Название статьи | Традиция воспитания «нового человека» в истории российского образования | ||||
Авторы | В. И. Полищук | ||||
В рубрике | ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №6 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 94:008 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье описаны многократные попытки формирования «нового» человека, которые предпринимались в различные периоды существования нашего государства, начиная с древних времен. Показаны усилия князя Владимира по организации первых училищ в связи с крещением Руси и приобщением народа к мировой культуре; влияние реформ Петра I на образование и науку; просветительская деятельность Екатерины II и ее фаворита И. И. Бецкого. Основным мотивом правителей было стремление видеть своих подданных «преображенными», не обремененными пережитками «неправильного» прошлого. Уделяется внимание и более поздним событиям. Упоминается о своеобразном вкладе в традицию «нового человека», сделанном Д. И. Менделеевым, разработавшим так и неосуществленный проект «Училища наставников»: великий ученый считал, что для воспитания нового поколения необходима подготовка образованных в философском плане педагогов. Представлены итоги советского опыта по формированию людей «нового» типа – строителей коммунизма. Опираясь на ретроспективный анализ, автор приходит к выводу: все неудачи попыток воспитать людей «нового» типа, всегда были связаны с несовпадением официально провозглашавшихся и подразумевавшихся целей. Под формулой «новый» человек имелся в виду «нужный» – т. е. благонадежный, заслуживающий доверия правящей власти и соответствующий ее представлениям о нормах поведения и образе жизни. Очевидно, что на протяжении отечественной истории высокопоставленные радетели идеи людей «новой породы» уделяли несравнимо меньше внимания внутреннему миру воспитуемых, чем их внешним деяниям: речам, поступкам, поведению. Однако только отказ от нелепого заблуждения о несущественности внутреннего, субъективного в человеке и обращение педагогов и российских политиков в области воспитания и образования к духовному, внутреннему потенциалу, сущностным началам личности станут отправной точкой на пути к действительному обновлению мировоззрения человека. |
||||
Скачать | Аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | образование и культура, воспитание, «новый» человек, внутренний мир человека. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Бецкой И. И. К императрице Екатерине II // Русская старина. 1896. № 11. 2. Бильбасов В. А. Памяти императрицы Екатерины II // Русская старина. 1896. № 11. 3. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. 4. КПСС: справ. / Д. И. Антонюк, Ю. Н. Амиантов, В. В. Аникеев и др. М., 1982. 5. Менделеев Д. И. Народное просвещение и высшее образование // Д. И. Менделеев. Сочинения. Л.‑М., 1952. Т. 23. 6. Очерк тории социализма / Г. Л. Смирнов, Э. М. Андреев, Э. А. Баграмов и др. М., 1989. С. 300–315. 7. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985. 8. Полищук В. И. Образ науки и культуры в современной России: «возвращение со звезд» // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия: материалы II Междунар. науч. конф. Нижневартовск, 2004. 9. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6. 10. Ходячий Ф. З. За нового человека! // Советская интеллигенция: краткий очерк истории (1917–1975). М., 1977. С. 276–298 |