РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ СОШ №97 им. А.В.Гуменюка
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 97 им. А.В.Гуменюка
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2008 - 2016 гг.
1. Директор МБОУ СОШ № 97 им. А.В.Гуменюка –Баянов Олег Михайлович, «Отличник народного просвещения РСФСР», руководитель высшей категории
2. Научные консультанты Давыдова Наталия Николаевна, доцент, кандидат технических наук, начальник отдела инновационных проектов УрО РАО.
3. тел./факс МБОУ СОШ № 97 им. А.В.Гуменюка (343) 252-72-75
сайт: www.shkola97.ru E-mail: school97i@yandex.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Токарева Ирина Витальевна
Контактные телефоны куратора проекта: (343) 252-73-90,8904-544-36-96, e-mail tokareva97@yandex.ru
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Культурно-образовательный центр отдаленной территории».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования: Главная задача современной школы, поставленная в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школы, отдаленных от цента территорий выполняют особую миссию: они являются не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным центром, стабилизирующим фактором жизни современного малого города. Однако культурно-воспитательное влияние общеобразовательной школы отдаленной территории на социум в последнее десятилетие значительно ослабло, поэтому актуализируется значимость поиска способов увеличения ее воспитательного потенциала, необходимого для успешной социализации и личностного роста учащихся, их подготовки к жизни в современном трансформирующемся обществе.
Следует отметить, что проблемы развития и реализации воспитательного потенциала общеобразовательной школы отдаленной территории в контексте модернизации образования и с учетом специфики социокультурного пространства ранее в комплексе не рассматривалась. Между тем, складывающаяся в практике тенденция автономизации школы снижает результативность воспитания и социализации детей, поскольку при этом не берется в расчет средовый контекст развития ребенка и ослабляется влияние школы на педагогическое качество социума.
Таким образом, очевидно существование противоречия между социально- педагогической необходимостью целенаправленной системной деятельности по усилению и развертыванию воспитательного потенциала школы за счет более полного использования возможностей среды малого города и недостаточной разработанностью научно обоснованных ориентиров и средств оптимизации этих процессов.
Необходимость разрешения указанного противоречия определила выбор темы исследования, проблема которого заключается в разработке методического обеспечения развития и реализации воспитательного потенциала общеобразовательной школы в условиях отдаленной территории.
Цель исследования состоит в выявлении педагогических характеристик воспитательного потенциала общеобразовательной школы отдаленной территории и определении средств его развития и реализации.
Объект исследования — воспитательная деятельность общеобразовательной школы в условиях отдаленной территории.
Предмет исследования — процесс развития и реализации воспитательного потенциала общеобразовательной школы отдаленной территории.
Гипотеза исследования.
Социокультурная среда отдаленной территории может позитивно влиять на воспитательные возможности общеобразовательной школы и результаты воспитательного процесса, если:
- ведется мониторинг и оценивание педагогических возможностей социальной среды школы, состояния и динамики ее воспитательного потенциала;
- на базе школы действует культурно-образовательный Центр, интегрирующий педагогические ресурсы окружения школы и создающий условия для мотивации и проявления творческой активности детей и взрослых
- содержание и организационно-методическое обеспечение совместной деятельности детей основываются на принципах сотрудничества, диалогичности, ориентации на ценностные отношения, обратной связи, педагогической рефлексии и др.;
- проектируется и формируется совокупность организационно-педагогических, психолого-педагогических и субъектно-личностностных условий, способствующих развитию и реализации воспитательного потенциала общеобразовательной школы отдаленной территории.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Уточнить сущность, содержание и структуру воспитательного потенциала общеобразовательной школы отдаленной территории.
2. Обосновать показатели и уровни, позволяющие оценивать динамику развития и реализации воспитательного потенциала общеобразовательной школы в условиях отдаленной территории.
3. Разработать и апробировать педагогическую модель развития и реализации воспитательного потенциала общеобразовательной школы в условиях отдаленной территории
4. Спроектировать и внедрить в образовательную практику программно- методическое обеспечение и научно-практические рекомендации по развитию воспитательного потенциала и его реализации в процессе воспитания и социализации учащихся.
