РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ детский сад №438
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное (автономное) общеобразовательное учреждени детский сад компенсирующего вида №438
Адрес с индексом: 620130 г.Екатеринбург, ул.Чайковского,77
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011 - 2016 гг.
1. Директор МБОУ (МАОУ): Бондарева Людмила Васильевна.
2. тел./факс МБОУ: (343)266-51-15/ (343) 210-93-23.
3. сайт: www 438.tvoysadik.ru E mail: detsad438@yandex.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ Людмила Васильевна Бондарева.
Контактные телефоны куратора проекта , e-mail т.266-51-15; detsad438@yandex.ru
Научные консультанты: к.т.н. доцент Давыдова Наталья Николаевна.
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Создание личностно ориентированной модели абилитации детей с НОДА в ДОУ».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования. В соответствии с концепцией модернизации образования Российской Федерации приоритетом развития системы образования является обеспечение доступности качественного образования. Необходимой предпосылкой качественного образования является реализация принципа вариативности дошкольного образования, соответствующего возрастным закономерностям развития детей и их индивидуальным особенностям.
В области образования этот процесс раскрывается в понятии «абилитации», то есть приобретения новых ресурсов развития, а также компенсации имеющихся нарушений развития, преодоления вторичных социальных дефектов. Успешность абилитации обусловлена наличием дополнительных условий образовательной среды, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья осваивать образовательную программу, а также системы психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи.
МБДОУ детский сад компенсирующего вида №438, посещают дети дошкольного возраста, имеющие физические, психологические и речевые нарушения в развитии, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке психолого-педагогической и медико-социальной.
Противоречия: Для создания личностно-ориентированной модели абилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата необходима вариативность форм получения образования и содержания образовательной деятельности. Необходим поиск эффективных способов оказания социально- педагогической помощи детям с НОДА.
Проблема: Отсутствие методических и конкретных практических рекомендации по оказанию помощи детям с НОДА поставило перед коллективом детского сада задачу определения дифференцированных подходов к организации и содержанию коррекционного развивающего обучения, учитывающего психологические особенности детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата в их социуме.
Идея изменения: Создание модульной модели личностно-ориентированной абилитации детей с НОДА позволит повысить эффективность качества образовательного процесса через: расширение информационно-образовательного пространства для педагогов, родителей; сочетание и взаимопроникновение методов и приемов психокоррекции; совершенствование ресурсов саморазвития ребенка с НОДА.
Тема исследования Создание личностно-ориентированной модели абилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в ДОУ.
Цель исследования: Разработать и апробировать модель личностно-ориентированного абилитационного процесса детей с НОДА в детском саду.
Объект исследования: процесс воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в ДОУ.
Предмет исследования: разработка модели личностно-ориентированного абилитационного процесса детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в ДОУ.
Задачи:
- Изучить теоретические, методологические подходы в научной литературе, проанализировать современные программы дошкольного образования и начальных классов общеобразовательной школы по данной проблеме.
- Разработать условия необходимые для создания личностно-ориентированной модели абилитационного процесса в детском саду
- Внедрить модульную систему личностно-ориентированной модели абилитации детей в ДОУ.
- Обеспечить единое информационно-образовательное пространство, через создание системы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
- Сформировать комплект диагностического инструментария и разработать методические рекомендации по созданию личностно-ориентированной модели абилитационного процесса в детском саду.
- Организовать психолого-педагогический мониторинг хода эксперимента
Концептуальные основания деятельности
- Качественный подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.
- Генетический подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.
- Возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.
- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) к развитию психики человека.
- Личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка.
- Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев,Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка.
Основное содержание деятельности по проекту
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА
- Подготовительно-информационное направление:
- выработка функционального представления о проблеме, концепции и принципах;
- обсуждение на заседании совета педагогов вопроса о целесообразности создания и внедрения проекта на базе ДОУ;
- создание творческой группы по реализации проекта;
- выявление уровня компетентности педагогов по проблеме проекта;
- выявление уровня компетенции родителей по проблеме проекта;
- изучение педагогами психолого-педагогической литературы и документов по теме проекта;
- организация специальной подготовки педагогов к работе в экспериментальном режиме;
- подбор критериев и проведение первичного мониторинга, анализ полученных данных.
- Подготовительно-документальное направление:
- разработка и корректировка локальных актов по управлению реализацией проекта (разработка Положения о творческой группе по реализации проекта, внесение изменений в Положение о доплатах и надбавках сотрудникам МДОУ, Положение о мастер-классе);
- подготовка проекта эксперимента и утверждение его на заседании педагогического совета, согласование на родительском конференции;
- разработка поэтапного плана проекта;
- внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ;
- подготовка выступления педагогов на заседаниях педагогического совета, творческой группы МДОУ, в перспективе выход на аудиторию районного и городского уровня;
- представление проекта на заседании экспертного совета
- комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме проекта, включая электронные носители и интернет;
- создание методических служб проекта (мониторинговой, информационно-методической, медико-психолого-педагогической, социально-педагогической);
- организация работы по созданию методического комплекса проекта (методические рекомендации, рабочие программы, дидактические пособия и т.п.).
- Реализация проекта:
- организация реализации проектом в соответствии с планом каждого этапа;
- разработка и отбор критериев эффективности педагогической деятельности для проведения мониторинга;
- проведение мониторинга на каждом этапе эксперимента, включающего в себя исследование морального климата коллектива педагогов, воспитанников, их родителей с целью оказания помощи в коррекции;
- необходимая корректировка процесса реализации проекта на основе результатов мониторинга;
- проведение систематических обследований участников с целью выявления динамики изменения значений основных показателей образовательной деятельности, а также социальных последствий реализации проекта;
- фиксация состояния ВОП и определение тенденций его изменения;
- взаимодействие с научным руководителем проекта, специалистами РАО в рамках сетей г инновационной площадки по проблемам реализации проекта.
