МБОУ СОШ №97 им. А.В.Гуменюка

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона 

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства  образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 97 им. А.В.Гуменюка

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  2008 -  2016  гг.

 

1. Директор МБОУ  СОШ № 97 им. А.В.Гуменюка –Баянов Олег Михайлович, «Отличник народного просвещения РСФСР», руководитель высшей категории

2. Научные  консультанты Давыдова Наталия Николаевна, доцент, кандидат технических наук, начальник отдела инновационных проектов УрО РАО.

3. тел./факс МБОУ СОШ № 97 им. А.В.Гуменюка (343) 252-72-75

сайт: www.shkola97.ru         E-mail: school97i@yandex.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Токарева Ирина Витальевна

Контактные телефоны куратора проекта: (343) 252-73-90,8904-544-36-96, e-mail tokareva97@yandex.ru

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Культурно-образовательный центр отдаленной территории».

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

6.1. Качественные характеристики:

Актуальность исследования: Главная задача современной школы, поставленная в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школы, отдаленных от цента территорий  выполняют особую миссию: они являются не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным центром, стабилизирующим фактором жизни современного малого города. Однако культурно-воспитательное влияние общеобразовательной школы отдаленной территории на социум в последнее десятилетие значительно ослабло, поэтому актуализируется значимость поиска способов увеличения ее воспитательного потенциала, необходимого для успешной социализации и личностного роста учащихся, их подготовки к жизни в современном трансформирующемся обществе.

Следует отметить, что проблемы развития и реализации воспитательного потенциала общеобразовательной школы отдаленной территории в контексте модернизации образования и с учетом специфики социокультурного пространства ранее в комплексе не рассматривалась. Между тем, складывающаяся в практике тенденция автономизации школы снижает результативность воспитания и социализации детей, поскольку при этом не берется в расчет средовый контекст развития ребенка и ослабляется влияние школы на педагогическое качество социума.

Таким образом, очевидно существование противоречия между социально- педагогической необходимостью целенаправленной системной деятельности по усилению и развертыванию воспитательного потенциала школы за счет более полного использования возможностей среды малого города и недостаточной разработанностью научно обоснованных ориентиров и средств оптимизации этих процессов.

Необходимость разрешения указанного противоречия определила выбор темы исследования, проблема которого заключается в разработке методического обеспечения развития и реализации воспитательного потенциала общеобразовательной школы в условиях отдаленной территории.

Цель исследования состоит в выявлении педагогических характеристик воспитательного потенциала общеобразовательной школы отдаленной территории и определении средств его развития и реализации.

Объект исследования — воспитательная деятельность общеобразовательной школы в условиях отдаленной территории.

Предмет исследования — процесс развития и реализации воспитательного потенциала общеобразовательной школы отдаленной территории.

Гипотеза исследования.

Социокультурная среда отдаленной территории может позитивно влиять на воспитательные возможности общеобразовательной школы и результаты воспитательного процесса, если:

- ведется мониторинг и оценивание педагогических возможностей социальной среды школы, состояния и динамики ее воспитательного потенциала;

- на базе школы действует культурно-образовательный Центр, интегрирующий педагогические ресурсы окружения школы и создающий условия для мотивации и проявления творческой активности детей и взрослых

- содержание и организационно-методическое обеспечение совместной деятельности детей основываются на принципах сотрудничества, диалогичности, ориентации на ценностные отношения, обратной связи, педагогической рефлексии и др.;

- проектируется и формируется совокупность организационно-педагогических, психолого-педагогических и субъектно-личностностных условий, способствующих развитию и реализации воспитательного потенциала общеобразовательной школы отдаленной территории.

 

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Уточнить сущность, содержание и структуру воспитательного потенциала общеобразовательной школы отдаленной территории.

2. Обосновать показатели и уровни, позволяющие оценивать динамику развития и реализации воспитательного потенциала общеобразовательной школы в условиях отдаленной территории.

3. Разработать и апробировать педагогическую модель развития и реализации воспитательного потенциала общеобразовательной школы в условиях  отдаленной территории

4. Спроектировать и внедрить в образовательную практику программно- методическое обеспечение и научно-практические рекомендации по развитию воспитательного потенциала и его реализации в процессе воспитания и социализации учащихся.

