МАОУ гимназия №8 «Лицей им. С.П. Дягилева»

 

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства образования и науки РФ

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 8 «Лицей им. С.П. Дягилева»

Адрес с индексом: 620026, г.Екатеринбург, ул.Луначарского, 173

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  2007 -  2016  гг.

 

1. Директор МАОУ -  Письмак Георгий Александрович

2. тел./факс МАОУ – (343) 254-34-36

3. сайт: www.dla.sv66.ru          E mail: dla@sv66.ru   

ФИО (полностью) куратора проекта от МАОУ: Кухаренко Сергей Николаевич

Контактные телефоны куратора проекта , e-mail: (343) 254-27-25; kukharenko@list.ru   Научные  консультанты: доктор педагогических наук,  профессор Савенкова Л.Г. (г. Москва)

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ,  регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.

5. Тема инновационного педагогического опыта: - «Пробуждение и развитие образного мышления учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию»

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ. 

6.1. Качественные характеристики

Актуальность исследования. Преобразование современного общества невозможно без его духовного обновления, в котором возрастает значимость фактора гуманистической направленности к формированию личности. Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса и единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Следовательно, гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель – ученик», установления связей сотрудничества. Поиск новых подходов к преподаванию, различных форм проведения занятий, построение наиболее эффективных структур уроков в современной теории и методике приводят к системе выбора таких видов деятельности, которые учат школьников реализовывать собственный творческий потенциал по отношению к учебному курсу. Одним из эффективных направлений современной педагогики, позволяющим решать эти сложные педагогические задачи, является полихудожественный подход к организации образовательного процесса. Учеными доказано, что полихудожественный подход к обучению представляет собой сложный в своей структуре педагогический процесс, «в центре которого находится не предмет изучения…а сам ребенок, так как его природа полихудожественна» (Е. П. Кабкова). Полихудожественный подход имеет глубокие философские, дидактические корни и развитые исторические традиции.  Так, выделенные учеными во главе с Б. П. Юсовым основные принципы полихудожественного подхода в педагогике во многом близки теоретическим  положениям русских философов конца  XIX – начала ХХ века:   гуманитарный синтез, духовное возвышение. Причем этот принцип неразрывно связан с определяющей ролью воображения, которое Б.П. Юсов признает исходной посылкой полихудожественного подхода и «главным процессом в художественной деятельности»: «живое искусство». Опора на этот принцип обеспечивает погружение ребенка в пространство художественного творчества, участие самих детей в творческом процессе. Все это способствует превращению школы в пространство, в котором  происходит «…раскрытие всех способностей человека, необходимых для творческой … деятельности, воплощающей ценности добра, красоты, истины, богатства жизни… (Лосский Н. «Ценность и бытие». М.: Аст, 2000. - с.493). Важность и значимость художественно-эстетического развития школьника особенно актуальна в наше время, когда нигилизм, товарно-рыночная психология, псевдокультурная продукция отодвинули истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы, зомбируют умы школьников низкопробными, развращающими, низменными потребностями, когда ценность заменяется ценой, а грубая сила, изворотливость и ложь становятся "достоинствами", замешенными на меркантильных взаимоотношениях.

Противоречия. Объективная реальность современной жизни противоречива. С одной стороны - разрушительный воспитательный негатив, с другой - стремление к обновлению, очеловечиванию и одухотворению образовательного процесса. Современная система образования, построенная на технократическом подходе к обучению и воспитанию, явно тормозит развитие школьников и негативно отражается на художественно-эстетическом воспитании, не обеспечивая образовательный процесс гуманитарной направленностью, свободой выбора, целостностью познания мира.

С учетом указанных противоречий обозначена проблема исследования: каковы наиболее эффективные условия реализации  полихудожественного подхода в организации учебного процесса в гимназии.

Идея изменения: разработан вариант учебного плана гимназии как гуманитарного образовательного учреждения и направления педагогического мониторинга на рефлексивной основе, которые могут быть использованы в практике работы других гимназий; созданы:

1) комплекс образовательных технологий по реализации полихудожественного подхода в гимназии;

2) интегрированные программы для отделений хореографии, изобразительного искусства, спортивно-эстетического;

3) методические рекомендации для учителей блока искусств по предметам «Ритмика», «Современный танец», «Живопись», «Композиция», «Компьютерная графика».

Тема исследования: Пробуждение и развитие образного мышления учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию.

Объект исследования: организация образования учащихся в гимназии на основе полихудожественного подхода, как развивающий, личностно-ориентированный, многокомпонентный процесс.

Предмет исследования: педагогические основы непрерывного профильного обучения на основе полихудожественного подхода в системе гимназического образования учащихся.

