МАОУ детский сад №116

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки РФ

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 116.

620141, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Автомагистральная, 19а.

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011-2016 гг.

 

1. Заведующий МАДОУ: Бурухина Любовь Александровна

2. тел./факс МАДОУ: 8(343)323-54-94

3. сайт: mbdou116.caduk.ru      E mail: ekb-mdou116@mail.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МАДОУ: Бритвина Ольга Николаевна

Контактные телефоны куратора проекта: 323-54-94.

Научный  консультант: кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры ФГАОУ ВПО РГППУ Третьякова Наталия Владимировна.

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ,  регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни».

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ. 

6.1. Качественные характеристики

Актуальность исследования. Как известно, важнейшим условием полноценного развития дошкольника является достаточная двигательная активность в течение дня. Многочисленные исследования  свидетельствуют, что нормальное умственное и речевое развитие ребенка в значительной мере обусловлено развитием его моторной сферы. Однако, в условиях семьи недостаток движений, который дети нередко испытывают в дошкольном  учреждении, не восполняется дома.

В семье подавляющее большинство родителей основное внимание уделяют умственному воспитанию ребенка, обучая его чтению, письму, счету, иностранному языку, рисованию. Из всех опрошенных родителей только 20% совместно с детьми совершают загородные прогулки, прогулки в парки, скверы. Во время обычных прогулок недостаточно используются такие важные для развития моторики ребенка спортивные упражнения, как катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, катание на роликовых коньках и самокатах. Крайне редко используются на прогулке спортивные игры – баскетбол, бадминтон, настольный теннис. Достаточно серьезные нарушения в семье выявлены и в организации питания детей, в частности, некоторые родители устраивают ужин почти перед самым сном, допускают нарушения интервалов меду приемами пищи, что приводит к снижению у детей аппетита, а нередко – к дисфункции желудочно-кишечного тракта. К подобным нежелательным осложнениям приводит также применение родителями неправильных приемов во время еды – насильственное кормление детей, уговоры, чтение или рассказывание сказок.

Как известно, закаливающие мероприятия могут быть эффективны только тогда, когда они проводятся в комплексе, систематически и в дошкольном учреждении, и дома. Однако, как выяснилось, в семье менее чем в половине случаев дети не регулярно выполняют гигиенические правила – не чистят зубы, не моют ежедневно ноги, не выполняют простейшие водные процедуры, которые старшие дошкольники могут осуществлять самостоятельно.

Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, если у него имеется возможность заниматься любимой игрой – все это в совокупности служит основой поступательного развития. Воспитывать здорового ребёнка можно лишь, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт взаимодействия с семьёй, однако, ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к организации этого процесса с целью физического развития и формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни.

Противоречия:

  • между низким уровнем здоровья детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение и требованиями федеральных документов к уровню их здоровья на момент окончания ДОУ;
  • между общепринятой и очевидной необходимостью совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах физического развития и формирования навыков здорового уровня жизни у дошкольников и недостаточным уровнем субъектов образовательного процесса к осуществлению данной деятельности.

Проблема: определить направления и содержание деятельности по взаимодействию ДОУ и семьи в вопросах физического развития и формирования навыков здорового уровня жизни у дошкольников.

Идея изменения: стремление к достижению высоких образовательных результатов заключается во введении здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс, в формировании здорового образа жизни, разработке инновационных форм взаимодействия с семьёй, осуществлении мониторинга показателей индивидуального развития, прогнозировании вероятных изменений в состоянии здоровья детей и проведении соответствующих коррекционных мероприятий с целью обеспечения успешной работы.

Тема исследования: Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни.

Объект исследования – процесс взаимодействия семьи и ДОУ  в формировании здорового образа жизни дошкольников.

Предмет исследования – формы и методы взаимодействия воспитателей ДОУ, родителей и медицинских работников в организации и проведении просветительной и физкультурно-оздоровительной работы с  дошкольниками  по формированию здорового образа жизни.

Цель: определение направлений и содержания взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах  физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни.

