МБОУ детский сад №438

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства  образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное (автономное) общеобразовательное учреждени детский сад компенсирующего вида №438

Адрес с индексом: 620130 г.Екатеринбург, ул.Чайковского,77

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  2011 -  2016  гг.

 

1. Директор МБОУ (МАОУ):  Бондарева Людмила Васильевна.

2. тел./факс МБОУ: (343)266-51-15/ (343) 210-93-23.

3. сайт:  www 438.tvoysadik.ru       E mail: detsad438@yandex.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ Людмила Васильевна Бондарева.

Контактные телефоны куратора проекта , e-mail  т.266-51-15;  detsad438@yandex.ru

Научные  консультанты: к.т.н. доцент Давыдова Наталья Николаевна.

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ,  регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Создание личностно ориентированной модели абилитации детей с НОДА в ДОУ».

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ. 

6.1. Качественные характеристики

Актуальность исследования. В соответствии с концепцией модернизации образования Российской Федерации приоритетом развития системы образования является обеспечение доступности качественного образования. Необходимой предпосылкой качественного образования является реализация принципа вариативности дошкольного образования, соответствующего возрастным закономерностям развития детей и их индивидуальным особенностям.

В области образования этот процесс раскрывается в понятии «абилитации», то есть приобретения новых ресурсов развития, а также компенсации имеющихся нарушений развития, преодоления вторичных социальных дефектов. Успешность абилитации обусловлена наличием дополнительных условий образовательной среды, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья осваивать образовательную программу, а также системы психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи.

МБДОУ детский сад компенсирующего вида №438, посещают дети дошкольного возраста, имеющие физические, психологические и речевые нарушения в развитии, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке психолого-педагогической и медико-социальной.

Противоречия: Для  создания   личностно-ориентированной модели абилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата  необходима вариативность форм получения образования и содержания образовательной деятельности. Необходим поиск эффективных способов оказания социально- педагогической  помощи детям с НОДА.

Проблема: Отсутствие методических и конкретных практических рекомендации по оказанию помощи  детям с НОДА поставило перед коллективом детского сада задачу определения дифференцированных подходов к организации и содержанию коррекционного развивающего обучения, учитывающего психологические особенности детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата в их социуме.

Идея изменения: Создание модульной  модели  личностно-ориентированной  абилитации  детей с НОДА  позволит повысить эффективность  качества образовательного процесса через:  расширение  информационно-образовательного пространства для педагогов, родителей; сочетание и взаимопроникновение  методов и приемов психокоррекции; совершенствование ресурсов саморазвития ребенка с НОДА.

Тема исследования Создание личностно-ориентированной модели абилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в ДОУ.

Цель исследования: Разработать и апробировать модель личностно-ориентированного  абилитационного процесса детей с НОДА в детском саду.

Объект исследования: процесс воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в ДОУ.

Предмет исследования: разработка модели личностно-ориентированного  абилитационного процесса детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в ДОУ.

 

Задачи:

  1. Изучить теоретические, методологические подходы в научной литературе, проанализировать современные программы дошкольного образования и начальных классов общеобразовательной школы по данной проблеме.
  2. Разработать условия необходимые для создания личностно-ориентированной модели   абилитационного  процесса  в детском саду
  3. Внедрить модульную систему личностно-ориентированной модели абилитации детей в ДОУ.
  4. Обеспечить единое информационно-образовательное  пространство, через   создание системы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
  5. Сформировать комплект диагностического инструментария  и разработать методические рекомендации по созданию личностно-ориентированной модели абилитационного процесса в детском саду.
  6. Организовать психолого-педагогический мониторинг хода эксперимента

Концептуальные основания деятельности

  1. Качественный подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.
  2. Генетический подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.
  3. Возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.
  4. Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) к развитию психики человека.
  5. Личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка.
  6. Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев,Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка.

 