5. Проанализировать изменения воспитательного потенциала в ходе опытно- экспериментальной работы и определить совокупность педагогических условий, способствующих эффективному развитию и реализации воспитательного потенциала общеобразовательной школы отдаленной территории
Концептуальные основания деятельности: В педагогической науке для решения этой задачи имеется достаточно разработанная теоретическая база: вопросы социализации личности в новых исторических условиях рассматривают В.Г. Бочарова, Л.В. Байбородова, Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик, Н.С. Мурадова, М.М. Плоткин, М.И. Рожков, В.А. Фокин, М.В. Шакурова, М.И. Шилова, Т.Ф. Яркина и другие; проблеме создания педагогически целесообразной, эффективной образовательной и воспитательной среды, а также осмыслению педагогических реалий современного мира, векторов трансформации современной культуры и образования посвящены работы Е.П. Белозерцева, Б.М. Бим-Бада, Д.В. Григорьева,А.Н. Дахина, И.Д. Демаковой, С.Д. Дерябо, О.В. Долженко, Г.В. Ендрихинской, Н.Ю. Калашникова, А.А. Калмыкова, Г.Б. Корнетова, Г.Л. Коротеева, Н.Б. Крыловой, В.П. Лебедевой, Ю.С. Мануйлова, Н.Д. Никандрова, Л.И. Новиковой, В.И. Панова, В.В. Рубцова, Н.Л. Селивановой, В.И. Слободчикова, А.Б. Орлова, Д.И. Фельдштейна, И.Д. Фрумина, В.Д. Шадрикова, И.Г. Шендрика, Н.Е. Щурковой, В.А. Ясвина и других; особенности процесса разработки эффективных условий развития общеобразовательной школы исследуют Т.М. Давыденко, В.И. Зверев, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, А.А. Ярулов и другие; исследование отдаленных территорий и малых городов и протекающих в них социально-экономических, культурных и др. процессов освещено в работах Н.П. Анциферова, Н.М. Геновой, Б.И. Голубева, И.М. Гревса, Ю.М. Гончарова, Г.Г. Волощенко, Л.В. Корель, М.В. Корешкова, И.А. Липского, С.Н. Михеева,М.В. Никитского, А.И. Пригожего, О.Г. Прохоровой, С.П. Тучиной и других; проблемы социализации и воспитания учащихся общеобразовательных школ малого города рассматривают П.Д. Бочаров, В.В. Маскин, М.В. Никитский, А.Б. Панькин, Е.М. Фридман и другие.
Основное содержание деятельности по проекту:
- подпроект «Создание единой информационной среды ОУ». Для достижения поставленной цели в период с 2009 по 2012 год создана нормативная база, в единое информационное образовательное пространство включены все участники образовательного процесса: учителя, учащиеся, администрация, родители(заключены договора). Для этого создан принципиально новый сайт (www.shkola97.ru), в школе практически все компьютеры объедены в единую локальную сеть. Проведены обучающие курсы по работе с ПК (100%), проводится непрерывная учёба педагогов работе с программой «Сетевой город. Образование».
Победа в конкурсе «Образование – 2008» и получение денежного гранта позволили использовать полученные средства на большее насыщение пространства школы новейшими средствами обучения. Это компьютерная техника, лингафонный кабинет с интерактивной доской, видеокамеры, плазменный телевизор и др. В рамках ПНП «Образование» получено учебное и наглядное оборудование для кабинета географии (80 дисков, ПК с мультимедийной установкой). В школе оборудован и функционирует кабинет информационных технологий, кабинет информатики, кабинет информатики в нач.школе (в рамках внедрения ФГОС). Более 200 дисков по 5 образовательным областям позволяют педагогам проводить уроки на высоком профессиональном уровне.
Одной из важнейших задач нового учебного года является обучение и внедрение в школе дистанционного обучения с помощью Moodle: для детей с ограниченными возможностями, часто болеющими; проживающими на отдалённых территориях (станция Глубокое); для повышения качества и уровня образования сильных учащихся.
- подпроект «Технологии общественно-активной школы в практике работы МБОУ СОШ № 97» В настоящее время осуществляется практическое внедрение в учебно-воспитательный процесс школы технологий общественно-активной школы. Данный проект реализуется через 3 подпрограммы: «Добровольчество»:(участие в добровольческих акциях, проводимых ОАШ, проведение традиционных общешкольных мероприятий),«Социальное партнерство»: (поддержка партнерских отношений с Советом ветеранов поселка, с подразделением РОСН УФСБ России по Свердловской области, с руководителями организаций поселка Исток) «Демократизация школы»: (создание Совета школы, объединение выпускников школы, привлечение их к решению проблем школы, организация работы школьного самоуправления, создание 3-х уровневого Совета школьников).
- подпроект «Школа как центр здоровьесберегающей деятельности обучающихся», «Создание правого пространства в МБОУ СОШ № 97». С 2009 года в школе создан «Центр сохранения и укрепления здоровья учащихся и сотрудников», который организует и координирует всю работу по здоровьесбережению в микрорайоне школы. В состав Центра «Здоровье» вошли учителя, руководители школы, учащиеся, родители, медицинские работники школы и районной детской поликлиники. Определены основные направления работы Центра «Здоровье», по каждому из которых сформированы инициативные группы. За время работы по проекту администрация и учителя школы неоднократно принимали активное участие в районных и городских конкурсах.
