РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МАОУ гимназия №8 «Лицей им. С.П. Дягилева»
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 8 «Лицей им. С.П. Дягилева»
Адрес с индексом: 620026, г.Екатеринбург, ул.Луначарского, 173
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2007 - 2016 гг.
1. Директор МАОУ - Письмак Георгий Александрович
2. тел./факс МАОУ – (343) 254-34-36
3. сайт: www.dla.sv66.ru E mail: dla@sv66.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МАОУ: Кухаренко Сергей Николаевич
Контактные телефоны куратора проекта , e-mail: (343) 254-27-25; kukharenko@list.ru Научные консультанты: доктор педагогических наук, профессор Савенкова Л.Г. (г. Москва)
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.
5. Тема инновационного педагогического опыта: - «Пробуждение и развитие образного мышления учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию»
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования. Преобразование современного общества невозможно без его духовного обновления, в котором возрастает значимость фактора гуманистической направленности к формированию личности. Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса и единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Следовательно, гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель – ученик», установления связей сотрудничества. Поиск новых подходов к преподаванию, различных форм проведения занятий, построение наиболее эффективных структур уроков в современной теории и методике приводят к системе выбора таких видов деятельности, которые учат школьников реализовывать собственный творческий потенциал по отношению к учебному курсу. Одним из эффективных направлений современной педагогики, позволяющим решать эти сложные педагогические задачи, является полихудожественный подход к организации образовательного процесса. Учеными доказано, что полихудожественный подход к обучению представляет собой сложный в своей структуре педагогический процесс, «в центре которого находится не предмет изучения…а сам ребенок, так как его природа полихудожественна» (Е. П. Кабкова). Полихудожественный подход имеет глубокие философские, дидактические корни и развитые исторические традиции. Так, выделенные учеными во главе с Б. П. Юсовым основные принципы полихудожественного подхода в педагогике во многом близки теоретическим положениям русских философов конца XIX – начала ХХ века: гуманитарный синтез, духовное возвышение. Причем этот принцип неразрывно связан с определяющей ролью воображения, которое Б.П. Юсов признает исходной посылкой полихудожественного подхода и «главным процессом в художественной деятельности»: «живое искусство». Опора на этот принцип обеспечивает погружение ребенка в пространство художественного творчества, участие самих детей в творческом процессе. Все это способствует превращению школы в пространство, в котором происходит «…раскрытие всех способностей человека, необходимых для творческой … деятельности, воплощающей ценности добра, красоты, истины, богатства жизни… (Лосский Н. «Ценность и бытие». М.: Аст, 2000. - с.493). Важность и значимость художественно-эстетического развития школьника особенно актуальна в наше время, когда нигилизм, товарно-рыночная психология, псевдокультурная продукция отодвинули истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы, зомбируют умы школьников низкопробными, развращающими, низменными потребностями, когда ценность заменяется ценой, а грубая сила, изворотливость и ложь становятся "достоинствами", замешенными на меркантильных взаимоотношениях.
Противоречия. Объективная реальность современной жизни противоречива. С одной стороны - разрушительный воспитательный негатив, с другой - стремление к обновлению, очеловечиванию и одухотворению образовательного процесса. Современная система образования, построенная на технократическом подходе к обучению и воспитанию, явно тормозит развитие школьников и негативно отражается на художественно-эстетическом воспитании, не обеспечивая образовательный процесс гуманитарной направленностью, свободой выбора, целостностью познания мира.
С учетом указанных противоречий обозначена проблема исследования: каковы наиболее эффективные условия реализации полихудожественного подхода в организации учебного процесса в гимназии.
Идея изменения: разработан вариант учебного плана гимназии как гуманитарного образовательного учреждения и направления педагогического мониторинга на рефлексивной основе, которые могут быть использованы в практике работы других гимназий; созданы:
1) комплекс образовательных технологий по реализации полихудожественного подхода в гимназии;
2) интегрированные программы для отделений хореографии, изобразительного искусства, спортивно-эстетического;
3) методические рекомендации для учителей блока искусств по предметам «Ритмика», «Современный танец», «Живопись», «Композиция», «Компьютерная графика».
Тема исследования: Пробуждение и развитие образного мышления учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию.
Объект исследования: организация образования учащихся в гимназии на основе полихудожественного подхода, как развивающий, личностно-ориентированный, многокомпонентный процесс.
Предмет исследования: педагогические основы непрерывного профильного обучения на основе полихудожественного подхода в системе гимназического образования учащихся.
Цель: разработка педагогических основ непрерывного профильного обучения, содействие возрождению духовной культуры в процессе формирования творчески развитой личности; создание необходимых условий развития образного мышления учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию, формирование у учащихся потребности творческого отношения к обучению, закрепление у них способности к самообразованию и самовоспитанию.
