РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБДОУ детский сад №351 «Крепыш»
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 351 «Крепыш»
620090, г. Екатеринбург Седова, 35
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011-2016 гг.
1. Директор МБДОУ: Новикова Татьяна Александровна
2. тел./факс МБДОУ: 8(343)366-41-24 E - mail: ekb-mdou351@mail.ru
3. ФИО (полностью) кафедра естествознания УрГПУ, Моисеева Л.В. доктор педагогических наук, профессор УрГПУ.
Научные консультанты: Ворошилова Валентина Михайловна, доцент кафедры естествознания УрГПУ , Моисеева Л.В. доктор педагогических наук, профессор УрГПУ.
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
5. Тема исследования: «Экологовалеологический подход к здоровьесбережению детей дошкольного возраста».
6. Научная результативность деятельности инновационно - активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования. Одной из ключевых задач работы детского сада является охрана и укрепление здоровья детей. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3-7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% приходят в школу абсолютно здоровыми. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:
- физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей
- 25-35% детей, пришедших в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания
- 90-92% выпускников средних школ находятся в «3-ем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны
- 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% находится в «3-ем состоянии»
Поэтому проблему здоровья можно рассматривать в широком социальном аспекте.
Конвенция ООН о правах ребенка признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических и иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:
- Воспитание
- Развитие
- Защиту
- Активное участие в жизни общества
Конвенция увязывает права ребенка с правами родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
В ст. 63 Семейного кодекса РФ оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, психическое, физическое, духовное и нравственное развитие ребенка. Кроме того, указано, что обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Однако большую часть своего активного времени ребенок проводит в детском саду, поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создания определенных условий.
Гуманистические тенденции в развитии нашего общества, приоритет общекультурных ценностей, к числу которых относится и здоровье человека, несомненно, являются ведущими ориентирами в формировании гармонично развитой личности. В разделе «Физическое воспитание в образовательных и дошкольных учреждениях» Законодательства РФ, статье 12 « О физкультуре и спорте» говорится, что в круг обязанностей администрации ДОУ, каждого педагога входит:
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Формирование потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни.
На здоровье влияет окружающая среда и деятельность. Окружающую среду можно условно разделить на части: природу, рукотворный мир, социальный мир.
В последнее время врачи все чаще сталкиваются с новым заболеванием, которое назвали синдромом дисбаланса « человек-окружающая среда».
Экологическая обстановка сложившаяся в нашей стране и в Свердловской области в частности, оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье детей. Поэтому следует уделять внимание эковалеологическому образованию населения.
Нынешнее состояние общего образования в том числе и дошкольного оценивается многими исследователями как кризисное. При этом выделяют один из важнейших критериев «кризисности» образования – его «небезвредность». Общая причина «небезвредности» образования его здоровьезатратности, заключается в игнорировании – в большей или меньшей степени – естественного, свободного развития ребенка с учетом его возрастных особенностей, ритмов жизни, сензитивных этапов развития, которые обуславливает и выделяет сама природа. Выход из этого положения видится в обращении образования и воспитания к идеям глубинной психологии и экологии. Только на их основе и могут быть сформированы принципиально и качественно-новые средства образования и воспитания, которые можно назвать глубинными экотехнологиями. Эковалеологическое образование необходимо начинать как можно раньше, уже в детских дошкольных учреждениях. Поведение, связанное со здоровьем является неотъемлемой частью стиля жизни и формируется в раннем возрасте. Проблемы физического здоровья детей нельзя решать с помощью только физкультурных занятий и закаливающих процедур. Чтобы быть здоровым, нужны соответствующие жизненные навыки, здоровые привычки, мотивация к сохранению и укреплению здоровья.
Экологовалеологическая грамотность, как жизненная потребность современного человека должна состоять из 2-х взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного, потребностно-действенного, реализуемых целенаправленно и последовательно в каждой возрастной группе по определённой, научно-обоснованной схеме. Экологовалеологический подход предполагает разработку соответствующей системы воспитания.
