РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ СОШ №26
КАРТОЧКА УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
в 2010-2011 учебном году
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26 г. Екатеринбурга
1. Директор МБОУ Галоян Карен Ашотович.
2. Научный консультант: Бывшева Марина Валерьевна, канд. пед. наук, доцент каф. педагогики и психологии детства УрГПУ.
тел./факс ОУ: 261-90-16, тел. 261-88-08, E mail: mousoch26@r66.ru.
моб. тел.контактного лица: 89634461855 Шулика Александра Николаевна.
3. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.
4. Тема: «Социально-образовательное партнерство как ресурс управления развитием здоровьесберегающей среды ОУ».
Источник изменений:
6.1 Актуальность исследования. Решение проблем современного этапа развития демократического общества в России, что во многом зависит от эффективного взаимодействия социальных партнёров, располагающих различным опытом и потенциалом в той или иной сфере. Социальное партнерство, предполагающее взаимодействие субъектов образовательного процесса школы с различными индивидуальными и коллективными субъектами социокультурного пространства микрорайона «Птицефабрика», позволяет выявить неиспользованные ресурсы, объединить воспитательные возможности микросоциума в решении актуальных социально-педагогических проблем, транслировать накопленный опыт разработки приоритетных направлений развития образования в микрорайоне. Отсюда вытекает актуальность исследования, обусловленная потребностью в развитии опыта партнёрства с социальными институтами и представителями общества (НКО, бизнеса, государственных учреждений и ведомств).
Противоречия:
– между высокой социальной значимостью привлечения широкой общественности к воспитанию детей и подростков в направлении сохранения и укрепления здоровья и отсутствием эффективных методов и технологий совместной деятельности индивидуальных и коллективных субъектов образовательного пространства школы в рамках микрорайона;
– между важностью сочетания в воспитательной системе микрорайона факторов влияния со стороны различных типов и видов образовательных, спортивных и культурных учреждений, учреждений здравоохранения и недостаточным выявлением и использованием социально-педагогического потенциала местного сообщества;
– между необходимостью освоения педагогами – представителями различных общественных институтов, культуры взаимодействия, способствующей созданию условий для обогащения жизненного опыта подрастающего поколения и сохраняющимися стереотипами в воспитательной работе с населением.
Совокупность данных противоречий определила проблему исследования, заключающуюся в необходимости разработки опытно-экспериментальных оснований формирования социального партнерства как ресурса управления развитием здоровьесберегающей среды ОУ
Исходя из анализа исследованности, обозначенных противоречий и проблемы, сформулирована тема исследования: «Социально-образовательное партнерство как ресурс управления развитием здоровьесберегающей среды ОУ».
Отвечая требованиям социального и государственного заказа, МОУ СОШ № 26 обращается к проектированию воспитательного процесса через активизацию возможностей социально-педагогического партнерства в микрорайоне «Птицефабрика», который составляет ближайшее образовательное пространство для субъектов образовательного процесса школы.
Объект – воспитательный процесс обучающихся МОУ СОШ № 26.
Предметом проектирования является способ упорядочивания социокультурной среды микрорайона «Птицефабрика», которая служит основой для функционирования воспитательной системы школы.
Целью работы является оптимизация условий образовательной среды школы как социокультурного пространства со-действия и со-бытия индивидуальных и коллективных субъектов микрорайона «Птицефабрика» в направлении здоровьесбережения школьников.
Изучение и анализ научных публикаций, опыта социального взаимодействия позволили сформулировать гипотезу, исходящую из предположения о том, что процесс формирования социально-образовательного партнёрства в условиях МБОУ СОШ № 26 будет более эффективным, если:
- разработана и реализуется модель организации социально-партнерских взаимодействий социокультурных учреждений микрорайона МБОУ№ 26 на основе сочетания системного, деятельностного, культурологического подхода в образовании, теории социального партнерства, концепции социализации личности и социального воспитания
- процесс ориентирован на реализацию в условиях социального партнерства индивидуальных образовательных потребностей ребёнка в формировании ЗОЖ и выполнение социального заказа;
- базируется на стимулировании совместной внутренней и внешней активности членов социального партнёрства микрорайона;
- выявлены механизмы социально-образовательного партнёрства субъектов открытого образовательного пространства в интересах развития здоровьесберегающей среды школы;
- созданы условия для формирования компетентности педагогического коллектива образовательного учреждения в организации социального партнерства.
