РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБДОУ детский сад комбинированного вида №307
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 307
620025 Екатеринбург. пер. Вечерний, 1
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011 - 2016 гг.
1. Заведующий МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 307 Дворникова Галина Юрьевна
2. тел./факс МБДОУ: (343) 379-04-65/379-04-65
сайт: 307.tvoysadik.ru E mail: mdou307or@yandex.ru
3. ФИО (полностью) куратора проекта от МБДОУ:
Контактные телефоны куратора проекта , e-mail:
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Содержательно – технологические основы здоровьесберегающего образования в ДОУ».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования:
На рубеже XX - XXI веков все чаще стали появляться публикации по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях образовательных учреждений. Специалисты обосновывают необходимость включения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс дошкольных и общеобразовательных учреждений (В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова, И. В. Чупаха и др.). Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях, особенно дошкольных, создание оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и получила в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Анализ теории и практики позволил обнаружить несоответствия:
- между содержанием программ дошкольного воспитания, учитывающих в основном лишь физическое, нравственное, эстетическое развитие ребенка, и современным направлением в сфере образования, направленным на индивидуальное здоровье каждого ребенка
- между традиционными установками на педагогический процесс образовательного учреждения и здоровьесберегающим процессом воздействия.
Объект исследования: педагогические здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия применения здоровьесберегающих педагогических технологий, связанные с особенностями перехода детей из дошкольного учреждения в образовательную школу.
Цель исследования: определить условия максимально эффективного применения здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ); сформулировать основные признаки реализации здоровьесберегающих педагогических технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Учет определенных педагогических условий, обеспечивающих применение комплекса педагогических технологий в работе дошкольного образовательного учреждения, позволит сохранить и укрепить здоровье детей если:
- будут созданы условия, позволяющие сформировать в ДОУ здоровьесберегающую деятельность: педагогическая деятельность будет осуществляться на основе принципов системности, непрерывности, последовательности, личностно ориентированного подхода к ребенку;
- педагогические здоровьесберегающие технологии будут индивидуально подобраны каждому ребенку в соответствии с показаниями педагогов и медицинских работников;
- будет сформирована валеологическая грамотность педагогов ДОУ в области здоровьесбережения;
- будут сформированы мотивации к здоровому образу жизни и обеспечено взаимодействие между педагогами ДОУ и родителями детей.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогические работы о педагогических технологиях здоровьесберегающей направленности.
- Изучить особенности условий применения педагогических здоровьесберегающих технологий;
- Обосновать продуктивность конкретных технологий, используемых в практике работы с детьми;
- Обеспечить овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за своё здоровье, прямой зависимости между поведением и здоровьем;
- Оценить на практике результативность комплексов здоровьесберегающих педагогических технологий применительно к данной группе детей;
- Разработать методические рекомендации для воспитателей по применению комплекса здоровьесберегающих технологий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические основы валеологии (И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова, А. Г. Щедрина и др.); комплекс идей и научных положений, обусловленных концепцией сохранения и укрепления здоровья детей и педагогов (С. В. Алексеев, С. М. Громбах, Э. М. Казин, В. В. Колбанов и др); идеи демократизации школы и гуманизации образования (И. Ю. Алексашина, С. Л. Братченко, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, Л. С. Выготский, И. А. Колесникова и др.); образовательные идеи ученых-медиков и педагогов XIX - XX веков (А. И. Герцен, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов и др.); личностно ориентированный, ненасильственный и здоровьесберегающий подход к воспитанию (Е. Н. Барышников, В. С. Кукушин, Н. М. Сократов и др.); концепция психолого-педагогического сопровождения, предлагающая создание в образовательном процессе системы условий, решающих задачи успешного обучения и развития его субъектов (А. К. Колеченко, М. Н. Кузнецова, Н. В. Нищева, Л. М. Шипицына и др.); разработки в области педагогических технологий (В. И. Ковалько, А. К. Колеченко, Г. К. Селевко, И. В. Чупаха и др.); разработки в области здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста: (Н. Н. Куинджи, Е. А. Алябьева, В. Г. Алямовская, М. М. Безруких, М. Н. Чистякова, С. А. Козлова и др.).
Методы исследования. Решение поставленных задач осуществлялось методами теоретического анализа педагогической и медицинской литературы; анализа состояния здоровья современных дошкольников; наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития; проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение); анализ полученной педагогической и медико-профилактической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки психолого-педагогического и валеологического сопровождения образовательного процесса; мониторинг
Ожидаемый результат:
- Создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада;
- Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей (индекса здоровья);
- Разработка и внедрение комплекса лечебно-профилактических и коррекционно-оздоровительных мероприятий как фактора формирования здоровья детей;
- Повышение педагогической и валеологической культуры работников ДОУ;
- Улучшение показателей уровня физического развития воспитанников;
- Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.
Научная новизна. Разработка методов отбора и оценки качества здоровьесберегающих педагогических технологий. Определение условий, при которых использование комплекса здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста позволит сохранить и укрепить здоровье.
Теоретическая значимость. Обоснование организационно-педагогических условий применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Изучение роли педагогических здоровьесберегающих технологий, наряду с гигиеническими факторами, в сохранении и укреплении здоровья ребенка.
Практическая значимость. Разработка и апробирование на практике методических рекомендаций для педагогов ДОУ
Содержание проекта
ЭТАП I Подготовительный (2011-2012 гг.)