Цель: разработка педагогических основ непрерывного профильного обучения, содействие возрождению духовной культуры в процессе формирования творчески развитой личности; создание необходимых условий развития образного мышления  учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию,  формирование у учащихся потребности творческого отношения к обучению, закрепление у них способности к самообразованию и самовоспитанию.

 

Гипотеза исследования: Образовательный процесс, организованный на основе полихудожественного подхода, будет эффективным, если в гимназии будут созданы следующие педагогические условия:

  • эстетическая среда, направленная на создание разнообразных форм подачи информации, интеграцию общеобразовательного блока, блока искусства и блока дополнительного образования, концертную и выставочную деятельность;
  • соблюдение на всех уровнях образовательной системы гимназии ведущих принципов полихудожественного подхода («гуманитарный синтез», «духовное возвышение», «живое искусство», «участие самих детей в творческом процессе»);
  • реализация учебных программ, созданных на основе взаимодействия различных видов искусств для разных возрастных уровней (физическое, эстетическое  и интеллектуальное освоение мира);
  • создание специализированных классов-студий;
  • информационное и методическое обеспечение профессионального развития учителей гимназии, включая консультативную помощь в самореализации через создание авторских программ и методических разработок.  

Задачи:

  1. Изучение и прогнозирование тенденций и характера развития гимназии с учетом динамики развития социально-экономической ситуации.
  2. Разработка и апробирование новой модели содержания и организации учебно-воспитательного процесса, в основе которого лежит гуманизация и гуманитаризация образования.
  3. Разработка и внедрение программ развития образного мышления  учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию;
  4. Формирование готовности  ученика к успешной карьере взрослого человека.

Концептуальные основания деятельности: концептуальной основой инновационных разработок  стал проект новой гуманитарной школы, предложенный Г.А.Письмаком в 1991 году.  Новизна предложенной программы была в ориентации на всестороннее развитие личности. Подразумевалось, что высокообразованный художник должен любить и знать не только изобразительное искусство, но и поэзию, музыку, театр.  Таким образом, объектом изучения становится не ремесленная сторона искусства, а все богатство и многогранность его связей с жизнью человека, что расширяет диапазон ощущения окружающего мира.

Методы исследования: анализ теоретических источников и проблем в области педагогики, психологии, философии образования, системное изучение образовательного и воспитательного аспектов полихудожественного подхода в условиях гимназии; социологические методы (анкетирование, интервьюирование, письменные опросы, аналитическая диагностика); независимая экспертиза; моделирование; изучение и систематизация педагогической и управленческой документации; обобщение передового опыта деятельности гимназии.

Основное содержание деятельности  по проекту: создание организационных и содержательных условий для свободной реализации разнотипных педагогических инициатив, а, значит, для свободной самореализации каждого педагога. Были созданы условия для того, чтобы каждый педагог мог заявить и реализовать собственную педагогическую философию, собственное понимание сущности и ценностей образовательного  процесса в любых формах деятельности (урочно-предметные проекты, средовые проекты, социумные проекты). Создаются  условия, когда коллективу не навязывается некая общая ценностная парадигма, но дается возможность для самостоятельной, авторской деятельности  каждого педагога в границах выбранных им (но при- том гуманистически ориентированных) парадигм, идей и педагогических принципов. Иными словами,  на протяжении  последних 5 лет гимназия развивается  в режиме максимальной педагогической открытости, предоставляя педагогам возможность свободной профессиональной самореализации, без жесткого идеологического контекста.  При этом происходит выраженный процесс  индивидуализации педагогической деятельности каждого педагога: разрабатываются собственные педагогические маршруты, осваиваются различные педагогические технологии в соответствии с личными предпочтениями и пристрастиями

Направления инновационной деятельности. Гимназия № 8 «Лицей им. С.П.Дягилева» является инновационной площадкой в рамках комплексно-целевой программы НИР «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций»;  членом сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ.

Направления инновационной деятельности включают локальные и долгосрочные, детские, взрослые и коллективные проекты. Каждый из них развивает общую тематику деятельности гимназии, воплощая на практике теоретические модели. В то же время проектный режим работы имеет несомненное образовательное значение для педагогов, учащихся и родителей. Для первых это перманентное повышение квалификации, для вторых – реальная социальная практика,  для третьих – повод изменить отношение к целям и ценностям школьного образования:

 - проект «Здравствуй, музей!». Партнеры: Российский Центр музейной педагогики и детского творчества (г.Санкт-Петербург), Екатеринбургский Музей изобразительных искусств, Екатеринбургская Галерея современного искусства. Результаты реализации проекта: выставки работ учащихся изобразительного отделения «Здравствуй музей! 10 лет месте!» (ЕМИИ, 2006г.), «Это всё мы!» (ЕМИИ, 2009г.); выставка учащихся и педагогов изобразительного отделения «Учитель и ученики» (ЕГСИ, 2010г.); совместный выставочный проект Екатеринбургского Музея изобразительных искусств и Лицея, посвященный 225-летию Екатеринбургской Городской Думы (2012г.); издание совместных каталогов; целевые экскурсии, семинары, мастер-классы.