Обозначенная гипотеза и цель исследования позволили сформулировать следующие задачи:
1) построение модели социального партнерства через расширение спектра и количества соглашений с ними, обеспечивающего образовательное единое пространство микрорайона, через активизацию всех субъектов образовательного процесса школы, социокультурных учреждений и организаций микрорайона «Птицефабрика»;
2) повышение качества воспитательного процесса на основе применения программ дополнительного образования и новых педагогических технологий в соответствии с возрастными и индивидуально-личностными особенностями учащихся и социально-педагогическими возможностями образовательного пространства школы;
3) формирование школьной среды, обеспечивающей эффективность воспитательных воздействий через применение технологий здоровьесбережения, обновление системы методической работы, повышение мотивации к совместной деятельности педагогов, школьников и их родителей, внедрение новых форм воспитания.
Методологическую основу исследования составляют идеи в области психологии субъекта (А. В. Брушлинский, Е. А. Сергиенко); идеи гуманизации как основа современного образовательного процесса в России (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.С. Сухомлинский, И.С. Якиманская и др.), фундаментальные психолого-педагогические труды по вопросам развития личности и современные подходы к проблеме социализации индивида (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), теоретико-практические разработки по проблеме помогающей педагогики и психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе (Е.А. Александрова, М.Р. Битянова, О.С. Газман, И.А. Липский, Н.Б. Крылова и др.); теория и практика педагогических взаимодействий и социального партнерства (И.А., Зимняя, Я.Л. Коломинский, Е.В. Коротаева, И.А. Реморенко, В.Д. Семенов, С.Т. Шацкий и др.). положения теории социального партнёрства в условиях постиндустриального общества (В. Л. Иноземцев, М. И. Либоракина, В. Н. Якимец, Дж. Хоманс, П. Блау, П. Бурдье, Р. У. Эмерсoн и др.) и концепции активизации потенциала человека в решении проблем (Л. С. Алексеева, С. И. Григорьев).
В основу проекта положены принципы культурологического, системно-деятельностного и функционального подходов.
Условия обеспечения:
1. Создание Координационного совета ОУ микрорайона «Птицефабрика» на условиях общественного договора;
2. Привлечение родителей к управлению процессами развития ОУ микрорайона;
3. Внедрение современных здоровьесберегающих и личностно ориентированных технологий в образовательный процесс;
4. Обновление содержания предметного образования, содержания и технологий ведения воспитательной работы,
5. Расширение информационного пространства через издание стенгазеты в школе, печатной газеты «Школьная планета» свободно распространяемой в микрорайоне и городе, создание и функционирование сайта школы, деловые и личные контакты директора школы, его заместителей, педагогов школы на уровне района, города, области.
6. Проявление позитивного отношения ОУ, в лице руководства, к высоким результатам труда педагогов через моральное и материальное поощрение.
7. Популяризация результатов взаимодействия партнерства, получивших признание на уровне района, города, региона, РФ.
8. Реализация практики информационной открытости по отношению к обществу и своим партнерам;
9. Обеспечение полноты, достоверности, доступности и своевременности информации о проекте МБОУ-СОШ № 26 всем группам потребителей; отражение результатов работы по проекту в общешкольных СМИ и на Интернет-сайте школы.
В рамках социального партнерства разработаны проекты:
- Социально-педагогическое партнерство как условие формирования здоровьесбергающей среды ОУ;
- Развитие патриотических и духовно-нравственных традиций в условиях социально-педагогического партнерства микрорайона «Птицефабрика»;
- Взаимодействие образовательных учреждений микрорайона «Птицефабрика» с семьями детей и подростков на условиях общественного договора;
- Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами народной культуры.
Новые условия образовательной деятельности:
Реализуется модель организации социально-партнерских взаимодействий социокультурных учреждений микрорайона МБОУ№ 26 на основе сочетания системного, деятельностного, ккультурологического подхода в образовании, теории социального партнерства, концепции социализации личности и социального воспитания. Данная модель может быть развита до уровня построения социально-педагогического комплекса в рамках микрорайона с широкими социально-партнерскими связями в рамках муниципального образования г. Екатеринбург.
