать в себя инвариантные компоненты, обеспечивающие информатизацию основных видов деятельности:

  • образовательной (учебно-воспитательного процесса);
  • управления: образовательным процессом, контингентом обучающихся, кадрами, ресурсами;
  • обеспечения коммуникации.

 

Объективно любая информационная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

  • наличие единой базы данных;
  • однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования;
  • многопользовательский режим использования данных;
  •  разграничение прав доступа к данным;
  • использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах
  • возможность обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта.

 

Методы исследования. Теоретический анализ социологической, психологической, педагогической и методической литературы; педагогическое моделирование; ретроспективный и интроспективный анализ собственной педагогической деятельности; диагностические методы (анкетирование участников образовательного процесса, метод самооценки и др.).

Планируемый результат изменений: развитие образовательного учреждения как открытой информационно-образовательной структуры, которая, используя в своей работе новейшие информационные технологии, обеспечивает участникам образовательного процесса свободный доступ к образовательной информации всех уровней, обеспечивает непрерывное развитие всех участников образовательного процесса.

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2008

6 материалов

( объем 0,8 а.л.)

3

-

-

2009

8

3

-

-

2010

7

2

-

-

2011

15

2

-

-

2012

30

8

-

-

2013

8

22

12

3

 

    

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

2008

1

2009

-

2010

2

2011

2

2012

1

2013

2

 

 

7. Методическая результативность:

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ – 49  педагогических работников.

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

2008

4

2009

5

2010

4

2011

3

2012

2

2013

3

 

 

Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов)

  • «Информационные и коммуникационные технологии как средство реализации требований федерального государственного  стандарта» – 44 человека.
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология содержания, технологии введения» - 31 человек;
  • «Интерактивные информационные средства в образовательном  процессе» - 43 человека.

 

Стажировки для слушателей образовательных программ ГБОУ ДПО СО «ИРО»:

  • Для слушателей образовательной программы кафедры естественнонаучного и математического образования (ОП «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения» (для учителей физики, химии, биологии, географии)
  • Для слушателей образовательной программы кафедры педагогики и психологии  ИРО «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология содержания, технологии введения»
  • Для слушателей образовательной программы кафедры информационных технологий «Интерактивные информационные средства в образовательном  процессе» (кафедра информационных технологий ИРО)
  • Для слушателей образовательной программы кафедры педагогики и психологии «Информационные и коммуникационные технологии как средство реализации требований федерального государственного  стандарта» (кафедра информационных технологий ИРО)

 

8. Социальная результативность:

Инновационный опыт МАОУ доступен  широкой педагогической общественности на сайте: www.pervaya1.3dn.ru , в  выпусках  сборников материалов  по теме работы ОУ)

Сеть социального партнерства: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»,  МКУ 2Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог», Урало-Сибирская Межрегиональная общественная организация «Ассоциация преподавателей высших учебных заведений», ООО «Староцементный завод», ОАО «Завод вторичных цветных металлов», автошкола «Вираж», Центр английского языка, Центр дополнительного образования детей, д/к «Кристалл», с/к «Здоровье», Центральная библиотека им. А.С. Пушкина, школа искусств, ДЮСШ, детская музыкальная школа, городской Совет ветеранов, городской краеведческий музей.

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.