5. Проанализировать изменения воспитательного потенциала в ходе опытно- экспериментальной работы и определить совокупность педагогических условий, способствующих эффективному развитию и реализации воспитательного потенциала общеобразовательной школы отдаленной территории 

Концептуальные основания деятельности: В педагогической науке для решения этой задачи имеется достаточно разработанная теоретическая база: вопросы социализации личности в новых исторических условиях рассматривают В.Г. Бочарова, Л.В. Байбородова, Б.З. Вульфов,  В.Н. Гуров, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик, Н.С. Мурадова, М.М. Плоткин, М.И. Рожков, В.А. Фокин, М.В. Шакурова, М.И. Шилова, Т.Ф. Яркина и другие; проблеме создания педагогически целесообразной, эффективной образовательной и воспитательной среды, а также осмыслению педагогических реалий современного мира, векторов трансформации современной культуры и образования посвящены работы Е.П. Белозерцева, Б.М. Бим-Бада, Д.В. Григорьева,А.Н. Дахина, И.Д. Демаковой, С.Д. Дерябо, О.В. Долженко, Г.В. Ендрихинской, Н.Ю. Калашникова, А.А. Калмыкова, Г.Б. Корнетова, Г.Л. Коротеева, Н.Б. Крыловой, В.П. Лебедевой, Ю.С. Мануйлова, Н.Д. Никандрова, Л.И. Новиковой, В.И. Панова, В.В. Рубцова, Н.Л. Селивановой, В.И. Слободчикова,  А.Б. Орлова, Д.И. Фельдштейна, И.Д. Фрумина, В.Д. Шадрикова, И.Г. Шендрика, Н.Е. Щурковой, В.А. Ясвина и других; особенности процесса разработки эффективных условий развития общеобразовательной школы исследуют Т.М. Давыденко, В.И. Зверев, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, А.А. Ярулов и другие; исследование отдаленных территорий и малых городов и протекающих в них социально-экономических, культурных и др. процессов освещено в работах Н.П. Анциферова, Н.М. Геновой, Б.И. Голубева, И.М. Гревса, Ю.М. Гончарова, Г.Г. Волощенко, Л.В. Корель, М.В. Корешкова, И.А. Липского, С.Н. Михеева,М.В. Никитского, А.И. Пригожего, О.Г. Прохоровой, С.П. Тучиной и других;  проблемы социализации и воспитания учащихся общеобразовательных школ малого города рассматривают П.Д. Бочаров, В.В. Маскин, М.В. Никитский, А.Б. Панькин, Е.М. Фридман и другие.

Основное содержание деятельности  по проекту:

- подпроект  «Создание единой информационной среды ОУ». Для достижения поставленной цели в период с 2009 по 2012 год создана нормативная база, в единое информационное образовательное пространство включены все участники образовательного процесса: учителя,  учащиеся, администрация, родители(заключены договора). Для этого создан принципиально новый сайт (www.shkola97.ru), в школе практически все компьютеры объедены в единую локальную сеть. Проведены обучающие курсы по работе с ПК (100%),  проводится непрерывная учёба педагогов работе с программой «Сетевой город. Образование».

Победа в конкурсе «Образование – 2008» и получение денежного гранта позволили использовать полученные средства на большее насыщение пространства школы новейшими средствами обучения. Это компьютерная техника, лингафонный кабинет с интерактивной доской, видеокамеры, плазменный телевизор и др. В рамках ПНП «Образование» получено учебное и наглядное оборудование для кабинета географии (80 дисков, ПК с мультимедийной установкой). В школе оборудован и функционирует кабинет информационных технологий, кабинет информатики, кабинет информатики в нач.школе (в рамках внедрения ФГОС). Более 200 дисков по 5 образовательным областям позволяют педагогам проводить уроки на высоком профессиональном уровне.

Одной из важнейших задач нового учебного года является обучение и внедрение в школе дистанционного обучения с помощью Moodle: для детей с ограниченными возможностями, часто болеющими; проживающими на отдалённых территориях (станция Глубокое);  для повышения качества и уровня образования  сильных учащихся.

- подпроект «Технологии общественно-активной школы в практике работы  МБОУ СОШ № 97» В настоящее время  осуществляется практическое внедрение в учебно-воспитательный процесс школы  технологий общественно-активной школы. Данный проект  реализуется через 3 подпрограммы: «Добровольчество»:(участие в добровольческих акциях, проводимых ОАШ, проведение традиционных общешкольных мероприятий),«Социальное партнерство»: (поддержка партнерских отношений с Советом ветеранов поселка, с подразделением РОСН  УФСБ России  по Свердловской области, с руководителями организаций поселка Исток) «Демократизация школы»: (создание Совета школы, объединение выпускников школы, привлечение их к решению проблем школы, организация работы школьного самоуправления, создание 3-х уровневого Совета школьников).

- подпроект «Школа как центр здоровьесберегающей деятельности обучающихся», «Создание правого пространства  в МБОУ СОШ № 97». С 2009 года в школе создан «Центр сохранения и укрепления здоровья учащихся и сотрудников», который организует и координирует всю работу по здоровьесбережению в микрорайоне школы. В состав Центра «Здоровье» вошли учителя, руководители школы, учащиеся, родители, медицинские работники школы и районной детской поликлиники. Определены основные направления работы Центра «Здоровье», по каждому из которых сформированы инициативные группы. За время работы по проекту  администрация и учителя школы неоднократно принимали активное участие в районных и городских конкурсах.

