РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МАОУ детский сад №116
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 116.
620141, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Автомагистральная, 19а.
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011-2016 гг.
1. Заведующий МАДОУ: Бурухина Любовь Александровна
2. тел./факс МАДОУ: 8(343)323-54-94
3. сайт: mbdou116.caduk.ru E mail: ekb-mdou116@mail.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МАДОУ: Бритвина Ольга Николаевна
Контактные телефоны куратора проекта: 323-54-94.
Научный консультант: кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры ФГАОУ ВПО РГППУ Третьякова Наталия Владимировна.
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования. Как известно, важнейшим условием полноценного развития дошкольника является достаточная двигательная активность в течение дня. Многочисленные исследования свидетельствуют, что нормальное умственное и речевое развитие ребенка в значительной мере обусловлено развитием его моторной сферы. Однако, в условиях семьи недостаток движений, который дети нередко испытывают в дошкольном учреждении, не восполняется дома.
В семье подавляющее большинство родителей основное внимание уделяют умственному воспитанию ребенка, обучая его чтению, письму, счету, иностранному языку, рисованию. Из всех опрошенных родителей только 20% совместно с детьми совершают загородные прогулки, прогулки в парки, скверы. Во время обычных прогулок недостаточно используются такие важные для развития моторики ребенка спортивные упражнения, как катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, катание на роликовых коньках и самокатах. Крайне редко используются на прогулке спортивные игры – баскетбол, бадминтон, настольный теннис. Достаточно серьезные нарушения в семье выявлены и в организации питания детей, в частности, некоторые родители устраивают ужин почти перед самым сном, допускают нарушения интервалов меду приемами пищи, что приводит к снижению у детей аппетита, а нередко – к дисфункции желудочно-кишечного тракта. К подобным нежелательным осложнениям приводит также применение родителями неправильных приемов во время еды – насильственное кормление детей, уговоры, чтение или рассказывание сказок.
Как известно, закаливающие мероприятия могут быть эффективны только тогда, когда они проводятся в комплексе, систематически и в дошкольном учреждении, и дома. Однако, как выяснилось, в семье менее чем в половине случаев дети не регулярно выполняют гигиенические правила – не чистят зубы, не моют ежедневно ноги, не выполняют простейшие водные процедуры, которые старшие дошкольники могут осуществлять самостоятельно.
Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, если у него имеется возможность заниматься любимой игрой – все это в совокупности служит основой поступательного развития. Воспитывать здорового ребёнка можно лишь, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт взаимодействия с семьёй, однако, ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к организации этого процесса с целью физического развития и формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни.
Противоречия:
- между низким уровнем здоровья детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение и требованиями федеральных документов к уровню их здоровья на момент окончания ДОУ;
- между общепринятой и очевидной необходимостью совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах физического развития и формирования навыков здорового уровня жизни у дошкольников и недостаточным уровнем субъектов образовательного процесса к осуществлению данной деятельности.
Проблема: определить направления и содержание деятельности по взаимодействию ДОУ и семьи в вопросах физического развития и формирования навыков здорового уровня жизни у дошкольников.
Идея изменения: стремление к достижению высоких образовательных результатов заключается во введении здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс, в формировании здорового образа жизни, разработке инновационных форм взаимодействия с семьёй, осуществлении мониторинга показателей индивидуального развития, прогнозировании вероятных изменений в состоянии здоровья детей и проведении соответствующих коррекционных мероприятий с целью обеспечения успешной работы.
Тема исследования: Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни.
Объект исследования – процесс взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни дошкольников.
Предмет исследования – формы и методы взаимодействия воспитателей ДОУ, родителей и медицинских работников в организации и проведении просветительной и физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками по формированию здорового образа жизни.
Цель: определение направлений и содержания взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни.