Гипотеза исследования:  эффективность воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья дошкольников, повысится при создании и реализации следующих педагогических условий:

  • активном взаимодействии семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни дошкольников;
  • при создании развивающей образовательной среды, способствующей развитию личности дошкольника, формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению его здоровья;
  • при воспитании ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни путем развития педагогических и гигиенических знаний у воспитателей  и  родителей;
  • при разработке и внедрении в воспитательный  процесс  ДОУ  здоровьесберегающей программы с применением доступных средств оздоровительной физической культуры и форм занятий, соответствующих возрасту и уровню подготовленности дошкольников;
  • при индивидуализации и дифференциации средств физической культуры и форм закаливания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и состояния здоровья дошкольников .

В соответствии с целью и гипотезой исследования решаются  следующие задачи:

  1. Изучить особенности организации здоровьесберегающего пространства в детском саду;
  2. Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт, применяемый при оздоровлении и физическом развитии детей в других ДОУ;
  3. Посредством социологического исследования определить ценностные ориентации семьи в вопросах образования, воспитания и оздоровления дошкольников.
  4. Разработать модель взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания здорового дошкольника.
  5. Разработать, апробировать и реализовать комплексы лечебно-профилактических, коррекционно-оздоровительных и физкультурных мероприятий;
  6. Мотивировать сотрудников ДОУ на реализацию проекта.
  7. Повысить квалификацию педагогов и сотрудников ДОУ в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
  8. Обеспечить овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за своё здоровье, прямой зависимости между поведением и здоровьем;
  9. Экспериментально проверить эффективность внедрения инновационных форм работы с детьми и родителями по физическому развитию.
  10. Разработать методические рекомендации по использованию комплексной технологии по здоровьесбережению в ДОУ и семье.

Методологическую основу исследования составили: учение о закономерностях и движущих силах физического и психического развития личности ребенка (А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев); теория и практика личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, В.Т.Фоменко, И.С.Якиманская); учения о зонах актуального и ближайшего развития (Д.С.Выготский); учение о здоровье и здоровом образе жизни (О.А.Александров, Н.М.Амосов, И.И.Брехман); концептуальные идеи педагогики и психологии здоровья и формирования здорового образа жизни (ВМ.Я.Виленский, Н.Д.Граевская, В.Н.Савицкая); теория и практика формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья (Н.П.Абаскалова, Р.И.Айзман, М.Я.Виленский, В.А.Смирнов); теория реализации ценностного, комплексного и индивидуально-дифференцированного подходов к сохранению и укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни (О.А.Александров, Л.И.Лубышева, В.Д.Сонькин А.Г.Сухарев, А.Г.Щедрина и др.).

Методы исследования: Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровья и физическое развитие детей, проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение); анализ полученной педагогической и медико-профилактической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки психолого-педагогического и валеологического сопровождения образовательного процесса, мониторинг.

Основное содержание деятельности  по проекту:  

  • Проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей; выявление ценностных ориентиров семьи (анкетирование, опрос, наблюдение).
  • Анализ полученной педагогической и медико-профилактической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
  • Создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада.
  • Мониторинг  результатов использования здоровьесберегающих  технологий.
  • Мотивация педагогов на работу по реализации проекта.
  • Систематизация полученных результатов.
  • Обобщение и распространение полученного опыта.
  • Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.

Планируемый результат изменений:

  • Создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада.
  • Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей (индекса здоровья).
  • Разработка и внедрение комплекса лечебно-профилактических и коррекционно-оздоровительных мероприятий как фактора формирования здоровья детей.
  • Повышение педагогической и валеологической культуры работников ДОУ и родителей.
  • Улучшение показателей уровня физического развития воспитанников.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: выявляются  эффективные средства, формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ  в формировании здорового образа жизни дошкольников и определяются  эффективные формы и методы организации просветительной и физкультурно-оздоровительной работы в условиях  ДОУ и семьи с участием воспитателей, родителей и медицинского персонала, разрабатывается  здоровьесберегающая программа, способствующая формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

2010

1 публикация

2011

3 публикации

2012

1 публикация

2013

-

 

7. Методическая результативность:

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ – 5.