 - подпроект  «Ресурсный центр  поддержки гражданского образования  и реализации гражданских инициатив», целью которого является повышение гражданской активности членов образовательного сообщества МБОУ СОШ № 97 им. А.В.Гуменюка  как ресурсного центра  поддержки гражданского образования  и реализации гражданских инициатив.

  Задачи деятельности:

  • ресурсное обеспечение внедрения стандартов нового поколения в начальной школе, реализации принципов новых стандартов на средней и старшей ступени обучения, программ дополнительного образования;
  • поддержка и развитие системы гражданско-патриотического образования и воспитания;
  • использование потенциала образовательного процесса в качестве ресурса  здоровьесбережения обучающихся;
  • расширение партнёрских взаимосвязей в рамках образовательного сообщества.
  • создание устойчивой системы сетевого взаимодействия ОАШ территории.

Основные задачи на каждой ступени образования формируются, исходя из психологической характеристики учащихся данного возраста.

 

В  развитие подпроекта в условиях сетевой кооперации МБОУ СОШ № 97  может стать ресурсным центром по общественно-ориентированному образованию.

Планируемый результат изменений:

  • Инициирование и поддержка социальных инициатив школьников, освоение новых форм внеурочной деятельности, организация социальных практик в условиях ОУ отдаленной территории..
  • Применение  активных и интерактивных  технологий, в том числе метода проектов, лекционно-семинарской системы, игровых технологий;  поиск и внедрение новых методов оценивания, основанных на самооценке учащихся.
  • Активизация  и расширение форм проектно- исследовательской деятельности обучающихся на всех ступенях образования в условиях ОУ отдаленной территории..
  • Расширение социальных контактов школы и активизация родительской общественности в целях  создания условий для развития всех форм гражданского и творческого самовыражения обучающихся .
  • Развитие волонтерского движения в условиях ОУ отдаленной территории
  • Школа станет центром объединения всех субъектов образования, заинтересованных в успешной социализации обучающихся, их конструктивной адаптации к социальной среде. Будет создана устойчивая саморазвивающаяся сеть ОАШ Уральского региона.

Научная новизна проекта:  создание модели образовательной среды, способствующей развитию у обучающихся способностей к различным формам продуктивной деятельности и конструктивному жизненному самоопределению в условиях ОУ отдаленной территории в условиях сетевого взаимодействия

 Конечный результат реализации проекта - создание образовательной среды, способствующей развитию у обучающихся способностей к различным формам продуктивной деятельности и конструктивному жизненному самоопределению в условиях ОУ отдаленной территории.

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2008

 

 

 

 

2009

1

 

 

 

2010

3

 

 

1

2011

5

1

1

 

2012

5

1

 

 

     Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований

 

Магистерские работы

Кандидатские  работы

2012-2013

2

х

 

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2008

Городской конкурс «Инновации в образовании 2008», грант 60 тыс.руб

Школа- победитель Конкурса инновационных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование»; 

грант 1 млн.руб

 

2009

Городской смотр-конкурс школьных музеев(5место)

Областной смотр-конкурс музеев ОУ, посвященный 75-летию Свердловской области(победа в номинации «Экспозиционно-выставочная деятельность»)

 

 

2010

 

Диплом и Золотая медаль «Элита российского образования»
по теме: «Здоровьесберегающие технологии в образовании»,(2010 г .г.Москва)

 

2011

Школа - победитель конкурса среди муниципальных общеобразовательных учреждений и государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Свердловской области, реализующих инновационные образовательные программы в 2011 году.

Грант 400 тыс.руб

 

 

2012

 

Диплом II степени конкурса «Элита Российского образования»  в номинации «Лучшая организация внеклассного гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания -2012», (г. Москва)

 

 

7. Методическая результативность:

Численность педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ  - 30 чел.

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.). 

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2008

4/1

-

2009

4/1

-

2010

5/1

-

2011

4/3

1

2012

4/1

1

Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов):

1.  «Основы работы в программе «Сетевой город. Образование»- 30 чел.

8. Социальная результативность:

Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности:

Материалы проекта представлены на сайте www.shkola97.ru  

Сеть социального  партнерства:

УрО РАО, КРМОО Центр «Сотрудничество на местном уровне» (г.Красноярск), Отрадненское управление образования Министерства образования Самарской области, Ресурсный центр общественно-активных школ (г.Омск), УФСБ России по Свердловской области, музей истории г. Екатеринбурга, музей «Крылатая гвардия», Совет ветеранов п. Исток.

 

 

       

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.