- проект «Эскизы». В рамках проекта проводятся зарубежные пленэрные практики учащихся и педагогов гимназии, участие в международных фестивалях и конкурсах. Партнеры: Свердловский областной Дом мира и дружбы, Библиотека Главы города Екатеринбурга, Центр культуры «Урал», Галерея Гвидо Виниери (Италия). Результаты: выставки учащихся гимназии «Парижские эскизы» (Екатеринбург, 2006 г.), «Уральская фиеста» (Гроттаммаре, Италия, 2007г.), «Сны о Венеции» (Екатеринбург, 2011г.); участие в международных фестивалях «Французская весна в Екатеринбурге» (2006 г.), «Дни Генуи в Екатеринбурге» (2007г.), «100-летие Дягилевских сезонов» (УралГАХА, 2009г.), «Италия от 7 до15» (Библиотека Главы города, 2012 г.).

- проект «Нежный возраст». Погружение и адаптация в мире искусства учащихся первых классов художественно-эстетического цикла. Создание условий для максимального раскрытия способностей ребенка на первом этапе обучения. Привлечение в качестве социального партнерства родителей и  ведущих представителей творческой интеллигенции города и области. Результаты: ежегодные мероприятия «Посвящение в лицеисты» на всех трех параллелях; концерты, выставки. Проект получил диплом II степени в номинации «Творческие проекты» на областном смотре-конкурсе выставочной деятельности «Вернисаж» (г.Ирбит, 2009 г.).

- проект: Творческий марафон «Дягилевские столетия». Долгосрочный проект, посвященный 100-летию активной творческой деятельности Сергея Павловича Дягилева в  первой половине XX века. Результаты: творческий вечер «Приношение Дягилеву» в Екатеринбургском Доме актера (2007г.); ежегодные отчетные концерты хореографического отделения в Екатеринбургском Театре оперы и балета, посвященные тем или иным датам деятельности С.П.Дягилева; издание книги «Окна в мир искусства» (Екатеринбург, 2010г.); непрерывный цикл из 5-ти художественных выставок, посвященный 140-летию С.П.Дягилева (ЦК «Урал», 2011-2012 г.г.); издание цикла книг «Дягилевка в лицах» (2012-2014 г.г.).

Таким образом, создаются  условия для того, чтобы каждый педагог мог осуществить эффективное педагогическое самоопределение по отношению к широкому спектру идей современной педагогики и выработать собственную педагогическую траекторию.

Планируемый результат изменений: В ходе реализации инновационной  программы основными показателями положительных  результатов по развитию образного мышления учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию будут являться:

  •  готовность учащихся к дальнейшему самовоспитанию, самообразованию, профессиональному самоопределению;
  • сформированность умения самостоятельно осуществлять учебную, исследовательскую, творческую деятельность;
  •    сформированность системного и целостного восприятия искусства в контексте исторических событий;
  •    умение выявлять всеобщие закономерности в искусстве, в художественном творчестве;
  •    умение анализировать различные произведения искусства, оценивать их художественные достоинства;
  • удовлетворенность учащихся учебно-воспитательным процессом;
  • развитие познавательных и творческих способностей учащихся;
  • компетентность в выбранном профиле обучения;
  • освоение эстетического способа познания мира;
  • высокая духовно-нравственная и художественная культура учащихся;
  • высокий уровень интеллектуального развития, развитие способностей к обобщению и анализу;
  • гибкость мышления, умение переносить знания с одного предмета на другой;
  • развитое образное, ассоциативное мышление;
  • высокая успеваемость учащихся по предметам данного профиля;
  • сформированность системы личных культурных, нравственных, духовных ценностей;
  • умение вести дискуссию, аргументировать свое мнение;
  • определение собственной позиции к будущему самоопределению;
  • создание архива личных достижений – «портфолио».

Научная новизна исследования: обосновывается  сущность развития  содержания гимназического образования в условиях реализации полихудожественного подхода

 6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

2008

 

2009

Научно-методический сборник «Развитие детской одарённости гимназическом образовании». РНПК, посвящен-ной 100-летию Дягилевских сезонов и 50-летию МОУ гимназии № 8 «Лицей им.С.П.Дягилева» (Екатеринбург, МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2009)

2010

Книга «Окна в мир искусств», Екатеринбург, 2010. – 180 с.

2011

Сборник «Инновационные процессы в образовании» (Отдел образования Администрации Октябрьского района г.Екатеринбурга):

1.Зудова О.В. «Формы обобщения материала на уроках».

2.Кульщикова Н.Н. «Стилистическое многообразие жанра рассказа 20-х годов».

