РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МАОУ Гимназия №1
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» городского округа Сухой Лог
Адрес с индексом: 624800, Свердловская область, Сухоложский район, город Сухой Лог, улица Юбилейная, дом 11
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011 - 2016гг.
1. Директор МАОУ Гимназия №1: Аладина Ирина Александровна.
2. тел./факс МАОУ: тел. 3437343655, факс 3437343655.
3. сайт: www.pervaya1.3dn.ru E mail: Aladina-S-Log@rambler.ru.
ФИО (полностью) куратора проекта от МАОУ: Аладина Ирина Александровна Контактные телефоны куратора проекта тел.3437343655, e-mail Aladina-S-Log@rambler.ru.
Научные консультанты: Андрюхина Людмила Михайловна.
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Информационная образовательная среда гимназии и непрерывное развитие личности».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования. Образованность общества становится сегодня не только важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны, но и условием ее выживания. В XXI веке, когда человечество перешло в информационную стадию своего развития, образование должно стать непрерывным процессом, важнейшей частью жизни каждого человека, обеспечивающей ему возможность ориентироваться в безбрежном океане информации, адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям. В этой связи приоритетные направления деятельности гимназии направлены на решение задач социокультурной модернизации системы образования гимназии, заключающихся в разработке подходов к успешному переходу на стандарты второго поколения; повышении мобильности, качества и доступности образования как ресурса непрерывного развития личности.
Актуальность исследования основана на противоречии между необходимостью развития личности участников образовательного процесса и не достаточной развитостью информационной среду образовательного учреждения.
Проблема исследования заключается в разработке практико-ориентированной концепции проектирования и конструирования информационной среды образовательного учреждения.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы исследования, а также выявленное противоречие определили выбор темы исследования: «Информационная образовательная среда гимназии и непрерывное развитие личности».
Цель исследования – разработка практико-ориентированной концепции проектирования и конструирования информационной среды гимназии как средства решения задач непрерывного развития личности.
Объект исследования – образовательный процесс в гимназии.
Предмет исследования – процесс конструирования информационной среды гимназии.
Согласно сформулированной цели работы были поставлены следующие задачи исследования.
1. Конкретизировать понятие «информационная среда гимназии » с позиции решения задач непрерывного развития личности .
2. Определить целевые ориентиры проектирования информационной среды в гимназии как средства решения задач непрерывного развития личности
3. Разработать модель информационной среды общеобразовательного учреждения как управленческого ресурса самоорганизации всех субъектов управления.
4. Определить аспекты управления информатизацией образовательного процесса в рамках информационной среды.
5. Выявить потенциал информационной среды как средства решения задач непрерывного развития личности.
6. Оценить результативность построенной модели информационной среды в рамках педагогического эксперимента.
7. Обеспечить интеграция основного и дополнительного образования, внеурочной деятельности в условиях развивающегося информационного пространства
Гипотеза исследования. Информатизация образования – это не только процесс технологического переоснащения школы; результатом информатизации должна стать информационная среда, способная выступить реальной основой реализации образовательной парадигмы информационного общества. Создание такой среды окажется более эффективным, если
- управление информатизацией образовательного процесса будет направлено на развитие педагогической системы гимназии;
- информационная среда станет основой механизма самоорганизации внутришкольной образовательной системы (ОС), обеспечивающего как перевод в режим саморазвития каждого из субъектов управления школой в отдельности, так и формирование саморазвивающейся ОС в целом.
Методологической основой исследования являются теория познания, теория стратегического управления, отечественные и зарубежные концепции образовательного менеджмента, системный, процессный, информационный, синергетический подходы к управлению, теория информации, концепция обратных связей в управлении образовательными системами, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к организации образовательного процесса.
Исследование базируется на следующих концепциях и идеях:
- философии образования (Б.С.Гершунский, А.И.Пригожин, В.И.Слободчиков, Б.В.Сазонов, П.Г.Щедровицкий);
- основных положениях методологии педагогики и методики исследования (М.А.Данилов, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, А.И.Пискунов, М.Н.Скаткин);
- теориях информационного общества (Д.Белл, З.Бжезинский, Э.Гидденс, П.Дракер, В.Л.Иноземцев, М.Кастельс, Е.Масуда, О.Тофлер, А.Д.Урсул, Ф.Уэбстер, Ю.Хамбермас, Г.Шиллер);
- концепциях компьютеризации и информатизации сферы образования, методологии и методике использования информационных технологий в системе образования (А.Г.Абросимов, В.П.Беспалько, Б.С.Гершунский, С.Г.Григорьев, В.В.Гриншкун, Г.Д.Дылян, А.П.Ершов, А.Д.Иванников, В.А.Извозчиков, К.К.Колин, А.А.Кузнецов, В.С.Леднев, Д.Ш.Матрос, И.Масуда, Е.И.Машбиц, А.В.Осин, Е.С.Полат, В.И.Пугач, Э.С.Ратобыльская, И.В.Роберт, А.П.Семенов, А.Н.Тихонов, Е.Г.Торина, А.Ю.Уваров, С.А.Христочевский, М.С.Цветкова, В.Ф.Шолохович и др.);
- методах анализа информационных процессов в педагогических системах (И.М.Бобко, В.И.Пугач, В.Г.Разумовский, Л.И.Фишман).