Анализ практики работы дошкольного учреждения позволил обнаружить ряд противоречий между:
- социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием личности, способной строить свои отношения с окружающей средой с учётом её законов, относиться к своему здоровью осознанно и неготовностью образовательных структур к их реализации;
- признанием того, что окружающая среда и здоровье ребёнка находится в глубокой взаимосвязи и отставанием в разработке практических моделей единой образовательной среды, обеспечивающей их гармоничное взаимодействие;
- потребительским подходом подрастающего поколения к окружающей среде, своему организму и здоровью и недостаточной разработанностью адекватных, теоретически обоснованных педагогических технологий формирования гармоничных взаимоотношений детей с окружающей средой.
Обозначенные противоречия позволили определить проблему исследования: выявление педагогических условий эколого-валеологического образования в дошкольном образовательном учреждении для комплексного оздоровления детей и осознанного отношения к своему здоровью.
Объект исследования - образовательная экологовалеологическая деятельность всех субъектов
Предмет исследования - экологизация всех видов деятельности всех субъектов.
Цель исследования - развивать экологовалеологическую направленную деятельность всех субъектов дошкольного образования с целью здоровьесбережения детей.
Гипотеза исследования: экологовалеологическое образование детей в ДОУ будет проходить успешно, если:
- создать благоприятную здоровьесберегающую образовательно-воспитательную среду в учреждении дошкольного образования;
- «экологизировать», т.е. рассматривать с учетом принципов экологовалеологического образования, различные виды деятельности всех субъектов;
- организовать тесное взаимодействие с родителями воспитанников;
- скоординировать работу со всеми заинтересованными организациями;
- повышать уровень экологовалеологического образования у всех участников дошкольного образования.
Реализация данного инновационного проекта, цель которого дополнение/расширение образовательной деятельности дошкольника экологовалеологическим образованием, позволит:
- повысить квалификацию педагогического состава;
- улучшить уровень образовательных достижений дошкольников;
- оптимизировать:
- содержание образовательной деятельности;
- условия образовательной среды;
- управленческую деятельность образовательного учреждения;
- разнообразить формы работы с родителями.
В соответствии с объектом и предметом исследования и необходимостью определения эффективных путей административного управления ДОУ решаются следующие задачи:
. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей через:
- формирование осознанной потребности в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни
- формирование экологической культуры личности, направленной на гармонизацию отношений человека с природой.
2. Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка через:
- формирование системы умений и навыков взаимодействия ребенка с природой
- закладку основ бережного и созидательного отношения к природе
3. Создание благоприятных условий развития через:
- формирование развивающей предметно – пространственной среды
- выполнение Санитарно-эпидемиологических требований
- повышение экологовалеологической компетентности всех субъектов ДОУ
4. Объедение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс через:
- непосредственно образовательную деятельность
- образовательную деятельность, осуществляемую в режимных моментах
- взаимодействие с семьями детей
5. Формирование общей культуры личности детей через:
- формирование у воспитанника осознанного отношения к природным явлениям и объектам
- формирование валеологической культуры
6. Формирование социокультурной среды через:
- организацию просветительской работы по формированию культуры природопользования у всех субъектов
7. Обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи через:
- достижение интегральных характеристик развития личности ребенка как целевых ориентиров дошкольного образования
8. Определение направлений для систематического взаимодействия педагогических и общественных объединений с целью сохранения единства образовательного процесса
Теоретико-методологической основой исследования послужили идеи и положения о единстве сознания и деятельности, теории и практики, непрерывности изменения и развития явлений бытия (Тюмасева З.И., И.В. Блауберг, Г. Гегель, А.А. Зиновьев, И. Кант, П.В. Копнин, Т. Кун, И. Лакатос, М.К. Мамардашвили, К. Маркс, К. Поппер, И.Р. Пригожин, А.И. Ракитов, Г.И. Рузавин, Ф. Франк, И.Т. Фролов, В.А. Штоф, Ф. Энгельс и др.); философия педагогики, как науки о формировании отношений человека с окружающим миром (А.Г. Алексеев, Б.С. Гершунский, П.В. Копнин, В.В. Краевский, В.В. Кумарин, Н.Д. Никандров, Н.С. Розов, Г.Н. Филонов, Б.Л. Фульфсон, П.Г. Щедровицкий и др.); методология педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, А. Дистервег, В.И. Загвязинский, Л.В. Занков, Л.Б. Ительсон, Я.А. Коменский, Р. Оуэн, И.-Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, и др.).