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Задачи:
- Проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий;
- Изучить возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного процесса;
- Изучить потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей;
- Осуществить отбор критериев диагностики и мониторинга эксперимента.
Содержание I этапа: анализ научно-методической литературы; разработка программы «Здоровье»; создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий; оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитие детей; анкетирование родителей.
Ожидаемый результат: Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг, разработана комплексная программа «Здоровье»)
ЭТАП II Прогностический (2012-2013 гг.)
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
- Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их в комплексы;
- Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах и в разные сезоны года;
- Обновить мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.
Содержание II этапа: Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары, консультации, мастер-классы); разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп; изменение режима деятельности ДОУ; разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей; внедрение программы «Разговор о правильном питании» в старшей и подготовительной группах; экспериментальная работа по тетрадям «Учусь учиться» с детьми подготовительной к школе группы.
Ожидаемый результат: Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом. В детском саду появилось нестандартное оборудование по обеспечению здоровьесберегающего компонента. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учёбы.
ЭТАП III
Практический (2013-2014 гг.)
Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.
Задачи:
- Создать и поддерживать условия для творческой работы педагогов;
- Разработать валеокомпонент для музыкальных и валеологических занятий;
- Разработать занятия с включением здоровьесберегающего компонента;
- Постоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению.
Содержание III этапа: Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий; занятия с детьми с введением здоровьесберегающих технологий; организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация, профилактика); организация логопедической работы с детьми; приобретение дополнительного физкультурного оборудования в спортивный зал.
Ожидаемый результат: Уменьшение количества детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата. Увеличение посещаемости, в том числе в период эпидемии гриппа. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической и научной литературой. Повышение качества подготовки детей к школе, знаний по экологии, эффективному развитию связной речи детей.
ЭТАП IV Заключительный (2015-2016 гг.)
Цель: Совершенствование результатов проекта.
Задачи:
- Содействовать развитию физических, творческих, познавательных, музыкальных возможностей детей;
- Развивать познавательную активность дошкольников;
- Активно вовлекать в работу родителей по формированию навыков здорового образа жизни;
Содержание IV этапа: Повторная диагностика; обобщение опыта педагогов; отчёт о проделанной работе; выпуск методических рекомендаций.
Ожидаемый результат: Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей. Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье. По итогам апробации тетрадей «Учусь учиться» значительно увеличились результаты у детей по всем разделам. Повышение уровня профессионального мастерства у педагогов.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ:
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2009 |
XVII конкурс «Учитель года – 2009» |
|
|
2010 |
Конкурс на соискание премии Губернатора Свердловской области в категории «Воспитатель года» |
Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России», региональный этап
|
|
|
|
|
|
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ …………………………
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2008 |
|
|
2009 |
|
|
2010 |
|
|
2011 |
|
|
Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов) ……………………………………………………………………………..
8. Социальная результативность:
Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности (адрес сайта, выпуск сборников материалов по теме работы ОУ)
- Васильева С.В. . // Экологический калейдоскоп. Сборник методических разработок для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Екатеринбург, 2008
- Пантюхина В.В.. //Экологический калейдоскоп. Сборник методических разработок для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Екатеринбург, 2008
- Носкова О.М.. //Экологический калейдоскоп. Сборник методических разработок для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Екатеринбург, 2008
- Якимова Г.Г.. //Экологический калейдоскоп. Сборник методических разработок для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Екатеринбург, 2008
- Шалаева Е.Г. Поделки из природного материала творим на природе. Инновационные процессы в образовании. Приоритетный национальный проект «Образование» в действии. - Екатеринбург, 2009
- Дворникова Г.Ю. Создание экологической тропинки в ДОУ. Инновационные процессы в образовании. Приоритетный национальный проект «Образование» в действии. - Екатеринбург, 2009
- Дворникова Г.Ю. Пантюхина В.В. Итоги реализации педагогического проекта «Здоровый ребенок – в общество». Инновационные процессы в образовании. Приоритетный национальный проект «Образование» в действии. - Екатеринбург, 2009
- Махонина О.В. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников. Инновационные процессы в образовании. Приоритетный национальный проект «Образование» в действии. - Екатеринбург, 2009
- Васильева С.В. . //Экологический лекторий. Сборник методических разработок для родителей. - Екатеринбург, 2009
- Шалаева Е.Г. Поделки из природного материала творим на природе. Инновационные процессы в образовании. Приоритетный национальный проект «Образование» в действии. - Екатеринбург, 2009
- Пантюхина В.В.. // Экологический лекторий. Сборник методических разработок для родителей. - Екатеринбург, 2009
- Носкова О.М. . // Экологический лекторий. Сборник методических разработок для родителей. - Екатеринбург, 2009
- Шалаева Е.Г. // Экологический лекторий. Сборник методических разработок для родителей. - Екатеринбург, 2009
Сеть социального партнерства
- Российский государственный профессионально-педагогический университет
- ИРО
- УрО РАО
- Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга
- ЦРР ТПМПК «Радуга»
- МБОУ – ДОД Городской детский экологический центр
- Ботанический сад УрГУ
- Районный Отдел образования администрации Октябрьского района
- Информационный методический центр Октябрьского района
- МБОУ СОШ № 60
- МБОУ СОШ № 92
- Детская школа искусств № 10
- Дошкольные образовательные учреждения Октябрьского и других районов города