Основное содержание деятельности  по проекту   

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ  ПРОЕКТА

  1. Подготовительно-информационное направление:
  • выработка функционального представления о проблеме, концепции и принципах;
  • обсуждение на заседании совета педагогов вопроса о целесообразности создания и внедрения проекта на базе ДОУ;
  • создание творческой группы по реализации проекта;
  •  выявление уровня компетентности педагогов по проблеме проекта;
  • выявление уровня компетенции родителей по проблеме проекта;
  • изучение педагогами психолого-педагогической литературы и документов по теме проекта;
  • организация специальной подготовки педагогов к работе в экспериментальном режиме;
  • подбор критериев и проведение первичного мониторинга, анализ полученных данных.
  1. Подготовительно-документальное направление:
  • разработка и корректировка локальных актов по управлению реализацией проекта (разработка Положения о творческой группе по реализации проекта, внесение изменений в Положение о доплатах и надбавках сотрудникам МДОУ, Положение о мастер-классе);
  • подготовка проекта эксперимента и утверждение его на заседании педагогического совета, согласование на родительском конференции;
  • разработка поэтапного плана проекта;
  • внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ;
  • подготовка выступления педагогов на заседаниях педагогического совета, творческой группы МДОУ, в перспективе выход на аудиторию районного и городского уровня;
  • представление проекта на заседании экспертного совета
  • комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме проекта, включая электронные носители и интернет;
  • создание методических служб проекта (мониторинговой, информационно-методической, медико-психолого-педагогической, социально-педагогической);
  • организация работы по созданию методического комплекса проекта (методические рекомендации, рабочие программы, дидактические пособия и т.п.).
  1. Реализация проекта:
  • организация реализации проектом в соответствии с планом каждого этапа;
  • разработка и отбор критериев эффективности педагогической деятельности для проведения мониторинга;
  • проведение мониторинга на каждом этапе эксперимента, включающего в себя исследование морального климата коллектива педагогов, воспитанников, их родителей с целью оказания помощи в коррекции;
  • необходимая корректировка процесса реализации проекта на основе результатов мониторинга;
  • проведение систематических обследований участников с целью выявления динамики изменения значений основных показателей образовательной деятельности, а также социальных последствий реализации проекта;
  • фиксация состояния ВОП и определение тенденций его изменения;
  • взаимодействие с научным руководителем проекта, специалистами РАО в рамках сетей г инновационной площадки по проблемам реализации проекта.
  1. Обобщающее:
  • обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами;
  • составление письменного отчета для специалистов РАО в рамках инновационной площадки.
  1. Распространение опытно-экспериментальных разработок на федеральном, региональном и городском уровнях
  • составление текстов докладов к научно-практическим конференциям, семинарам и т.п.;
  • подготовка материалов для публикации в журналах;
  • издание методических пособий по теме проекта, апробированных интегрированных рабочих программ, перспективных планов и т.п.

 

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И  СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Этапы реализации проекта:

Направления деятельности педагогического коллектива по реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.

 

ноябрь  2011 –

август 2012 г.г.

  • Определение проблемы, выбор концептуальных идей, принципов, определение цели и задач проекта.
  • Анализ имеющихся педагогических материалов по

   психолого-педагогическому сопровождению   детей  дошкольного возраста, формирование банка инновационной деятельности педагогов МДОУ по психолого-педагогическому сопровождению детей.

  • Создание системы управления реализации проекта.
  • Изучение образовательных потребностей педагогов, родителей воспитанников,  потребностей и возможностей детей.
  • Создание творческой группы по реализации проекта, положения о творческой группе.
  • Поощрение педагогов, участников проекта.
  • Подбор диагностического инструментария.
  • Планирование реализации проекта.
  • Создание информационной базы,ресурсов
  1. Практический этап.

сентябрь 2012–

 август 2013 г.г.

  • Реализация проекта.
  • Формирование теоретической и технологической готовности педагогов (консультации, практикумы, семинары, диспуты, курсы повышения квалификации).
  • Создание, внедрение методического обеспечения по созданию личностно-ориентированной модели абилитации детей в ДОУ    (работа творческой группы).
  • Интеграция деятельности специалистов, воспитателей и родителей воспитанников (консультации, совместные проекты, лектории, индивидуальные беседы).
  • Обеспечение оперативной помощи педагогам по внедрению личностно-ориентированной модели абилитации детей в ДОУ .
  • Планомерное, активное информирование педагогической и родительской общественности о промежуточных результатах реализации проекта.
  1.    Контрольно-оценочный этап.

сентябрь 2012–            август2013 г.г.

  • Анализ промежуточных и конечных результатов.
  • Мониторинг эффективности технологии индивидуального подхода к детям с учетом специфики их развития.
  • Издание методических пособий по теме проекта

 

Планируемый результат изменений:

  1. Создано  абилитационное пространство, отвечающее потребностям детей и взрослых, в рамках единого пространства становления личности ребенка в МБДОУ и в семье на преемственных, единообразных началах.
  2. Развитие компетентности  педагогов, специалистов, родителей по вопросам воспитания, абилитации  и образования детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
  3. Социализация ребенка с нарушениями опорно-двигательного в коллективе сверстников; овладение детьми различными сферами компетентности.
  4. Скоординирована деятельность всех участников образовательного процесса и социальных партнёров  в процессе создания модели абилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
  5. Обеспечено информационное сопровождение освещения различных аспектов образования и воспитания  детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
  6. Разработаны  научно-методические материалы, обеспечивающие процесс абилитации  детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2012

 

Всероссийская заочная научно-практическая конференция в Красноярске «Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика»: Сборник

