МБОУ СОШ №75

КАРТА 

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНА СЕТИ ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ АПК И ПРО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 75 города Екатеринбурга Свердловской области

620027 Свердловская область, город Екатеринбург, ул. Восточная, 26.

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2013-201  гг.

 

1. Директор МБОУ: Пухова Татьяна Николаевна

2. тел./факс МБОУ: (343) 388-16-64 (63)

3. e-mail: ekb-mou75@mail.ru Сайт: http://75uralschool.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Моисеева Ольга Валентиновна

Сот. телефон: 89041789851

4. Статус образовательного учреждения: член сети инновационно-активных школ ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер  от .

5. Тема исследования: «Процесс формирования патриотического сознания у учащихся МБОУ СОШ № 75  в школьной системе патриотического воспитания»

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ)  в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки и РФ

6.1 Качественные характеристики: В настоящее время наша страна, включившись в мировой процесс глобализации, стремится занять достойное место в ряду наиболее развитых государств. В контексте выхода России на общемировое рыночное пространство в настоящее время возникла необходимость формирования патриотического сознания россиян как фактора конкурентоспособности страны в мировом сообществе. В связи с этим национальная безопасность, взятая во всех ее аспектах (оборонном, информационном, производственном и др.), не может выстраиваться без глубинного проникновения патриотических идей в сознание миллионов россиян.

Воспитание социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, невозможно без систематической целенаправленной работы по формированию патриотического сознания у подрастающего поколения в период обучения в общеобразовательной школе.

Вместе с тем в настоящее время мы еще не можем утверждать, что созданная система формирования патриотического сознания у школьников эффективно функционирует.  Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества. Это свидетельствует об актуальности проблемы формирования патриотического сознания у молодого поколения и необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания.

Ежедневные наблюдения за подрастающим поколением в процессе обучения, изучение круга интересов, запросов, анкетирование с целью выявления положительных идеалов свидетельствуют о низком уровне сформированности патриотического сознания у школьников. Новое поколение демонстрирует поверхностное знание истории Отечества, национальных обычаев, традиций, культуры, мечтает уехать за границу не только на учебу или работу, но и на постоянное место жительства.

Все это свидетельствует об актуальности проблемы формирования патриотического сознания у школьников в период обучения их в общеобразовательных учреждениях.

Можно констатировать противоречия:

- между потребностью государства и общества в высоконравственных гражданах-патриотах и  уровнем сформированности патриотического сознания значительной части населения, в том числе у школьников;

- между сущностью патриотического сознания и его содержанием;

- между осознанной на государственном уровне необходимостью формирования патриотического сознания у граждан и отсутствием целостной системы формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе воспитания.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему нашего исследования, сущность которой заключается в выявлении и научном обосновании процесса формирования патриотического сознания у учащихся старших классов в школьной системе патриотического воспитания.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования - «Формирование патриотического сознания у у учащихся МБОУ СОШ № 75   в школьной системе патриотического  воспитания».

Цель исследования: выявление организационно-содержательных условий повышения эффективности формирования патриотического сознания у учащихся  МБОУ СОШ № 75.

Объект исследования: школьная система формирования патриотического сознания .

Предмет исследования:  педагогические условия организации процесса  формирования патриотического сознания учащихся   в школьной системе патриотического воспитания.

В основу исследования положена гипотеза о том, что школьная система формирования патриотического сознания будет более эффективной, если:

- определить содержание и структуру процесса формирования патриотического сознания у школьников с позиций нравственного, патриотического, гражданского воспитания и с учетом конкретной исторической основы, патриотических и культурных традиций;

- при формировании патриотического сознания у учащихся учитывать единство мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сфер личности, основываясь на аксиологическом, активно-деятельностном и системном подходах в воспитании;

- в основу формирования патриотического сознания школьников будет положено активное использование различных форм, методов и средств обучения и воспитания.

 

В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить структуру и содержание процесса формирования патриотического сознания у школьников , определить критерии и уровни его сформированности. 

2. Обосновать процесс формирования патриотического сознания у учащихся с позиций нравственного, патриотического и гражданского воспитания.  

3. Разработать модель школьной системы формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе воспитания и экспериментально проверить эффективность ее функционирования.

Общеметодологическую основу исследования составляют концепции гуманистической педагогики, раскрывающие понятия самоценности личности; положения о диалектическом единстве социального и индивидуального; учения о сущности и закономерностях развития личности и формировании ее сознания, о формировании опыта социального поведения и деятельности; идеи патриотического, нравственного и гражданского воспитания. Методологическими ориентирами явились системный, аксиологический, активно-деятельностный, деятельностно-отношенческий  подходы к воспитательному процессу.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретические (анализ философской, психолого-педагогической, методической  литературы и документов по проблеме исследования, моделирование, теоретическое обобщение результатов исследования);

- эмпирические (анкетирование, тестирование, беседы с учащимися и учителями, педагогическое наблюдение, фиксирование результатов воспитания, формирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования).

 

Содержание деятельности

Процесс формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе патриотического воспитания  ведется по следующим направлениям

  • «Связь поколений»

Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

  1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
  2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
  3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы,  встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

 

Направление «Растим патриота и гражданина России»

Цель: Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

  1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;
  2. Развивать ученическое самоуправление;
  3. Формировать культуру проявления гражданской позиции;
  4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты, деловая игра «Выборы».

 

Направление «Мой край родной».

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

  1. Изучать историю родного края;
  2. Воспитывать у обучающихся позиции «Я – гражданин Урала»;
  3. Формировать социальную компетентность юных уральцев с помощью краеведческих знаний:
  4. Формировать экологическое поведение.

Формы: конкурсы, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, экологическое движение, выпуск листовок, газет, плакатов, озеленение, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.

 

Направление «Я и семья».

Цель: Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

  1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей;
  2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;
  3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Научная новизна результатов исследования  будет состоять  в том, что:

- предполагается  выявление структуры и содержания патриотического сознания (интеллектуальный, эмоциональный, мотивационный, аксиологический и поведенческий компоненты), разработка  критериев и уровней его сформированности;

-  формирование патриотического сознания у школьников рассматривается как целостный педагогический процесс, включающий систематическую работу с учащимися в новых социально-экономических и политических условиях;

- определяются   содержательные  направления  педагогической деятельности  в соответствии со структурой и содержанием патриотического сознания (интеллектуальное, мотивационное, эмоциональное, аксиологическое, практическое);

 

Практический результат  состоит в том, что 

1. В школе как в образовательной системе:

 - обеспечивается создание системы гражданско-патриотического воспитания;

 -  достигается  обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

 -   обеспечивается вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания всех педагогов образовательной деятельности.

2.  Для выпускников:

- в познавательной сфере:  обеспечивается развитие творческих способностей;

- в историко-краеведческой: достигается осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- в социальной: воспитывается способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- в духовно-нравственной сфере: обеспечивается осознание обучающимися высших ценностей конечным результатом реализации проекта должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2010

 

 

 

 

2011

 

 

 

 

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2009

 

 

 

2010

 

 

 

2011

 

 

 

 

7. Методическая результативность:

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ  - 7

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.). 

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2010

 

 

2011

 

 

2010

 

 

2011

 

 

8. Социальная результативность: 

Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности (адрес  сайта, выпуск сборников материалов  по теме работы ОУ): выпуск информационных буклетов и размещение на информационном стенде ОУ материалов открытых педагогической общественности методических мероприятий.

Сеть социального  партнерства ………………………..

 

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.