МБДОУ детский сад комбинированного вида №307

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства  образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 307

620025  Екатеринбург. пер. Вечерний, 1

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  2011 -  2016  гг. 

 

1. Заведующий  МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 307 Дворникова Галина Юрьевна

2. тел./факс МБДОУ: (343) 379-04-65/379-04-65

сайт: 307.tvoysadik.ru                  E mail: mdou307or@yandex.ru

3. ФИО (полностью) куратора проекта от МБДОУ:

Контактные телефоны куратора проекта , e-mail:

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФрегистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Содержательно – технологические основы здоровьесберегающего образования в ДОУ».

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

6.1. Качественные характеристики:

Актуальность исследования:

На рубеже XX - XXI веков все чаще стали появляться публикации по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях образовательных учреждений. Специалисты обосновывают необходимость включения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс дошкольных и общеобразовательных учреждений (В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова, И. В. Чупаха и др.). Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях, особенно дошкольных, создание оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и получила в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Анализ теории и практики позволил обнаружить несоответствия:

  • между содержанием программ дошкольного воспитания, учитывающих в основном лишь физическое, нравственное, эстетическое развитие ребенка, и современным направлением в сфере образования, направленным на индивидуальное здоровье каждого ребенка
  • между традиционными установками на педагогический процесс образовательного учреждения и здоровьесберегающим процессом воздействия.

Объект исследования: педагогические здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия применения здоровьесберегающих педагогических технологий, связанные с особенностями перехода детей из дошкольного учреждения в образовательную школу.

Цель исследования: определить условия максимально эффективного применения здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ); сформулировать основные признаки реализации здоровьесберегающих педагогических технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Учет определенных педагогических условий, обеспечивающих применение комплекса педагогических технологий в работе дошкольного образовательного учреждения, позволит сохранить и укрепить здоровье детей  если:

  • будут созданы условия, позволяющие сформировать в ДОУ здоровьесберегающую деятельность: педагогическая деятельность будет осуществляться на основе принципов системности, непрерывности, последовательности, личностно ориентированного подхода к ребенку;
  • педагогические здоровьесберегающие технологии будут индивидуально подобраны каждому ребенку в соответствии с показаниями педагогов и медицинских работников;
  • будет сформирована валеологическая грамотность педагогов ДОУ в области здоровьесбережения;
  • будут сформированы мотивации к здоровому образу жизни и обеспечено взаимодействие между педагогами ДОУ и родителями детей.

Задачи исследования:

  • Изучить психолого-педагогические работы о педагогических технологиях здоровьесберегающей направленности.
  • Изучить особенности условий применения педагогических здоровьесберегающих технологий;
  • Обосновать продуктивность конкретных технологий, используемых в практике работы с детьми;
  • Обеспечить овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за своё здоровье, прямой зависимости между поведением и здоровьем;
  • Оценить на практике результативность комплексов здоровьесберегающих педагогических технологий применительно к данной группе детей;
  • Разработать методические рекомендации для воспитателей по применению комплекса здоровьесберегающих технологий.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:  теоретические основы валеологии (И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова, А. Г. Щедрина и др.); комплекс идей и научных положений, обусловленных концепцией сохранения и укрепления здоровья детей и педагогов (С. В. Алексеев, С. М. Громбах, Э. М. Казин, В. В. Колбанов и др); идеи демократизации школы и гуманизации образования (И. Ю. Алексашина, С. Л. Братченко, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, Л. С. Выготский, И. А. Колесникова и др.); образовательные идеи ученых-медиков и педагогов XIX - XX веков (А. И. Герцен, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов и др.); личностно ориентированный, ненасильственный и здоровьесберегающий подход к воспитанию (Е. Н. Барышников, В. С. Кукушин, Н. М. Сократов и др.); концепция психолого-педагогического сопровождения, предлагающая создание в образовательном процессе системы условий, решающих задачи успешного обучения и развития его субъектов (А. К. Колеченко, М. Н. Кузнецова, Н. В. Нищева, Л. М. Шипицына и др.);  разработки в области педагогических технологий (В. И. Ковалько, А. К. Колеченко, Г. К. Селевко, И. В. Чупаха и др.); разработки в области здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста: (Н. Н. Куинджи, Е. А. Алябьева, В. Г. Алямовская, М. М. Безруких, М. Н. Чистякова, С. А. Козлова и др.).

Методы исследования. Решение поставленных задач осуществлялось методами теоретического анализа педагогической и медицинской литературы; анализа состояния здоровья современных дошкольников; наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития; проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение); анализ полученной педагогической и медико-профилактической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки психолого-педагогического и валеологического сопровождения образовательного процесса; мониторинг

Ожидаемый результат:

  • Создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада;
  • Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей (индекса здоровья);
  • Разработка и внедрение комплекса лечебно-профилактических и коррекционно-оздоровительных мероприятий как фактора формирования здоровья детей;
  • Повышение педагогической и валеологической культуры работников ДОУ;
  • Улучшение показателей уровня физического развития воспитанников;
  • Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.