 Статья  А.Ф.Гусевой «Технология интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Статья Г.М.Сайфулиной

«Психолого-педагогическая поддержка субъектов учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении»

 Михалева Н.К. статья  «Создание единого образовательного и  информационного пространства по формированию основ, мотивации и воспитания  потребности здорового образа жизни». (стр.286-289),

О.Е.Пушкарева статья «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения.»( стр.360-363),

Международная  научно-практическая конференция «Психология труда и профессиональное развитие педагога: актуальное состояние, проблемы и перспективы» г. Бирск  - 2012 год Заочное участие: педагог-психолог Иванова Н.В. статья  «Психолого - педагогическое  сопровождение формирования социальной компетентности у старших дошкольников с НОДА в условиях компенсирующего детского сада» (стр.200-203), воспитатель Г.М.

Сайфулина статья «Саморазвитие педагога –необходимый фактор профессионального роста» (стр.190-193)

 

 

2013

 

IВсероссийская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: генезис, проблемы внедрения и перспективы

(  Краснодар) Участие воспитателя Сайфулиной Г.М.

X всероссийская

межвузовская  научно-практическая  конференция «Валеопедагогические проблемы здоровьеформирования детей, подростков, молодежи, населения».

Статьи педагогов Сайфулиной Г.М., Гусева А.Ф

III Международная научно-практическая конференция «Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности  образовательных учреждений» Статья  Михалевой Н.К.

 «Социальные партнеры в работе МБДОУ по физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности»  в сборнике

 

 

 

Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований

 

Магистерские работы

Кандидатские  работы

2010

 

 

2011

 

 

2012

 

 

2013

 

 

 

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2011

 

Всероссийский конкурс 

«Панорама учебного сотрудничества»

Номинация: Проект

  • Направление: Лучший проект образовательного учреждения – 2012

Диплом  победителя

1 степени

2012

 

 Всероссийский конкурс 

 «Гражданское и патриотическое воспитание в образовании - 2012»

За инновации в поддержке и развитии молодежных гражданских, патриотических и духовно-нравственных движений:

Направление: Лучший инновационный образовательный проект по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитания молодежи – 2012

 

Всероссийский конкурс

« Золотой фонд

Российского образования»
Лучший проект образовательного учреждения-2012
Самый успешный инновационный проект года воспитателя ДОУ – 2012

 

Конкурс инноваций Национальной премии «Элита российского образования» «Качественное образование – будущее России» - 2012

 

 

Диплом  победителя

1 степени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диплом 1 степени Михалева Н.К. зам.зав.по ВМР
 

Диплом1степени  Сайфулина Г.М. воспитатель

 

 

 

 

Сайфулина Г.М. воспитатель

Золотая медаль Национальной премии «Элита российского образования» «Сергий Радонежский»(«За подвижничество и общественное служение»)

Диплом I степени Михалева Н.К.  Иванова Н.В.

2013

 

Конкурс инноваций

Национальной премии «Элита российского образования»

«Качественное образование – будущее России» - 2013

Номинация «Лучшее образовательное учреждение для детей с особыми образовательными потребностями -2013»

 

Медаль

Национальной премии «Элита российского образования»

«Сергий Радонежский»

(«За подвижничество и общественное служение»)

авторскому коллективу Михалева Н.К., Балакина Н.Ф., Шамшурина Н.Н., ЯгупецМ.Л.

 

 

 

7. Методическая результативность:

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ: в МБДОУ детский сад №438 по штатному расписанию -  43 человека, педагогов -20 человек. Включенных   в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ – 20 педагогов

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2011

Городская Ассоциация

педагогов ДОУ семинар

 «Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования: обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ и на дому»

 

2012

Чкаловская районная конференция  «Обеспечение конкурентоспособности образовательных учреждений Чкаловского района в условиях реализации государственной политики в сфере образования: достижения, проблемы и перспективы».

Секция:

 «Повышение доступности образования: опыт реализации элементов инклюзивного образования детей с ограниченными  возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении» 

 Презентация проекта «Создание личностно-ориентированной модели абилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в ДОУ»

 

2013

 

Городской семинар – практикум « Инновационные здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ»

Городская научно-практическая конференция

«Психолого-педагогическое сопровождение

субъектов образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений»

 

Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов)

 

8. Социальная результативность

Инновационный опыт МБОУ доступен  широкой педагогической общественности на сайте: www.438.tvoysadik.ru,  сайт Eka-family.ru   

Сеть социального  партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), РГППУ,  ТПМПК ЦРР детский сад «Радуга», УГМА кафедра «Фармакологии», УГМА «Центр семейной медицины», Реабилитационный центр «Здоровое детство».

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.