Гипотеза исследования: Образовательный процесс, организованный на основе полихудожественного подхода, будет эффективным, если в гимназии будут созданы следующие педагогические условия:
- эстетическая среда, направленная на создание разнообразных форм подачи информации, интеграцию общеобразовательного блока, блока искусства и блока дополнительного образования, концертную и выставочную деятельность;
- соблюдение на всех уровнях образовательной системы гимназии ведущих принципов полихудожественного подхода («гуманитарный синтез», «духовное возвышение», «живое искусство», «участие самих детей в творческом процессе»);
- реализация учебных программ, созданных на основе взаимодействия различных видов искусств для разных возрастных уровней (физическое, эстетическое и интеллектуальное освоение мира);
- создание специализированных классов-студий;
- информационное и методическое обеспечение профессионального развития учителей гимназии, включая консультативную помощь в самореализации через создание авторских программ и методических разработок.
Задачи:
- Изучение и прогнозирование тенденций и характера развития гимназии с учетом динамики развития социально-экономической ситуации.
- Разработка и апробирование новой модели содержания и организации учебно-воспитательного процесса, в основе которого лежит гуманизация и гуманитаризация образования.
- Разработка и внедрение программ развития образного мышления учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию;
- Формирование готовности ученика к успешной карьере взрослого человека.
Концептуальные основания деятельности: концептуальной основой инновационных разработок стал проект новой гуманитарной школы, предложенный Г.А.Письмаком в 1991 году. Новизна предложенной программы была в ориентации на всестороннее развитие личности. Подразумевалось, что высокообразованный художник должен любить и знать не только изобразительное искусство, но и поэзию, музыку, театр. Таким образом, объектом изучения становится не ремесленная сторона искусства, а все богатство и многогранность его связей с жизнью человека, что расширяет диапазон ощущения окружающего мира.
Методы исследования: анализ теоретических источников и проблем в области педагогики, психологии, философии образования, системное изучение образовательного и воспитательного аспектов полихудожественного подхода в условиях гимназии; социологические методы (анкетирование, интервьюирование, письменные опросы, аналитическая диагностика); независимая экспертиза; моделирование; изучение и систематизация педагогической и управленческой документации; обобщение передового опыта деятельности гимназии.
Основное содержание деятельности по проекту: создание организационных и содержательных условий для свободной реализации разнотипных педагогических инициатив, а, значит, для свободной самореализации каждого педагога. Были созданы условия для того, чтобы каждый педагог мог заявить и реализовать собственную педагогическую философию, собственное понимание сущности и ценностей образовательного процесса в любых формах деятельности (урочно-предметные проекты, средовые проекты, социумные проекты). Создаются условия, когда коллективу не навязывается некая общая ценностная парадигма, но дается возможность для самостоятельной, авторской деятельности каждого педагога в границах выбранных им (но при- том гуманистически ориентированных) парадигм, идей и педагогических принципов. Иными словами, на протяжении последних 5 лет гимназия развивается в режиме максимальной педагогической открытости, предоставляя педагогам возможность свободной профессиональной самореализации, без жесткого идеологического контекста. При этом происходит выраженный процесс индивидуализации педагогической деятельности каждого педагога: разрабатываются собственные педагогические маршруты, осваиваются различные педагогические технологии в соответствии с личными предпочтениями и пристрастиями
Направления инновационной деятельности. Гимназия № 8 «Лицей им. С.П.Дягилева» является инновационной площадкой в рамках комплексно-целевой программы НИР «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций»; членом сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
Направления инновационной деятельности включают локальные и долгосрочные, детские, взрослые и коллективные проекты. Каждый из них развивает общую тематику деятельности гимназии, воплощая на практике теоретические модели. В то же время проектный режим работы имеет несомненное образовательное значение для педагогов, учащихся и родителей. Для первых это перманентное повышение квалификации, для вторых – реальная социальная практика, для третьих – повод изменить отношение к целям и ценностям школьного образования:
- проект «Здравствуй, музей!». Партнеры: Российский Центр музейной педагогики и детского творчества (г.Санкт-Петербург), Екатеринбургский Музей изобразительных искусств, Екатеринбургская Галерея современного искусства. Результаты реализации проекта: выставки работ учащихся изобразительного отделения «Здравствуй музей! 10 лет месте!» (ЕМИИ, 2006г.), «Это всё мы!» (ЕМИИ, 2009г.); выставка учащихся и педагогов изобразительного отделения «Учитель и ученики» (ЕГСИ, 2010г.); совместный выставочный проект Екатеринбургского Музея изобразительных искусств и Лицея, посвященный 225-летию Екатеринбургской Городской Думы (2012г.); издание совместных каталогов; целевые экскурсии, семинары, мастер-классы.