3-4.Негирева Н.А. «Формирование оценочной деятельности у первоклассников» и «Формирование оценочной деятельности у младших школьников».

5.Панова В.Д. «Вхождение» в эпоху на уроке МХК».

6.Петракович Е.В. «Есть несколько вопросов, ответы на которые я пытаюсь найти».

7.Поль В.Н. «Модель методической работы ОУ по переходу на ФГОС».

2012

Сборник «Инновационные процессы в образовании» (Отдел образования Администрации Октябрьского района г.Екатеринбурга): качеством образования»:

1.Поль В.Н. «Электронный журнал» как средство управления качеством

образования».

2.Банных Е.Н., Кульщикова Н.Н., Даурцева Е.А., Наумова С.Ф. «Нетрадиционные формы педагогического воздействия как средство побуждения учащихся к чтению».

3. Банных Е.Н., Федорова Н.Н. «Проектная деятельность как форма организации работы с учащимися».

4.Соболева В.К. «Словарная работа на уроках для выработки навыков осознанного чтения».

5.Тараненко Л.В. «Толерантность на уроках истории и обществознания».

6.Юрьева Г.В. «Особенности подросткового возраста и урок литературы».

  1.  

2013

1.Юрьева Г.В. «Культурный шок, или кризис русской речи».

2.Негирева Н.А. «Проектная деятельность в начальной школе».

3.Кульщикова Н.Н. «Слово о Маяковском».

4.Елисеева К.В. «Развитие социокультурной компетенции на уроках английского языка».

5.Корепанова О.Н. «Использование педагогических технологий в начальной школе при проведении урока по ФГОС».

    

Количество защищённых диссертационных исследований - 1

 

Магистерские работы

Кандидатские  работы

2008

 

Г.А.Письмак «Педагогические условия реализации полихудожественного подхода в гимназическом образовании учащихся» (Диплом серия ДКН

№ 074906).

 

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

2010

 

Национальная премия в области образования «Элита российского образования» (2 диплома I степени).

2013

Конкурс общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Программа развития «Художественно-эстетическое образование и воспитание учащихся с использованием новых информационных технологий» (победа, получен грант).

 

Открытая олимпиада юных интеллектуалов «Наше наследие». I место. Президентский грант.

 

7. Методическая результативность:

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ – 129 человек

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.):

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2009

 

Региональная научно-практическая конференция «Развитие детской одаренности в гимназическом образовании».

2010

Семинар «Практические занятия на уроках живописи по теме «Натюрморт».

Областной семинар по хореографии «День открытых дверей хореографического отделения».

2011

 

Областной семинар по хореографии «День открытых дверей хореографического отделения».

2012

Семинар «Проблема качества образования в школе: как ее решать».

Областной семинар по хореографии «День открытых дверей хореографического отделения».

2013

 

Областной семинар по хореографии «День открытых дверей хореографического отделения».

Творческий отчет педагога хореографического отделения Окатовой М.П.

 

8. Социальная результативность:

Инновационный опыт МАОУ доступен  широкой педагогической общественности на сайте: www.dla.sv66.ru

Сборник «Развитие детской одаренности в гимназическом образовании». Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 100-летию Дягилевских сезонов, 75-летию Октябрьского района г.Екатеринбурга и 50-летию Гимназии № 8 «Лицей им.С.П.Дягилева», Екатеринбург, МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом учителя», 2009. – 104 стр.

Сеть социального  партнерства:

Международные партнеры: Всемирная федерация ассоциаций и клубов ЮНЕСКО (Франция), Британский Совет, Французский Альянс,   Генеральное консульство Чешской республики в Екатеринбурге, художественная галерея Гвидо Виниери (Италия), «Дискавери –музей» США, галереи «Шебуа» и «Кассандра» в Норвегии;

Партнеры в России:  Государственный Русский музей, Российский центр музейной педагогики и детского творчества (г. С-Петербург), Государственная Третьяковская галерея, Академия балета им.Вагановой (г.Санкт-Петербург), Пермский государственный хореографический колледж, Детская школа искусств №1 им. С.П. Дягилева (г.Нефтеюганск), Детская школа искусств №1 (г.Сочи), Журнал «Лицейское и гимназическое образование» (г. Москва);

 Партнеры в г. Екатеринбурге: УрО РАО, РГППУ, УралГАХА, Екатеринбургский Театр оперы и балета, Музей изобразительных искусств, Библиотека Главы Города,  Свердловский областной Дом мира и дружбы, Екатеринбургский Дом актера, Благотворительный фонд «Дети России», Спортивный клуб каратэ – кеокусинкай «Идущие к солнцу», Екатеринбургский Дом художника, Екатеринбургская галерея современного искусства, Художественная галерея «ПоЛе».

 

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.