Школа ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг ученикам, но и развитие сообщества, привлечение родителей и жителей к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед сообществом. Это школа, которая стремится стать не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным ресурсным центром микрорайона, поселка, села. В реализацию программ включаются заинтересованные организации, люди, но за школой остается лидирующая роль.
Реальные педагогические взаимодействия социальных партнеров школы (Таблица 1) дают детям и подросткам не только необходимый уровень академического образования, но и навыки гражданской активности и самореализации, воспитывают чувство ответственности через объединение учащихся, родителей, педагогов, представителей власти, бизнеса и других членов сообщества для достижения общей цели – лучшего будущего для каждого из нас.
Функционирование постоянно действующего Координационного совета ОУ микрорайона организует, интегрирует деятельность всех участников, реализующих образовательный проект, который внедряется согласованно и преемственно.
Таблица 1
Социальные партнеры МБОУ-СОШ № 26 по созданию условий для оптимизации педагогического процесса
МУ детская поликлиника № 13 |
Птицефабрика «Свердловская» |
Спортивный комплекс птицефабрики «Свердловская» |
|||
МБОУ ДОД «Дом детского творчества» |
МБОУ-СОШ № 26 |
МБОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа № 12 |
|||
Общешкольный родительский комитет |
Педагогический совет |
Совет школы |
Совет по профилактике |
||
Культурно-досуговый центр «На Варшавской» |
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 177 |
МБОУ ДОД детско-юношеский центр Спортивно-технический клуб «Радуга» |
|||
Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс МБОУ-СОШ № 26 происходит поэтапно, при этом системообразующей является технология управления образовательным процессом на условиях социально-педагогического партнерства (Таблица 2).
Таблица 2
Показатели внедрения инновационных педагогических технологий (в % к общему числу педагогов школы)
Образовательная технология |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2010 год |
Технология решения исследовательских задач |
5 |
20 |
25 |
50 |
Проектные технологии |
5 |
10 |
15 |
15 |
Деловые, ролевые учебные игры |
50 |
50 |
80 |
80 |
Обучение в сотрудничестве |
30 |
40 |
60 |
70 |
Информационно-коммуникативные технологии |
– |
10 |
20 |
40 |
Здоровьесберегающие технологии |
90 |
100 |
100 |
100 |
«Портфолио» учащегося |
10 |
30 |
30 |
30 |
Планируемый результат изменений:
• Формирование устойчивых связей с социальными партнерами на уровне микрорайона, города, региона, АПК и ПРО (г.Москва), Уро РАО, РГППУ, УрГПУ, ГОУ социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Отрада» Октябрьского района г. Екатеринбурга», МДОУ детский сад комбинированного вида «Центр Радуга», ИМЦ Октябрьского района г. Екатеринбурга, МУ «Детская городская поликлиника № 13», ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», МБОУ ДОД СТК «Радуга», МБОУ ДЮСШ № 12, МБОУ ДОУ № 177, МОУ ДОД «Дом детского творчества».
• Повышение имиджа МБОУ–СОШ № 26 через участие и проведение научно-практических, методических и информационных мероприятий в рамках профессионального сообщества, для родительской общественности.
• Содействие эффективной аккредитации МБОУ–СОШ № 26 через оптимизацию образовательной среды школы с привлечением ресурсов социальных партнеров.
• Повышение конкурентоспособности выпускников и МБОУ–СОШ № 26 в целом на рынке образовательных услуг г. Екатеринбурга посредством внедрения технологий сохранения, укрепления психофизического здоровья участников образовательного процесса.
• Создание в микрорайоне единой здоровье сберегающей среды через реализацию социального партнерства позволяет получить следующие конкретные долгосрочные результаты:
- созданию единой системы в микрорайоне по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков;
- обеспечению внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- введению единой системы психолого-медико-педагогического мониторинга как составляющей процесса сопровождения детей и подростков в образовательном пространстве микрорайона;
- устранению негативных факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье воспитанников, обучающихся;
- снижению количества заболеваний, повышению физической подготовленности и улучшению успеваемости обучающихся;
- спортивным достижениям за счет эффективного отбора способных детей и подростков и занятий с ними в профильных спортивных секциях.