- проект «Эскизы». В рамках проекта проводятся зарубежные пленэрные практики учащихся и педагогов гимназии, участие в международных фестивалях и конкурсах. Партнеры: Свердловский областной Дом мира и дружбы, Библиотека Главы города Екатеринбурга, Центр культуры «Урал», Галерея Гвидо Виниери (Италия). Результаты: выставки учащихся гимназии «Парижские эскизы» (Екатеринбург, 2006 г.), «Уральская фиеста» (Гроттаммаре, Италия, 2007г.), «Сны о Венеции» (Екатеринбург, 2011г.); участие в международных фестивалях «Французская весна в Екатеринбурге» (2006 г.), «Дни Генуи в Екатеринбурге» (2007г.), «100-летие Дягилевских сезонов» (УралГАХА, 2009г.), «Италия от 7 до15» (Библиотека Главы города, 2012 г.).
- проект «Нежный возраст». Погружение и адаптация в мире искусства учащихся первых классов художественно-эстетического цикла. Создание условий для максимального раскрытия способностей ребенка на первом этапе обучения. Привлечение в качестве социального партнерства родителей и ведущих представителей творческой интеллигенции города и области. Результаты: ежегодные мероприятия «Посвящение в лицеисты» на всех трех параллелях; концерты, выставки. Проект получил диплом II степени в номинации «Творческие проекты» на областном смотре-конкурсе выставочной деятельности «Вернисаж» (г.Ирбит, 2009 г.).
- проект: Творческий марафон «Дягилевские столетия». Долгосрочный проект, посвященный 100-летию активной творческой деятельности Сергея Павловича Дягилева в первой половине XX века. Результаты: творческий вечер «Приношение Дягилеву» в Екатеринбургском Доме актера (2007г.); ежегодные отчетные концерты хореографического отделения в Екатеринбургском Театре оперы и балета, посвященные тем или иным датам деятельности С.П.Дягилева; издание книги «Окна в мир искусства» (Екатеринбург, 2010г.); непрерывный цикл из 5-ти художественных выставок, посвященный 140-летию С.П.Дягилева (ЦК «Урал», 2011-2012 г.г.); издание цикла книг «Дягилевка в лицах» (2012-2014 г.г.).
Таким образом, создаются условия для того, чтобы каждый педагог мог осуществить эффективное педагогическое самоопределение по отношению к широкому спектру идей современной педагогики и выработать собственную педагогическую траекторию.
Планируемый результат изменений: В ходе реализации инновационной программы основными показателями положительных результатов по развитию образного мышления учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию будут являться:
- готовность учащихся к дальнейшему самовоспитанию, самообразованию, профессиональному самоопределению;
- сформированность умения самостоятельно осуществлять учебную, исследовательскую, творческую деятельность;
- сформированность системного и целостного восприятия искусства в контексте исторических событий;
- умение выявлять всеобщие закономерности в искусстве, в художественном творчестве;
- умение анализировать различные произведения искусства, оценивать их художественные достоинства;
- удовлетворенность учащихся учебно-воспитательным процессом;
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся;
- компетентность в выбранном профиле обучения;
- освоение эстетического способа познания мира;
- высокая духовно-нравственная и художественная культура учащихся;
- высокий уровень интеллектуального развития, развитие способностей к обобщению и анализу;
- гибкость мышления, умение переносить знания с одного предмета на другой;
- развитое образное, ассоциативное мышление;
- высокая успеваемость учащихся по предметам данного профиля;
- сформированность системы личных культурных, нравственных, духовных ценностей;
- умение вести дискуссию, аргументировать свое мнение;
- определение собственной позиции к будущему самоопределению;
- создание архива личных достижений – «портфолио».