Известно, что информационные процессы оказывают влияние на все стороны жизнедеятельности образовательной системы: на содержание образования и воспитания, на деятельность педагогических и вспомогательных кадров, на решение финансово-хозяйственных вопросов, а также определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом. Это связано в первую очередь с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации. В силу этого обстоятельства среду, в которой он протекает, можно рассматривать в качестве информационной среды. Однако внедрение информационных технологий в любой сфере деятельности имеет существенные отличия от информационной среды в образовательном учреждении, особенностью которой является наличие трех компонентов:
- программно-аппаратной организации информационной среды;
- учебно-методического наполнения ее информационных ресурсов;
- организации деятельности педагогического коллектива в самой среде.
Информационная среда образовательного учреждения характеризуется рядом необходимых признаков и свойств:
- выступает условием и средством сложных взаимодействий типа "человек - техника","человек - человек", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ".
Процессуальный и результативный аспекты этих взаимодействий, направленных на совершенствование человеческой личности, переживаются участниками педагогического процесса и имеют четкую ценностную ориентацию.
Информационная среда является системным объектом и развивается как открытая самоорганизующаяся система в соответствии с логикой и закономерностями собственного развития, а также в неразрывной связи с развитием педагогической системы образовательного учреждения. Развитие информационной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. Единство и целостность структуры информационной среды, определяемые единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса. В каждом отдельном случае информационная среда решает уникальный комплекс задач.
В то же время информационная среда гимназии должна включать в себя инвариантные компоненты, обеспечивающие информатизацию основных видов деятельности:
- образовательной (учебно-воспитательного процесса);
- управления: образовательным процессом, контингентом обучающихся, кадрами, ресурсами;
- обеспечения коммуникации.
Объективно любая информационная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
- наличие единой базы данных;
- однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования;
- многопользовательский режим использования данных;
- разграничение прав доступа к данным;
- использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах
- возможность обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта.
Методы исследования. Теоретический анализ социологической, психологической, педагогической и методической литературы; педагогическое моделирование; ретроспективный и интроспективный анализ собственной педагогической деятельности; диагностические методы (анкетирование участников образовательного процесса, метод самооценки и др.).
Планируемый результат изменений: развитие образовательного учреждения как открытой информационно-образовательной структуры, которая, используя в своей работе новейшие информационные технологии, обеспечивает участникам образовательного процесса свободный доступ к образовательной информации всех уровней, обеспечивает непрерывное развитие всех участников образовательного процесса.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2008 |
6 материалов ( объем 0,8 а.л.) |
3 |
- |
- |
2009 |
8 |
3 |
- |
- |
2010 |
7 |
2 |
- |
- |
2011 |
15 |
2 |
- |
- |
2012 |
30 |
8 |
- |
- |
2013 |
8 |
22 |
12 |
3 |
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
2008 |
1 |
2009 |
- |
2010 |
2 |
2011 |
2 |
2012 |
1 |
2013 |
2 |
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ – 49 педагогических работников.
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
2008 |
4 |
2009 |
5 |
2010 |
4 |
2011 |
3 |
2012 |
2 |
2013 |
3 |
Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов)
- «Информационные и коммуникационные технологии как средство реализации требований федерального государственного стандарта» – 44 человека.
- «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология содержания, технологии введения» - 31 человек;
- «Интерактивные информационные средства в образовательном процессе» - 43 человека.
Стажировки для слушателей образовательных программ ГБОУ ДПО СО «ИРО»:
- Для слушателей образовательной программы кафедры естественнонаучного и математического образования (ОП «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения» (для учителей физики, химии, биологии, географии)
- Для слушателей образовательной программы кафедры педагогики и психологии ИРО «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология содержания, технологии введения»
- Для слушателей образовательной программы кафедры информационных технологий «Интерактивные информационные средства в образовательном процессе» (кафедра информационных технологий ИРО)
- Для слушателей образовательной программы кафедры педагогики и психологии «Информационные и коммуникационные технологии как средство реализации требований федерального государственного стандарта» (кафедра информационных технологий ИРО)
8. Социальная результативность:
Инновационный опыт МАОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте: www.pervaya1.3dn.ru , в выпусках сборников материалов по теме работы ОУ)
Сеть социального партнерства: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», МКУ 2Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог», Урало-Сибирская Межрегиональная общественная организация «Ассоциация преподавателей высших учебных заведений», ООО «Староцементный завод», ОАО «Завод вторичных цветных металлов», автошкола «Вираж», Центр английского языка, Центр дополнительного образования детей, д/к «Кристалл», с/к «Здоровье», Центральная библиотека им. А.С. Пушкина, школа искусств, ДЮСШ, детская музыкальная школа, городской Совет ветеранов, городской краеведческий музей.