Сеть социального партнерства АПК и ПРО (г.Москва), Уро РАО,РГППУ, УрГПУ, ГОУ социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Отрада» Октябрьского района г. Екатеринбурга», МДОУ детский сад комбинированного вида «Центр Радуга», ИМЦ Октябрьского района г. Екатеринбурга, МУ «Детская городская поликлиника № 13», ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», МБОУ ДОД СТК «Радуга», МБОУ ДЮСШ № 12, МБОУ ДОУ № 177, МОУ ДОД «Дом детского творчества»
Критерий результативности реализации проекта выражается показателями научной, методической и социальной результативности инновационной деятельности ОУ:
1. Научная результативность определяется:
1.1. Качественными характеристиками исследований в области инновационного образования (новые формы знания и технологий работы с ним), разработанных в инновационно-активных образовательных учреждениях:
- Актуальность состоит в Новизна заключается в использовании ИДЕИ проекта в условиях МБОУ–СОШ № 26: Взаимодействия коллективных и индивидуальных субъектов образовательного пространства школы, через партнерские отношения являются эффективным условием формирования педагогически целесообразной социальной среды. Это в свою очередь благоприятно сказывается на психофизическом здоровье школьников, способствует повышению их физической подготовленности, позволяет добиваться высоких результатов в спорте.
- эффективность предложений подкрепляется теоретическими подходами, в частности:
– готовность к внедрению
Установление партнерских отношений субъектов микрорайона «Птицефабрика», согласование их действий реализуется через работу Координационного совета, создаваемого по инициативе МБОУ-СОШ № 26.
Социальное партнерство в реальных условиях образовательного пространства школы реализуется через ряд минипроектов, участниками и адресатами которых выступают обучающиеся, их родители и педагоги школы, а также все субъекты микросоциума, включенные в воспитательный процесс подрастающего поколения (медицинские работники, педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели и др.).
Актуальными формами реализации содержания социально-педагогического партнерства в конкретных условиях микрорайона школы являются: социальные акции (минипроект «Со-дружество»), творческий фестиваль обучающихся и педагогов (минипроект «Со-звездие»), общественный клуб (минипроект «Со-участие»), а также учебно-исследовательские проекты обучающихся и профессиональные проекты педагогов («Со-здание»).
Интеграция усилий индивидуальных и коллективных субъектов социального пространства и преемственность в их деятельности составляет основу для повышения качества воспитательного процесса школы.
1.2. Количественными показателями научной деятельности инновационно-активных ОУ:
Таблица 3
Объём и уровень публикаций педагогов школы
|
Тезисы НПК районного, городского и регионального уровня |
Тезисы НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных и центральных журналах |
2008 |
– |
– |
2 |
2009 |
1 |
– |
2 |
2010 |
3 |
5 |
1 |
2011 |
– |
3 |
1 |
2012 |
3 |
5 |
1 |
Таблица 4
Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований педагогов школы
|
Магистерские работы |
Кандидатские работы |
2009 |
– |
1 |
2010 |
– |
– |
2011 |
– |
– |
2012 |
2 |
– |
Таблица 5
Участие ОУ в грантах и конкурсах
|
Грант |
Конкурсы |
2010 |
|
Проект Бывшевой М.В., Галояна К.А., Шулика А.Н. «Социально-педагогическое партнерство как условие формирования здоровьесбергающей среды ОУ» стал
|
Шулика А.Н. с проектом «Социально-педагогическое партнерство как условие формирования здоровьесбергающей среды ОУ» удостоена специального приза конкурса «Элита Российского образования – 2010» |
||
Проект Юговой А.В. «Духовно-нравственное воспитание средствами народной культуры» стал победителем в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» регионального конкурса «За нравственный долг учителя» Екатеринбургского отдела Епархии |
||
Проект Бывшевой М.В., Галояна К.А., Шулика А.Н. «Развитие патриотических и духовно-нравственных традиций в условиях социально-педагогического партнерства микрорайона «Птицефабрика» получил грант в размере 10000 руб. на обучение педагогов ОУ |
Проект Бывшевой М.В., Галояна К.А., Шулика А.Н. «Развитие патриотических и духовно-нравственных традиций в условиях социально-педагогического партнерства микрорайона «Птицефабрика» стал призером городского конкурса |
|
2011 |
|