Научная новизна исследования: обосновывается сущность развития содержания гимназического образования в условиях реализации полихудожественного подхода
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
2008 |
|
2009 |
Научно-методический сборник «Развитие детской одарённости гимназическом образовании». РНПК, посвящен-ной 100-летию Дягилевских сезонов и 50-летию МОУ гимназии № 8 «Лицей им.С.П.Дягилева» (Екатеринбург, МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2009) |
2010 |
Книга «Окна в мир искусств», Екатеринбург, 2010. – 180 с. |
2011 |
Сборник «Инновационные процессы в образовании» (Отдел образования Администрации Октябрьского района г.Екатеринбурга): 1.Зудова О.В. «Формы обобщения материала на уроках». 2.Кульщикова Н.Н. «Стилистическое многообразие жанра рассказа 20-х годов». 3-4.Негирева Н.А. «Формирование оценочной деятельности у первоклассников» и «Формирование оценочной деятельности у младших школьников». 5.Панова В.Д. «Вхождение» в эпоху на уроке МХК». 6.Петракович Е.В. «Есть несколько вопросов, ответы на которые я пытаюсь найти». 7.Поль В.Н. «Модель методической работы ОУ по переходу на ФГОС». |
2012 |
Сборник «Инновационные процессы в образовании» (Отдел образования Администрации Октябрьского района г.Екатеринбурга): качеством образования»: 1.Поль В.Н. «Электронный журнал» как средство управления качеством образования». 2.Банных Е.Н., Кульщикова Н.Н., Даурцева Е.А., Наумова С.Ф. «Нетрадиционные формы педагогического воздействия как средство побуждения учащихся к чтению». 3. Банных Е.Н., Федорова Н.Н. «Проектная деятельность как форма организации работы с учащимися». 4.Соболева В.К. «Словарная работа на уроках для выработки навыков осознанного чтения». 5.Тараненко Л.В. «Толерантность на уроках истории и обществознания». 6.Юрьева Г.В. «Особенности подросткового возраста и урок литературы». |
2013 |
1.Юрьева Г.В. «Культурный шок, или кризис русской речи». 2.Негирева Н.А. «Проектная деятельность в начальной школе». 3.Кульщикова Н.Н. «Слово о Маяковском». 4.Елисеева К.В. «Развитие социокультурной компетенции на уроках английского языка». 5.Корепанова О.Н. «Использование педагогических технологий в начальной школе при проведении урока по ФГОС». |
Количество защищённых диссертационных исследований - 1
|
Магистерские работы |
Кандидатские работы |
2008 |
|
Г.А.Письмак «Педагогические условия реализации полихудожественного подхода в гимназическом образовании учащихся» (Диплом серия ДКН № 074906). |
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
2010 |
|
Национальная премия в области образования «Элита российского образования» (2 диплома I степени). |
2013 |
Конкурс общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Программа развития «Художественно-эстетическое образование и воспитание учащихся с использованием новых информационных технологий» (победа, получен грант).
|
Открытая олимпиада юных интеллектуалов «Наше наследие». I место. Президентский грант. |
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ – 129 человек
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.):
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2009 |
|
Региональная научно-практическая конференция «Развитие детской одаренности в гимназическом образовании». |
2010 |
Семинар «Практические занятия на уроках живописи по теме «Натюрморт». |
Областной семинар по хореографии «День открытых дверей хореографического отделения». |
2011 |
|
Областной семинар по хореографии «День открытых дверей хореографического отделения». |
2012 |
Семинар «Проблема качества образования в школе: как ее решать». |
Областной семинар по хореографии «День открытых дверей хореографического отделения». |
2013 |
|
Областной семинар по хореографии «День открытых дверей хореографического отделения». Творческий отчет педагога хореографического отделения Окатовой М.П. |
8. Социальная результативность:
Инновационный опыт МАОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте: www.dla.sv66.ru
Сборник «Развитие детской одаренности в гимназическом образовании». Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 100-летию Дягилевских сезонов, 75-летию Октябрьского района г.Екатеринбурга и 50-летию Гимназии № 8 «Лицей им.С.П.Дягилева», Екатеринбург, МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом учителя», 2009. – 104 стр.
Сеть социального партнерства:
Международные партнеры: Всемирная федерация ассоциаций и клубов ЮНЕСКО (Франция), Британский Совет, Французский Альянс, Генеральное консульство Чешской республики в Екатеринбурге, художественная галерея Гвидо Виниери (Италия), «Дискавери –музей» США, галереи «Шебуа» и «Кассандра» в Норвегии;
Партнеры в России: Государственный Русский музей, Российский центр музейной педагогики и детского творчества (г. С-Петербург), Государственная Третьяковская галерея, Академия балета им.Вагановой (г.Санкт-Петербург), Пермский государственный хореографический колледж, Детская школа искусств №1 им. С.П. Дягилева (г.Нефтеюганск), Детская школа искусств №1 (г.Сочи), Журнал «Лицейское и гимназическое образование» (г. Москва);
Партнеры в г. Екатеринбурге: УрО РАО, РГППУ, УралГАХА, Екатеринбургский Театр оперы и балета, Музей изобразительных искусств, Библиотека Главы Города, Свердловский областной Дом мира и дружбы, Екатеринбургский Дом актера, Благотворительный фонд «Дети России», Спортивный клуб каратэ – кеокусинкай «Идущие к солнцу», Екатеринбургский Дом художника, Екатеринбургская галерея современного искусства, Художественная галерея «ПоЛе».