Название статьи | Проективная визуализация дидактических объектов – детерминант развития обучающегося | ||||
Авторы | Н. Н. Манько | ||||
В рубрике | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №6 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 37.022 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Автор продолжает исследование проблемы актуализации педагогического потенциала феномена визуализации. Цель данной работы – обосновать значимость активного использования в современных технологиях обучения дидактических средств инструментального типа для повышения качества и эффективности усвоения знаний. Методологической базой исследования являются идеи когнитивной визуализации, теория и технология инструментальной дидактики. Основным механизмом и результатом взаимодействия внутреннего и внешнего планов сознания человека на всех уровнях отражения-отображения информации служит проекция, которая рассматривается в статье как педагогическое средство визуализации и моделирования содержания образования. Для организации процесса проецирования и осуществления его контроля вводится понятие регулятива, которое интерпретируется как «программная база» субъекта («программное обеспечение его разума»), направляющая познавательный процесс и отражающая нормы и результаты учебной (педагогической) деятельности. Показаны тенденции развития педагогического принципа наглядности и обозначен его новый этап – проективно-регулятивная визуализация дидактических объектов. Описаны антропологические и социокультурные основания эволюции принципа наглядности. Предложен комплекс дидактических визуальных средств, который является своеобразным конструктором для решения педагогических задач. |
||||
Скачать | Аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | дидактическая проективная визуализация, дидактические визуальные средства, дидактический образ, регулятив, проекция, логико-смысловые модели знаний, дидактические навигаторы учебных действий, поэтапное усвоение знаний. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с. 3. Манько Н. Н. Технологическая компетентность педагога // Школьные технологии. 2002. № 5. С. 33–41. 4. Манько Н. Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов: моногр. Уфа: БГПУ, 2007. 180 с. 5. Манько Н. Н. «Дидактический образ» – фундаментальная категория педагогики // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч. тр. Вып. 6 / под ред. Г. Д. Бухаровой и О. Н. Арефьева. Екатеринбург, 2011. С. 135–143. 6. Манько Н. Н. Дидактический образ – инструмент знаково-символического опосредования содержания образования / Academic science – problems and achievements. N. Y.: Create Space, 2013. С. 85–88. 7. Манько Н. Н. Актуализация педагогического потенциала визуализации в технологиях обучения // Образовательные технологии. 2013. № 1. С. 69–74. 8. Шевелев И. Мозг и опознание зрительных образов // Наука в России. 2007. № 3 (159). 9. Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика. М.: Народное образование, 2002. 304 с. 10. Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Инструментальная дидактика и дидактический дизайн в системе инновационного образования // Известия РАО. 2012. № 2. С. 1990–1995. |