Гипотеза исследования: эффективность воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья дошкольников, повысится при создании и реализации следующих педагогических условий:
- активном взаимодействии семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни дошкольников;
- при создании развивающей образовательной среды, способствующей развитию личности дошкольника, формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению его здоровья;
- при воспитании ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни путем развития педагогических и гигиенических знаний у воспитателей и родителей;
- при разработке и внедрении в воспитательный процесс ДОУ здоровьесберегающей программы с применением доступных средств оздоровительной физической культуры и форм занятий, соответствующих возрасту и уровню подготовленности дошкольников;
- при индивидуализации и дифференциации средств физической культуры и форм закаливания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и состояния здоровья дошкольников .
В соответствии с целью и гипотезой исследования решаются следующие задачи:
- Изучить особенности организации здоровьесберегающего пространства в детском саду;
- Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт, применяемый при оздоровлении и физическом развитии детей в других ДОУ;
- Посредством социологического исследования определить ценностные ориентации семьи в вопросах образования, воспитания и оздоровления дошкольников.
- Разработать модель взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания здорового дошкольника.
- Разработать, апробировать и реализовать комплексы лечебно-профилактических, коррекционно-оздоровительных и физкультурных мероприятий;
- Мотивировать сотрудников ДОУ на реализацию проекта.
- Повысить квалификацию педагогов и сотрудников ДОУ в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
- Обеспечить овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за своё здоровье, прямой зависимости между поведением и здоровьем;
- Экспериментально проверить эффективность внедрения инновационных форм работы с детьми и родителями по физическому развитию.
- Разработать методические рекомендации по использованию комплексной технологии по здоровьесбережению в ДОУ и семье.
Методологическую основу исследования составили: учение о закономерностях и движущих силах физического и психического развития личности ребенка (А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев); теория и практика личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, В.Т.Фоменко, И.С.Якиманская); учения о зонах актуального и ближайшего развития (Д.С.Выготский); учение о здоровье и здоровом образе жизни (О.А.Александров, Н.М.Амосов, И.И.Брехман); концептуальные идеи педагогики и психологии здоровья и формирования здорового образа жизни (ВМ.Я.Виленский, Н.Д.Граевская, В.Н.Савицкая); теория и практика формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья (Н.П.Абаскалова, Р.И.Айзман, М.Я.Виленский, В.А.Смирнов); теория реализации ценностного, комплексного и индивидуально-дифференцированного подходов к сохранению и укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни (О.А.Александров, Л.И.Лубышева, В.Д.Сонькин А.Г.Сухарев, А.Г.Щедрина и др.).
Методы исследования: Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровья и физическое развитие детей, проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение); анализ полученной педагогической и медико-профилактической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки психолого-педагогического и валеологического сопровождения образовательного процесса, мониторинг.
Основное содержание деятельности по проекту:
- Проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей; выявление ценностных ориентиров семьи (анкетирование, опрос, наблюдение).
- Анализ полученной педагогической и медико-профилактической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
- Создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада.
- Мониторинг результатов использования здоровьесберегающих технологий.
- Мотивация педагогов на работу по реализации проекта.
- Систематизация полученных результатов.
- Обобщение и распространение полученного опыта.
- Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.
Планируемый результат изменений:
- Создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада.
- Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей (индекса здоровья).
- Разработка и внедрение комплекса лечебно-профилактических и коррекционно-оздоровительных мероприятий как фактора формирования здоровья детей.
- Повышение педагогической и валеологической культуры работников ДОУ и родителей.
- Улучшение показателей уровня физического развития воспитанников.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: выявляются эффективные средства, формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни дошкольников и определяются эффективные формы и методы организации просветительной и физкультурно-оздоровительной работы в условиях ДОУ и семьи с участием воспитателей, родителей и медицинского персонала, разрабатывается здоровьесберегающая программа, способствующая формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
2010 |
1 публикация |
2011 |
3 публикации |
2012 |
1 публикация |
2013 |
- |
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ – 5.
