РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ СОШ №75
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНА СЕТИ ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ АПК И ПРО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 75 города Екатеринбурга Свердловской области
620027 Свердловская область, город Екатеринбург, ул. Восточная, 26.
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2013-201 гг.
1. Директор МБОУ: Пухова Татьяна Николаевна
2. тел./факс МБОУ: (343) 388-16-64 (63)
3. e-mail: ekb-mou75@mail.ru Сайт: http://75uralschool.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Моисеева Ольга Валентиновна
Сот. телефон: 89041789851
4. Статус образовательного учреждения: член сети инновационно-активных школ ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер от .
5. Тема исследования: «Процесс формирования патриотического сознания у учащихся МБОУ СОШ № 75 в школьной системе патриотического воспитания»
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки и РФ
6.1 Качественные характеристики: В настоящее время наша страна, включившись в мировой процесс глобализации, стремится занять достойное место в ряду наиболее развитых государств. В контексте выхода России на общемировое рыночное пространство в настоящее время возникла необходимость формирования патриотического сознания россиян как фактора конкурентоспособности страны в мировом сообществе. В связи с этим национальная безопасность, взятая во всех ее аспектах (оборонном, информационном, производственном и др.), не может выстраиваться без глубинного проникновения патриотических идей в сознание миллионов россиян.
Воспитание социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, невозможно без систематической целенаправленной работы по формированию патриотического сознания у подрастающего поколения в период обучения в общеобразовательной школе.
Вместе с тем в настоящее время мы еще не можем утверждать, что созданная система формирования патриотического сознания у школьников эффективно функционирует. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества. Это свидетельствует об актуальности проблемы формирования патриотического сознания у молодого поколения и необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания.
Ежедневные наблюдения за подрастающим поколением в процессе обучения, изучение круга интересов, запросов, анкетирование с целью выявления положительных идеалов свидетельствуют о низком уровне сформированности патриотического сознания у школьников. Новое поколение демонстрирует поверхностное знание истории Отечества, национальных обычаев, традиций, культуры, мечтает уехать за границу не только на учебу или работу, но и на постоянное место жительства.
Все это свидетельствует об актуальности проблемы формирования патриотического сознания у школьников в период обучения их в общеобразовательных учреждениях.
Можно констатировать противоречия:
- между потребностью государства и общества в высоконравственных гражданах-патриотах и уровнем сформированности патриотического сознания значительной части населения, в том числе у школьников;
- между сущностью патриотического сознания и его содержанием;
- между осознанной на государственном уровне необходимостью формирования патриотического сознания у граждан и отсутствием целостной системы формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе воспитания.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему нашего исследования, сущность которой заключается в выявлении и научном обосновании процесса формирования патриотического сознания у учащихся старших классов в школьной системе патриотического воспитания.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования - «Формирование патриотического сознания у у учащихся МБОУ СОШ № 75 в школьной системе патриотического воспитания».
Цель исследования: выявление организационно-содержательных условий повышения эффективности формирования патриотического сознания у учащихся МБОУ СОШ № 75.
Объект исследования: школьная система формирования патриотического сознания .
Предмет исследования: педагогические условия организации процесса формирования патриотического сознания учащихся в школьной системе патриотического воспитания.
В основу исследования положена гипотеза о том, что школьная система формирования патриотического сознания будет более эффективной, если:
- определить содержание и структуру процесса формирования патриотического сознания у школьников с позиций нравственного, патриотического, гражданского воспитания и с учетом конкретной исторической основы, патриотических и культурных традиций;
- при формировании патриотического сознания у учащихся учитывать единство мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сфер личности, основываясь на аксиологическом, активно-деятельностном и системном подходах в воспитании;
- в основу формирования патриотического сознания школьников будет положено активное использование различных форм, методов и средств обучения и воспитания.
В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Выявить структуру и содержание процесса формирования патриотического сознания у школьников , определить критерии и уровни его сформированности.
2. Обосновать процесс формирования патриотического сознания у учащихся с позиций нравственного, патриотического и гражданского воспитания.
3. Разработать модель школьной системы формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе воспитания и экспериментально проверить эффективность ее функционирования.
Общеметодологическую основу исследования составляют концепции гуманистической педагогики, раскрывающие понятия самоценности личности; положения о диалектическом единстве социального и индивидуального; учения о сущности и закономерностях развития личности и формировании ее сознания, о формировании опыта социального поведения и деятельности; идеи патриотического, нравственного и гражданского воспитания. Методологическими ориентирами явились системный, аксиологический, активно-деятельностный, деятельностно-отношенческий подходы к воспитательному процессу.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы и документов по проблеме исследования, моделирование, теоретическое обобщение результатов исследования);
- эмпирические (анкетирование, тестирование, беседы с учащимися и учителями, педагогическое наблюдение, фиксирование результатов воспитания, формирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования).
Содержание деятельности
Процесс формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе патриотического воспитания ведется по следующим направлениям
- «Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
- Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
- Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
- Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
Направление «Растим патриота и гражданина России»
Цель: Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
- Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;
- Развивать ученическое самоуправление;
- Формировать культуру проявления гражданской позиции;
- Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты, деловая игра «Выборы».
Направление «Мой край родной».
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
- Изучать историю родного края;
- Воспитывать у обучающихся позиции «Я – гражданин Урала»;
- Формировать социальную компетентность юных уральцев с помощью краеведческих знаний:
- Формировать экологическое поведение.
Формы: конкурсы, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, экологическое движение, выпуск листовок, газет, плакатов, озеленение, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.
Направление «Я и семья».
Цель: Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
- Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей;
- Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;
- Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Научная новизна результатов исследования будет состоять в том, что:
- предполагается выявление структуры и содержания патриотического сознания (интеллектуальный, эмоциональный, мотивационный, аксиологический и поведенческий компоненты), разработка критериев и уровней его сформированности;
- формирование патриотического сознания у школьников рассматривается как целостный педагогический процесс, включающий систематическую работу с учащимися в новых социально-экономических и политических условиях;
- определяются содержательные направления педагогической деятельности в соответствии со структурой и содержанием патриотического сознания (интеллектуальное, мотивационное, эмоциональное, аксиологическое, практическое);
Практический результат состоит в том, что
1. В школе как в образовательной системе:
- обеспечивается создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- достигается обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- обеспечивается вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания всех педагогов образовательной деятельности.
2. Для выпускников:
- в познавательной сфере: обеспечивается развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: достигается осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: воспитывается способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: обеспечивается осознание обучающимися высших ценностей конечным результатом реализации проекта должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2010 |
|
|
|
|
2011 |
|
|
|
|
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2009 |
|
|
|
2010 |
|
|
|
2011 |
|
|
|
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ - 7
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2010 |
|
|
2011 |
|
|
2010 |
|
|
2011 |
|
|
8. Социальная результативность:
Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности (адрес сайта, выпуск сборников материалов по теме работы ОУ): выпуск информационных буклетов и размещение на информационном стенде ОУ материалов открытых педагогической общественности методических мероприятий.
Сеть социального партнерства ………………………..