Название статьи | Критерии и показатели мониторинга качества образовательной деятельности высших учебных заведений Украины и Европы | ||||
Авторы | Э. В. Подкопаева | ||||
В рубрике | ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №6 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 377.014.6-047.36 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В публикации рассматриваются вопросы, связанные с мониторингом качества высшего образования. Цель автора статьи – выявление критериев и показателей образовательной деятельности вузов Украины, где единой научно-обоснованной системы оценки работы учреждений высшей школы пока не существует. Поскольку Украина заинтересована в скорейшей интеграции в европейское образовательное пространство, предпринят анализ признанных мировым сообществом наиболее авторитетных источников, посвященных проблеме определения качества образования. В частности, автор обращается к моделям образовательных индикаторов ЮНЕСКО, Европейского Союза и Организации экономического сотрудничества и развития, содержанию документов и рекомендаций Европейской ассоциации агентств гарантии качества высшего образования (ENQA). Мировая практика, европейские стандарты и существующие методики позволяют выявить такие критерии оценивания вузовской деятельности, как комплексность, независимость, полезность, точность, выполнимость рекомендаций по улучшению качества, прозрачность мониторинговых процедур и их соответствие законам и этическим нормам. Описанные в статье показатели мониторинга качества образовательной деятельности вузов базируются на принципах системного подхода и делятся на три условные группы: индикаторы обеспеченности учебного учреждения, эффективности и результативности его функционирования, что дает возможность анализировать качество образования одновременно и как процесс, и как систему его управления, и как конечный продукт этого процесса. Эти три группы индикаторов должны стать стержнем формирования эффективного, соответствующего требованиям мировых стандартов инструментария измерения качества высшего образования Украины. |
||||
Скачать | Аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | качество образования, качество образовательной деятельности, критерии эффективности мониторинга качества образовательной деятельности. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Aшумoв В. P. Якicть ocвiти у ВНЗ. Киев: Нaукoвa думкa, 2010. 122 c. 2. Дякiв A. A. Якicть ocвiти у ВНЗ. Киев: Нaукoвa думкa, 2011. 231 c. 3. Cлєпкaнь З. I. Нaукoвi зacaди пeдaгoгiчнoгo пpoцecу у вищiй шкoлi: нaвч. пociб. Киев: Вищa шкoлa, 2005. 239 c. 4. Cтaндapти i диpeктиви для Aгeнтcтв гapaнтувaння якocтi у вищiй ocвiтi нa тepитopiї Євpoпи // European Associationfor Quality Assurancein Higher Education. 2005. Helsinki. [Электрон. ресурс]. Peжим дocтупа: http://rc.edu.ru/bp/Directions/Education Quality/StdDirectivesEuro.doc. 5. Xpикoв Є. М. Упpaвлiння якicтю ocвiтнix пocлуг кaфeдpи вищoгo нaвчaльнoгo зaклaду // Пpoблeми упpaвлiння ocвiтoю i нaвчaльними зaклaдaми. Дoнeцьк: ДoнНУ. 2008. C. 175–180. 6. Xpикoв Є. М. Cиcтeмa упpaвлiння якicтю aдмiнicтpaтивниx пocлуг: нaвч. пociб. Лугaнcьк: ЛНУ iмeнi Тapaca Шeвчeнкa, 2012. 208 c. 7. Яpeмeнкo П. C. Якicть ocвiти в Укpaїни. Киев: Лiбpa, 2011. 157 c. 8. Яciнeць П. C. Якicть ocвiти у ВНЗ. Киев: Лiбpa, 2008. 212 c. 9. Яxнiн Я. К. Cучacнi пiдxoди дo якості освіти. Киев: Нaукова думкa, 2010. 143 c. |