Научная новизна. Разработка методов отбора и оценки качества здоровьесберегающих педагогических технологий. Определение условий, при которых использование комплекса здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста позволит сохранить и укрепить здоровье.

Теоретическая значимость. Обоснование  организационно-педагогических условий применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Изучение роли педагогических здоровьесберегающих технологий, наряду с гигиеническими факторами, в сохранении и укреплении здоровья ребенка.

Практическая значимость. Разработка и апробирование  на практике методических рекомендаций для педагогов ДОУ

 

Содержание проекта

ЭТАП I  Подготовительный (2011-2012 гг.)

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

Задачи:

  • Проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий;
  • Изучить возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного процесса;
  • Изучить потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей;
  • Осуществить отбор критериев диагностики и мониторинга эксперимента.

Содержание I этапа: анализ научно-методической литературы; разработка программы «Здоровье»; создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий; оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитие детей; анкетирование родителей.

Ожидаемый результат: Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг, разработана комплексная программа «Здоровье»)

 

ЭТАП II  Прогностический (2012-2013 гг.)

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

  • Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их в комплексы;
  • Подобрать комплекс закаливающих и  оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах и в разные сезоны года;
  • Обновить мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.

Содержание II этапа: Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары, консультации, мастер-классы); разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп; изменение режима деятельности ДОУ; разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей;  внедрение программы «Разговор о правильном питании» в старшей и подготовительной группах; экспериментальная работа по тетрадям «Учусь учиться» с детьми подготовительной к школе группы.

Ожидаемый результат: Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом. В детском саду появилось нестандартное оборудование по обеспечению здоровьесберегающего компонента. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учёбы.  

 

ЭТАП III

Практический  (2013-2014 гг.)

Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.

Задачи:

  • Создать и поддерживать условия для творческой работы педагогов;
  • Разработать валеокомпонент для музыкальных и валеологических занятий;
  • Разработать занятия с включением здоровьесберегающего компонента;
  • Постоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению.

Содержание III этапа: Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий; занятия с детьми с введением здоровьесберегающих технологий; организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация, профилактика); организация логопедической работы с детьми; приобретение дополнительного физкультурного оборудования в спортивный зал.

Ожидаемый результат: Уменьшение количества детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата. Увеличение посещаемости, в том числе в период эпидемии гриппа. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической и научной литературой. Повышение качества подготовки детей к школе, знаний по экологии, эффективному развитию связной речи детей.

 

ЭТАП IV Заключительный (2015-2016 гг.)

Цель: Совершенствование результатов проекта.

Задачи:

  • Содействовать развитию физических, творческих, познавательных, музыкальных возможностей детей;
  • Развивать познавательную активность дошкольников;
  • Активно вовлекать в работу родителей по формированию навыков здорового образа жизни;

Содержание IV этапа: Повторная диагностика; обобщение опыта педагогов; отчёт о проделанной работе; выпуск методических рекомендаций.

Ожидаемый результат:  Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей. Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье. По итогам апробации тетрадей «Учусь учиться» значительно увеличились результаты у детей по всем разделам. Повышение уровня профессионального мастерства у педагогов.

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ:

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2009

XVII конкурс «Учитель года – 2009»

 

 

2010

Конкурс на соискание премии Губернатора Свердловской области в категории «Воспитатель года»

Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России», региональный этап

 

 

 

 

 

 

 

7. Методическая результативность:

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ …………………………

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.). 

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2008

  • Районный парад педагогических идей. Педагогическая гостиная «Деятельность учителя – логопеда в условиях современного ДОУ»
  • Районный парад педагогических идей. Музыкальный салон «Влияние ритмики на освоение собственного тела, как выразительного инструмента у детей старшего дошкольного возраста»
  • Районный парад педагогических идей. Презентация опыта работы «Создание комплекса условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в детском саду компенсирующего вида»
  • Районный фестиваль детского творчества «Звонкие голоса»
  • Районный спортивный праздник «Веселая карусель»
  • Экспертный совет по вопросам содержания образования и экспертизе качества образования при Главе администрации Октябрьского р-на г. Екатеринбурга. Проект «Здоровый ребенок – в общество»
  • Районный конкурс профессионального мастерства «Сердце отдаю детям»
  • Городской смотр-конкурс на лучшее благоустройство, озеленение, цветочное оформление территорий образовательных учреждений «Цветущий город – 2008»
  • Областной семинар «Современные технологии и ресурсное обеспечение реализации учебно-исследовательских проектов эколого-биологической направленности»
  • Городской семинар – презентация опыта внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
  • IV Городская экологическая конференция «Инновации в экологическом образовании» Презентация опыта работы «Экологическая тропинка – тропинка здоровья»
  • Городская Ассоциация педагогов. Презентация опыта работы «Социально-личностное развитие ребенка»

