Д. А. Калугина

Название статьи Качество содержания, процесса и результата образования глазами студентов: результаты социологического исследования
Авторы Д. А. Калугина
В рубрике СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Год 2013 Номер журнала №6 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 316.74 Индекс ББК  
Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования отношения студентов к ка­че­ству получаемого ими высшего профессионального образования. Приводятся различные трактовки качества образования (с точ­ки зрения педагогики, экономки, социологии), на основании которых выведены две основных его составляющих: соответствие деятельности образовательных учреждений установленным нормам (стандартам); степень соответствия уровня образования и под­го­тов­ки специалиста его потребностям. Показаны некоторые современные подходы к из­ме­ре­нию качества образования. Актуальность социологических методов, которые позволяют оценить аспекты функционирования вуза как социального института и оп­ре­де­лить качество образования исходя из мнения основных его потребителей, в нас­то­ящее время повышается в свя­зи с пе­ре­хо­дом на новые образовательные стандарты, предусматривающие увеличение объема самостоятельной работы и, значит, повышение степени ответственности самих обучающихся за результаты своего обучения.

Результаты сравнительного анализа предпринятых анкетирования и со­цио­ло­ги­чес­ких оп­ро­сов показывают, что представления студентов о ка­че­стве учебного процесса базируются на высоком уровне профессионализма преподавательских кадров, степени внедрения новых образовательных технологий и ин­ди­ви­ду­аль­ном подходе. Кроме того, студенты технического государственного вуза высказались прежде всего в поль­зу таких показателей качества результатов обучения, как высокий уровень профессиональной подготовки, широкие перспективы трудоустройства, сформированность адаптивных способностей; студенты же негосударственных гуманитарных учебных заведений отдали предпочтение личностным и об­ще­куль­тур­ным качествам, а так­же фундаментальным знаниям. Нормативному аспекту содержания качества образования (соответствию государственным образовательным стандартам) студенты практически внимания не уделяют. Поэтому преподавателям следует рекомендовать ознакомить их с со­дер­жа­ни­ем Государственного образовательного стандарта по специальности, чтобы его требования приобрели для обучающихся не абстрактный, а кон­крет­ный и обя­за­тель­ный для выполнения характер.

Полученные данные позволяют оптимизировать учебно-вос­пи­та­тель­ный процесс высшего профессионального образовательного учреждения.

Скачать Аннотация.pdf
Ключевые слова качество образования, качество содержания, процесса и ре­зуль­та­та образования, субъект образовательного процесса, управление качеством.
Список цитируемой литературы

1. Гаф­фо­ро­ва Е., Балабан В., Кравченко И. Проб­ле­мы формирования целей вузовской системы качества // Стандарты и ка­че­ство. 2002. № 4. С. 38–40.

2. Ду­биц­кий В. В., Огородникова И. А., Перепеча И. Ф., Тимкин С. Л. К кон­цеп­ции построения внутривузовской системы обеспечения качества образовательного процесса в ОМ­ГУ // Качество образования: системы управления, достижения, проблемы (Education Quality EQ‑2003): материалы V Международной науч.-ме­тод. конф. Новосибирск, 2003. Т. 1. С. 150–153.

3. Ев­да­ко­ва Л. Н., Антропов В. А., Субботин Е. А. Соз­да­ние инновационной системы качества образования в ву­зе: проектный подход. Екатеринбург: СибГУТИ, 2006.

4. За­пе­соц­кий А. С. Об­ра­зо­ва­ние: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002.

5. Зим­няя И. А., Казанович В. Г., Савельева Г. П. Ме­то­до­ло­ги­чес­кие и ме­то­ди­чес­кие вопросы мониторинга качества образования // Проблемы качества образования. М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. Кн. 2: Оценка и уп­рав­ле­ние качеством в выс­шем образовании: материалы XII Все­рос­сийско­го совещания.

6. Ка­че­ство образования в Но­во­си­бир­ском государственном техническом университете: ежегодный доклад / под общ. ред. Н. Ш. Ни­ки­ти­ной, Г. Б. Скок. Новосибирск: НГТУ, 2000.

7. Ка­лу­ги­на Д. А. Пред­став­ле­ния студентов о ка­че­стве содержания, процесса и ре­зуль­та­та образования // Научный вестник УрАГС: политология, экономика, социология, право. 2010. № 2 (11). С. 31–33.

8. Ко­ще­ева И. В., Шуклина Е. А. Ка­че­ство негосударственного высшего образования в оцен­ках студентов и пре­по­да­ва­те­лей // Вестник высшей школы. 2003. № 7. С. 23–28.

9. Мат­рос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Уп­рав­ле­ние качеством образования на основе новых информационных технологий и об­ра­зо­ва­тель­но­го мониторинга. М.: Педагогической общество России, 1999.

10. По­таш­ник М., Моисеев А. По­ня­тие «качества образования» // Народное образование. 1999. № 7–8. С. 170.

11. Щи­па­че­ва Н. В. Ка­че­ство образования в сис­те­ме высшей школы: социологический аспект: автореф. дис. … канд. социолог. наук. Екатеринбург, 2005.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.