Методы исследования: теоретический, анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование, беседы, наблюдения: прямые и косвенные; изучение документации ДОУ.
Основное содержание деятельности по проекту:
2011-2012 |
Установление причин изменений в образовательной деятельности. Изучение нормативной базы. Изучение философской, педагогической и психологической литературы. Анализ материально-технического обеспечения образовательной деятельности |
2012-2014 г. |
Повышение квалификации педагогического коллектива детского сада по проблемам экологовалеологического образования; Разработка программы и мониторинга экологовалеологического образования воспитанников. Разработка экологовалеологических компетенций педагога. Развитие эффективного социального партнерства. Разработка плана мероприятий с родителями. Пополнение и создание предметно развивающей среды. Создание условий для экологовалеологической компетентности педагогов |
Итоговый: май-август 2015 г. |
Обобщение результатов обновления образовательной деятельности в форме инновационных образовательных продуктов Создание инфраструктуры для распространения опыта инновационных изменений образовательной деятельности. |
Планируемый результат.
1. Повышение статуса ДОУ
2. Повышение уровня образованности всех субъектов
3. Расширение внешних связей
4. Соответствие требований к развивающей предметно- пространственной среде
Новизна исследования: оздоровление детей происходит путем внедрения экологовалеологичских составляющих в образование всех субъектов дошкольного образования.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2011 |
1. «Комплексное оздоровление детей дошкольного возраста», 2.«Экологические аспекты состояния здоровья и реабилитации детей дошкольного возраста в ДОУ» 3.«Система экологовалеологического образования дошкольников, как фактор воспитания здорового ребенка» ,
|
|
|
|
2012 |
Статьи: 1 «Эковалеологическое сознание детей»,
2 .«Валеологический подход к воспитатель - образовательному процессу ДОУ» 3. Экологовалеологический подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ. |
|
|
|
2013 |
1. Городские педагогические чтения: «Экологовалеологическое образование детей младшего дошкольного возраста»
2. Экологовалеологическая компетентность педагога дошкольного образования. 3. Становление толерантного сознания молодого специалиста. |
|
|
|
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2011 |
Городской конкурс «Цветущий город» -2011г. |
|
|
2012 |
Городской конкурс на лучшую реализацию областного проекта «Родники – 2012» |
1. «Золотой фонд Российского образования» Диплом первой степени: «Лучший проект образовательного учреждения – 2012»
2. «Планета Творчества» Почетный знак первой степени. |
|
2013 |
Городской конкурс методических разработок родительских собраний: «Родителям об экологическом воспитании»
Городской конкурс на лучшую реализацию областного проекта «Родники – 2013»
Городской конкурс «Цветущий город -2013г.»
|
|
|
7. Методическая результативность:
За период с 2010 по 2011гг усвояемость программы составила -47,6%, за 2011-2012 учебный год -68,2% , за 2012-2013 – 76,5%
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2011 |
Семинар: «Экологические пространства в ДОУ» |
X международная научно-практическая конференция «Педагогические системы развития творчества»
|
2012 |
1. Семинар «Экологические пространства» в детском саду и их использование в разных видах деятельности» 2. Семинар « Экологовалеологический подход к оздоровлению дошкольников» |
Научно-практическая конференция «Экологическая педагогика и психология здоровья: проблемы, перспективы развития» |
2013 |
Семинар «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Мастер-класс: «Театрализованная деятельность в экологическом воспитании дошкольников» |
Семинар: Проект «Экология города для малышей»; Стратегический план развития Екатеринбурга до 2020 года; Стратегический проект «Экологическое просвещение и образование населения г. Екатеринбурга. |
8. Социальная результативность:
Инновационный опыт ИАОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте http://www.krepysh351.w2c.ru
Заключены договора с экологическим центром «Рифей», ГДЭЦ.
Сеть социального партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ.,ИАШ Свердловской области