2009

  • Районные спортивные соревнования «Веселые старты»
  • Районный парад педагогических идей. Педагогическая гостиная «Деятельность воспитателя в условиях современного ДОУ»
  • Районный спортивный праздник «На призы Деда Мороза»
  • Районный фестиваль детского творчества «Салют Победе»
  • Мастер – класс «Удивительное рядом или Эколюдик возвращается» для участников социально-педагогического проекта «Экологическое просвещение детей и взрослых городских окраин»

 

  • XVII конкурс «Учитель года – 2009»
  • IX Межрегиональная специализированная выставка «Мать и дитя. Игры. Игрушки. Хобби»
  • Презентация опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников в г. В. Салда «Создание экологических тропинок на территории ДОУ»
  • Межрегиональная специализированная выставка «Сады и парки. Ландшафтная архитектура и дизайн. Малоэтажное строительство». Семинар «Экологические маршруты в образовательных учреждениях»
  • Конкурс инноваций «Здоровьесберегающие технологии в образовании»
  • Городская Ассоциация педагогов. Мастер – класс «Театрализация эмоций в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Мастер – класс для педагогов Ордж. района «Театрализация эмоций в работе с детьми дошкольного возраста»
  • V городской конкурс «В лабиринтах природы»
  • Городской семинар «Здоровьесбережение детей средствами природного окружения»

2010

  • Районные спортивные соревнования «Золотая осень»
  • Районный фестиваль детского творчества «Космическое путешествие»
  • Районный спортивный праздник «Веселая карусель»

 

  • Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России», региональный этап
  • Конкурс на соискание премии Губернатора Свердловской области в категории «Воспитатель года»
  • Выставка «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций»
  • Окружная научно-практическая конференция «Наука 0 образованию». Инновационный форум
  • Городской конкурс «Новогодний город»
  • Городской конкурс экологических проектов «Экогород – 2010»
  • II Межрегиональная выставка «Экология. Управление отходами»

2011

  • Районный спортивный праздник «Спортивная карусель»
  • Районный конкурс чтецов «Живая поэзия»
  • Районный спортивный праздник «Веселые старты»
  • Районный фестиваль детского творчества «Нет в мире краше Родины нашей»

 

  • Межрегиональная выставка «Экология. Управление отходами»
  • Презентация инновационной деятельности образовательного комплекса Октябрьского района «Инновационное образование – инновационный район» в рамках II этапа XVII городских Педагогических чтений
  • Городской Праздник поэзии «Звездочки»
  • XIX Городской фестиваль Здоровья

Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов) ……………………………………………………………………………..

8. Социальная результативность:

Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности (адрес  сайта, выпуск сборников материалов  по теме работы ОУ)

 

  • Васильева С.В. . // Экологический калейдоскоп. Сборник методических разработок для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Екатеринбург, 2008
  • Пантюхина В.В.. //Экологический калейдоскоп. Сборник методических разработок для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Екатеринбург, 2008
  • Носкова О.М.. //Экологический калейдоскоп. Сборник методических разработок для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Екатеринбург, 2008
  • Якимова Г.Г.. //Экологический калейдоскоп. Сборник методических разработок для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Екатеринбург, 2008
  • Шалаева Е.Г.  Поделки из природного материала творим на природе. Инновационные процессы в образовании. Приоритетный национальный проект «Образование» в действии. -  Екатеринбург, 2009
  • Дворникова Г.Ю. Создание экологической тропинки в ДОУ. Инновационные процессы в образовании. Приоритетный национальный проект «Образование» в действии. -  Екатеринбург, 2009
  • Дворникова Г.Ю. Пантюхина В.В. Итоги реализации педагогического проекта «Здоровый ребенок – в общество». Инновационные процессы в образовании. Приоритетный национальный проект «Образование» в действии. -  Екатеринбург, 2009
  • Махонина О.В.  Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников. Инновационные процессы в образовании. Приоритетный национальный проект «Образование» в действии. -  Екатеринбург, 2009
  • Васильева С.В. . //Экологический лекторий. Сборник методических разработок для родителей. - Екатеринбург, 2009
  • Шалаева Е.Г. Поделки из природного материала творим на природе. Инновационные процессы в образовании. Приоритетный национальный проект «Образование» в действии. -  Екатеринбург, 2009
  • Пантюхина В.В..  // Экологический лекторий. Сборник методических разработок для родителей. - Екатеринбург, 2009
  • Носкова О.М. . // Экологический лекторий. Сборник методических разработок для родителей. - Екатеринбург, 2009
  • Шалаева Е.Г. // Экологический лекторий. Сборник методических разработок для родителей. - Екатеринбург, 2009

 

Сеть социального  партнерства

  • Российский государственный профессионально-педагогический университет
  • ИРО
  • УрО РАО
  • Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга
  • ЦРР ТПМПК «Радуга»
  • МБОУ – ДОД Городской детский экологический центр
  • Ботанический сад УрГУ
  • Районный Отдел образования администрации Октябрьского района
  • Информационный методический центр Октябрьского района
  • МБОУ СОШ № 60
  • МБОУ СОШ № 92
  • Детская школа искусств № 10
  • Дошкольные образовательные учреждения Октябрьского и других районов города
Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.