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2008 |
Педагогическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» для педагогов и руководителей ДОУ района». |
Городской семинар «Здоровьесберегающие компоненты образовательного процесса в ДОУ». Участие в выставке «Мать и дитя 2008» - презентация проектов: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду», «Обучение детей-инвалидов на дому и в условиях детского сада». Семинар для руководителей ДОУ города Каменск-Уральский «Инновационная деятельность дошкольного учреждения». |
2011 |
|
Городской семинар «Реализация ФГТ. Образовательная область «Здоровье». |
2012 |
Выступление на Районных V педагогические чтения «Педагогические технологии в образовательной практике Железнодорожного района г.Екатеринбурга»: Создание музыкальной здоровьесберегающей среды в детском саду. |
Работа 4 педагогов ДОУ над проектом «С надеждой в будущее. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ.» в рамках городского проекта «Вариативные формы образования для детей с ОВЗ в условиях обеспечения доступности качественного образования в соответствии с требованиями ФГТ и ФГОС на 2012-2016 гг.» |
2013 |
|
Работа 4 педагогов ДОУ над проектом «С надеждой в будущее. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ.» в рамках городского проекта «Вариативные формы образования для детей с ОВЗ в условиях обеспечения доступности качественного образования в соответствии с требованиями ФГТ и ФГОС на 2012-2016 гг.» |
Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов)
№ |
Уровень мероприятия |
цель |
дата |
эффективность |
1 |
Постоянно действующий семинар «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» |
Активизация знаний педагогов в области здоровьесбережения |
С 2006 года (36 часов в течение учебного года) |
Педагоги ДОУ владеют методикой организации закаливания детей, методикой проведения оздоровительных занятий |
8. Социальная результативность:
Материалы проекта представлены на сайте mbdou116.caduk.ru, а также в сборнике материалов XVII городских педагогических чтений «Инновационная направленность обучения и воспитания в системе образования Екатеринбурга» под ред. А.А.Симоновой, Н.А.Лопатюк. – Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2011.
Сеть социального партнерства
Учреждение |
Характер и содержание сотрудничества |
АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, ФГАОУВПО РГППУ |
Научно-консультационная поддержка участия ДОУ в сетевом взаимодействии образовательных учреждений Уральского региона |
Детский экологический центр «Рифей» |
Организация экскурсий, совместная деятельность по организации тематических бесед. Проведение тематических занятий. Создание экологической здоровьесберегающей образовательной среды в детском саду. |
МОУ СОШ № 147, 148 |
Преемственность в образовании. Создание условий непрерывного образования, легкий период адаптации при переходе на школьную ступень, успешность ребенка. |
Поликлиника №16 |
Контроль за организацией прививочной работы, информационно-консультативная помощь детям и родителям, обследование детей узкими специалистами. |
ГПН, ГИБДД Железнодорожного района |
Организация встреч по правилам дорожного движения и пожарной безопасности, обучение безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников ДОУ. Совместные тренировки по эвакуации. |
УРО РАО (Уральское региональное отделение российской академии образования) |
Научное руководство инновационной деятельностью Учреждения. |
ИМЦ Железнодорожного района |
Научно-методическое сопровождение развития содержания образования. |
Дошкольный отдел РОО |
Обеспечение консультационно-регулятивной поддержки. Научно-методическое сопровождение: консультирование, повышение квалификации педагогов, руководителей МДОУ |
Районная ПМПК |
Своевременное (раннее) выявление проблем в здоровье детей и их коррекция. Обследование ПМПК по направлению консилиума МАДОУ. Обмен опытом специалистами консилиумов образовательных учреждений. Определение или уточнение диагноза ребенка, получение рекомендаций по дальнейшему коррекционному развитию. |
УГМА |
Исследование рационального сбалансированного питания детей дошкольного возраста. (Кафедра гигиены питания). Проведение цикла лекций для дошкольников о гигиене и культуре питания; о здоровом образе жизни. |