- подпроект «Ресурсный центр поддержки гражданского образования и реализации гражданских инициатив», целью которого является повышение гражданской активности членов образовательного сообщества МБОУ СОШ № 97 им. А.В.Гуменюка как ресурсного центра поддержки гражданского образования и реализации гражданских инициатив.
Задачи деятельности:
- ресурсное обеспечение внедрения стандартов нового поколения в начальной школе, реализации принципов новых стандартов на средней и старшей ступени обучения, программ дополнительного образования;
- поддержка и развитие системы гражданско-патриотического образования и воспитания;
- использование потенциала образовательного процесса в качестве ресурса здоровьесбережения обучающихся;
- расширение партнёрских взаимосвязей в рамках образовательного сообщества.
- создание устойчивой системы сетевого взаимодействия ОАШ территории.
Основные задачи на каждой ступени образования формируются, исходя из психологической характеристики учащихся данного возраста.
В развитие подпроекта в условиях сетевой кооперации МБОУ СОШ № 97 может стать ресурсным центром по общественно-ориентированному образованию.
Планируемый результат изменений:
- Инициирование и поддержка социальных инициатив школьников, освоение новых форм внеурочной деятельности, организация социальных практик в условиях ОУ отдаленной территории..
- Применение активных и интерактивных технологий, в том числе метода проектов, лекционно-семинарской системы, игровых технологий; поиск и внедрение новых методов оценивания, основанных на самооценке учащихся.
- Активизация и расширение форм проектно- исследовательской деятельности обучающихся на всех ступенях образования в условиях ОУ отдаленной территории..
- Расширение социальных контактов школы и активизация родительской общественности в целях создания условий для развития всех форм гражданского и творческого самовыражения обучающихся .
- Развитие волонтерского движения в условиях ОУ отдаленной территории
- Школа станет центром объединения всех субъектов образования, заинтересованных в успешной социализации обучающихся, их конструктивной адаптации к социальной среде. Будет создана устойчивая саморазвивающаяся сеть ОАШ Уральского региона.
Научная новизна проекта: создание модели образовательной среды, способствующей развитию у обучающихся способностей к различным формам продуктивной деятельности и конструктивному жизненному самоопределению в условиях ОУ отдаленной территории в условиях сетевого взаимодействия
Конечный результат реализации проекта - создание образовательной среды, способствующей развитию у обучающихся способностей к различным формам продуктивной деятельности и конструктивному жизненному самоопределению в условиях ОУ отдаленной территории.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2008 |
|
|
|
|
2009 |
1 |
|
|
|
2010 |
3 |
|
|
1 |
2011 |
5 |
1 |
1 |
|
2012 |
5 |
1 |
|
|
Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований
|
Магистерские работы |
Кандидатские работы |
2012-2013 |
2 |
х |
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2008 |
Городской конкурс «Инновации в образовании 2008», грант 60 тыс.руб |
Школа- победитель Конкурса инновационных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование»; грант 1 млн.руб |
|
2009 |
Городской смотр-конкурс школьных музеев(5место) Областной смотр-конкурс музеев ОУ, посвященный 75-летию Свердловской области(победа в номинации «Экспозиционно-выставочная деятельность») |
|
|
2010 |
|
Диплом и Золотая медаль «Элита российского образования» |
|
2011 |
Школа - победитель конкурса среди муниципальных общеобразовательных учреждений и государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Свердловской области, реализующих инновационные образовательные программы в 2011 году. Грант 400 тыс.руб |
|
|
2012 |
|
Диплом II степени конкурса «Элита Российского образования» в номинации «Лучшая организация внеклассного гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания -2012», (г. Москва) |
|
7. Методическая результативность:
Численность педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ - 30 чел.
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2008 |
4/1 |
- |
2009 |
4/1 |
- |
2010 |
5/1 |
- |
2011 |
4/3 |
1 |
2012 |
4/1 |
1 |
Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов):
1. «Основы работы в программе «Сетевой город. Образование»- 30 чел.
8. Социальная результативность:
Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности:
Материалы проекта представлены на сайте www.shkola97.ru
Сеть социального партнерства:
УрО РАО, КРМОО Центр «Сотрудничество на местном уровне» (г.Красноярск), Отрадненское управление образования Министерства образования Самарской области, Ресурсный центр общественно-активных школ (г.Омск), УФСБ России по Свердловской области, музей истории г. Екатеринбурга, музей «Крылатая гвардия», Совет ветеранов п. Исток.