- Обобщающее:
- обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами;
- составление письменного отчета для специалистов РАО в рамках инновационной площадки.
- Распространение опытно-экспериментальных разработок на федеральном, региональном и городском уровнях
- составление текстов докладов к научно-практическим конференциям, семинарам и т.п.;
- подготовка материалов для публикации в журналах;
- издание методических пособий по теме проекта, апробированных интегрированных рабочих программ, перспективных планов и т.п.
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
Этапы реализации проекта: |
Направления деятельности педагогического коллектива по реализации проекта: |
ноябрь 2011 – август 2012 г.г. |
психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста, формирование банка инновационной деятельности педагогов МДОУ по психолого-педагогическому сопровождению детей.
|
сентябрь 2012– август 2013 г.г. |
|
сентябрь 2012– август2013 г.г. |
|
Планируемый результат изменений:
- Создано абилитационное пространство, отвечающее потребностям детей и взрослых, в рамках единого пространства становления личности ребенка в МБДОУ и в семье на преемственных, единообразных началах.
- Развитие компетентности педагогов, специалистов, родителей по вопросам воспитания, абилитации и образования детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
- Социализация ребенка с нарушениями опорно-двигательного в коллективе сверстников; овладение детьми различными сферами компетентности.
- Скоординирована деятельность всех участников образовательного процесса и социальных партнёров в процессе создания модели абилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
- Обеспечено информационное сопровождение освещения различных аспектов образования и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
- Разработаны научно-методические материалы, обеспечивающие процесс абилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2012 |
|
Всероссийская заочная научно-практическая конференция в Красноярске «Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика»: Сборник Статья А.Ф.Гусевой «Технология интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» Статья Г.М.Сайфулиной «Психолого-педагогическая поддержка субъектов учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении» Михалева Н.К. статья «Создание единого образовательного и информационного пространства по формированию основ, мотивации и воспитания потребности здорового образа жизни». (стр.286-289), О.Е.Пушкарева статья «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения.»( стр.360-363), Международная научно-практическая конференция «Психология труда и профессиональное развитие педагога: актуальное состояние, проблемы и перспективы» г. Бирск - 2012 год Заочное участие: педагог-психолог Иванова Н.В. статья «Психолого - педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности у старших дошкольников с НОДА в условиях компенсирующего детского сада» (стр.200-203), воспитатель Г.М. Сайфулина статья «Саморазвитие педагога –необходимый фактор профессионального роста» (стр.190-193) |
|
|
2013 |
|
IВсероссийская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: генезис, проблемы внедрения и перспективы ( Краснодар) Участие воспитателя Сайфулиной Г.М. X всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Валеопедагогические проблемы здоровьеформирования детей, подростков, молодежи, населения». Статьи педагогов Сайфулиной Г.М., Гусева А.Ф III Международная научно-практическая конференция «Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» Статья Михалевой Н.К. «Социальные партнеры в работе МБДОУ по физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности» в сборнике |
|
|
Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований
|
Магистерские работы |
Кандидатские работы |
2010 |
|
|
2011 |
|
|
2012 |
|
|
2013 |
|
|
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2011 |
|
Всероссийский конкурс «Панорама учебного сотрудничества» Номинация: Проект
|
Диплом победителя 1 степени |
2012 |
|
Всероссийский конкурс «Гражданское и патриотическое воспитание в образовании - 2012» За инновации в поддержке и развитии молодежных гражданских, патриотических и духовно-нравственных движений: Направление: Лучший инновационный образовательный проект по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитания молодежи – 2012
Всероссийский конкурс « Золотой фонд Российского образования»
Конкурс инноваций Национальной премии «Элита российского образования» «Качественное образование – будущее России» - 2012
|
Диплом победителя 1 степени
Диплом 1 степени Михалева Н.К. зам.зав.по ВМР Диплом1степени Сайфулина Г.М. воспитатель
Сайфулина Г.М. воспитатель Золотая медаль Национальной премии «Элита российского образования» «Сергий Радонежский»(«За подвижничество и общественное служение») Диплом I степени Михалева Н.К. Иванова Н.В. |
2013 |
|
Конкурс инноваций Национальной премии «Элита российского образования» «Качественное образование – будущее России» - 2013 Номинация «Лучшее образовательное учреждение для детей с особыми образовательными потребностями -2013»
|
Медаль Национальной премии «Элита российского образования» «Сергий Радонежский» («За подвижничество и общественное служение») авторскому коллективу Михалева Н.К., Балакина Н.Ф., Шамшурина Н.Н., ЯгупецМ.Л.
|
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ: в МБДОУ детский сад №438 по штатному расписанию - 43 человека, педагогов -20 человек. Включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ – 20 педагогов
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2011 |
Городская Ассоциация педагогов ДОУ семинар «Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования: обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ и на дому» |
|
2012 |
Чкаловская районная конференция «Обеспечение конкурентоспособности образовательных учреждений Чкаловского района в условиях реализации государственной политики в сфере образования: достижения, проблемы и перспективы». Секция: «Повышение доступности образования: опыт реализации элементов инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении» Презентация проекта «Создание личностно-ориентированной модели абилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в ДОУ» |
|
2013 |
|
Городской семинар – практикум « Инновационные здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ» Городская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений»
|
Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов)
8. Социальная результативность
Инновационный опыт МБОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте: www.438.tvoysadik.ru, сайт Eka-family.ru
Сеть социального партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), РГППУ, ТПМПК ЦРР детский сад «Радуга», УГМА кафедра «Фармакологии», УГМА «Центр семейной медицины», Реабилитационный центр «Здоровое детство».