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2008

Педагогическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» для педагогов и руководителей ДОУ района».

Городской семинар «Здоровьесберегающие компоненты образовательного процесса в ДОУ».

Участие в выставке «Мать и дитя 2008» - презентация проектов: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду», «Обучение детей-инвалидов на дому и в условиях детского сада».

Семинар для руководителей ДОУ города Каменск-Уральский «Инновационная деятельность дошкольного учреждения».

2011

 

Городской семинар «Реализация ФГТ. Образовательная область «Здоровье».

2012

Выступление на Районных V педагогические чтения «Педагогические технологии в образовательной практике Железнодорожного района г.Екатеринбурга»: Создание музыкальной здоровьесберегающей среды в детском саду.

Работа 4 педагогов ДОУ над проектом «С надеждой в будущее. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ.» в рамках городского проекта «Вариативные формы образования для детей с ОВЗ в условиях обеспечения доступности качественного образования в соответствии с требованиями ФГТ и ФГОС на 2012-2016 гг.»

2013

 

Работа 4 педагогов ДОУ над проектом «С надеждой в будущее. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ.» в рамках городского проекта «Вариативные формы образования для детей с ОВЗ в условиях обеспечения доступности качественного образования в соответствии с требованиями ФГТ и ФГОС на 2012-2016 гг.»

Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов)

Уровень мероприятия

цель

дата

эффективность

1

Постоянно действующий семинар «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Активизация знаний педагогов в области здоровьесбережения

С 2006 года (36 часов в течение учебного года)

Педагоги ДОУ владеют методикой организации закаливания детей, методикой проведения оздоровительных занятий

 

8. Социальная результативность:

Материалы проекта представлены на сайте mbdou116.caduk.ru,  а также в сборнике материалов XVII городских педагогических чтений «Инновационная направленность обучения и воспитания в системе образования Екатеринбурга» под ред. А.А.Симоновой, Н.А.Лопатюк. – Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2011.

Сеть социального  партнерства

Учреждение

Характер и содержание сотрудничества

АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, ФГАОУВПО РГППУ

Научно-консультационная поддержка участия ДОУ в сетевом взаимодействии образовательных учреждений Уральского региона

Детский экологический центр «Рифей»

Организация экскурсий, совместная деятельность по организации тематических бесед.

Проведение тематических занятий.

Создание экологической здоровьесберегающей образовательной среды в детском саду.

МОУ СОШ № 147, 148

Преемственность в образовании. Создание условий непрерывного образования, легкий период адаптации при переходе на школьную ступень, успешность ребенка.

Поликлиника №16

Контроль за организацией прививочной работы, информационно-консультативная помощь детям и родителям, обследование детей узкими специалистами.

ГПН, ГИБДД Железнодорожного района

Организация встреч по правилам дорожного движения и пожарной безопасности, обучение безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников ДОУ.

Совместные тренировки по эвакуации.

УРО РАО (Уральское региональное отделение российской академии образования)

Научное руководство инновационной деятельностью Учреждения.

ИМЦ Железнодорожного района

Научно-методическое сопровождение развития содержания образования.

Дошкольный отдел РОО

Обеспечение консультационно-регулятивной поддержки.

Научно-методическое сопровождение: консультирование, повышение квалификации педагогов, руководителей МДОУ

Районная ПМПК

Своевременное (раннее) выявление проблем в здоровье детей и их коррекция.

Обследование ПМПК по направлению консилиума МАДОУ.

Обмен опытом специалистами консилиумов образовательных учреждений.

Определение или уточнение диагноза ребенка, получение рекомендаций по дальнейшему коррекционному развитию.

УГМА

Исследование рационального сбалансированного питания детей дошкольного возраста. (Кафедра гигиены питания).

Проведение цикла лекций для дошкольников о гигиене и культуре питания; о здоровом образе жизни.

 

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.