Серебряная медаль всероссийского заочного конкурса «Патриот России» с проектом «Развитие патриотических и духовно-нравственных традиций микрорайона «Птицефабрика» в условиях социально-педагогического партнерства» |
Проект «Социально-педагогическое партнерство как условие формирования здоровьесберегающей среды образовательного пространства школы» победитель заочного этапа Ярмарки педагогических инноваций – 2011 г. Отрадный |
||
Третье место в областном конкурсе программно-методических материалов «Сотрудничество учреждений дополнительного образования детей с семьей» – 2011 г. |
||
Исследовательский проект Кунделя М. под руководством учителя начальных классов Шулика А.Н. стал победителем Всероссийского заочного конкурса «Первые шаги в науке» |
||
2012 |
Программно-методические материалы «Сотрудничество ОУ с семьей в условиях социально-педагогического партнерства микрорайона «Птицефабрика» победитель Всероссийского конкурса «Панорама учебного сотрудничества» (г. Москва») |
Исследовательский проект Базылевой Н. под руководством учителя начальных классов Шулика А.Н. стал победителем Заочный тур Всероссийского конкурса «Первые шаги в науке» (г. Москва) |
Шулика А.Н. победитель Всероссийского конкурса «Панорама учебного сотрудничества» (г. Москва»), награждена грамотой второй степени за методическую разработку «Милый сердцу уголок: родителям о патриотическом воспитании детей» |
Работы Мицник Н. отмечены дипломом лауреата VI Всероссийский детско-молодежного фестиваля искусств. Кубок России по художественному творчеству и педагогическим новациям «Ассамблея искусств» (г. Москва) |
|
Кундель М. стал лауреатом региональный конкурс юных исследователей им. Академика С.С. Шварца |
||
|
Жук Н. победила в районный конкурс рисунков «Моя будущая профессия» |
2. Методическая результативность определяется:
- в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ОУ, участвующих в проекте включены 5 ОУ и УДО микрорайона, а также ОУ сети инновационно активных школ города;
- количественными показателями организации методической работы с педагогами в различных формах (конференции, семинары, творческие отчёты, круглые столы, консультации, презентации и т.д.).
Таблица 6
Организация и проведение ОУ методических мероприятий
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2008 |
Школьный методический семинар «Первые дни ребенка в школе» |
|
2009 |
Районный семинар «Индивидуализация процесса обучения как средство повышения качества образования» |
Городской семинар «Социально-педагогическое партнерство в воспитании обучающихся»
|
2010 |
Мастер-класс районного уровня «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в начальных классах средствами новых педагогических технологий» |
|
Районный семинар «Патриотическое воспитание школьников в условиях социально-педагогического партнерства микрорайона «Птицефабрика» |
|
|
2011 |
Районный методический семинар «ФГОС: проблемы и перспективы внедрения» |
Городской семинар «МОУ–центр развития личности в рамках социально-педагогического комплекса» |
2012 |
Районный методический семинар «Семья – школа – общественность: воспитываем патриотов вместе» |
|
Районный методический семинар «Семья – школа – социум: на пути к общественному договору» |
|
- наличием и реализацией ОУ собственных программ повышения квалификации
В рамках социально-педагогического взаимодействия под патронажем Координационного совета проводится постоянно действующий научно-практический семинар для педагогов ОУ микрорайона «Птицефабрика» на тему «Обновление содержания и технологии образовательного процесса в ОУ и УДО» (с периодичностью ежеквартально).
3. Социальная результативность выражается в:
- доступности инновационного опыта ИАШ широкой педагогической общественности. Материалы проекта представлены
– на сайте http: //mousoch26.ucoz.com/
– в печатном издании «Школьная планета»
- широкой сетью социального партнерства, в которое включены следующие социокультурные учрежедения: Уро РАО, УрГПУ, ГОУ социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Отрада» Октябрьского района г. Екатеринбурга», МДОУ детский сад комбинированного вида «Центр Радуга», ИМЦ Октябрьского района г. Екатеринбурга, МУ «Детская городская поликлиника № 13», ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», МБОУ ДОД СТК «Радуга», МБОУ ДЮСШ № 12, МБОУ ДОУ № 177, МОУ ДОД «Дом детского творчества»
Директор МБОУ– СОШ № 26 К.А. Галоян