Н. Н. Манько

Название статьи Проективная визуализация дидактических объектов – детерминант развития обучающегося
Авторы Н. Н. Манько
В рубрике ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Год 2013 Номер журнала №6 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37.022 Индекс ББК  
Аннотация

Автор продолжает исследование проблемы актуализации педагогического потенциала феномена визуализации. Цель данной работы – обосновать значимость активного использования в сов­ре­мен­ных технологиях обучения дидактических средств инструментального типа для повышения качества и эф­фек­тив­нос­ти усвоения знаний. Методологической базой исследования являются идеи когнитивной визуализации, теория и тех­но­ло­гия инструментальной дидактики.

Основным механизмом и ре­зуль­та­том взаимодействия внутреннего и внеш­не­го планов сознания человека на всех уровнях отражения-отоб­ра­же­ния информации служит проекция, которая рассматривается в статье как педагогическое средство визуализации и мо­де­ли­ро­ва­ния содержания образования. Для организации процесса проецирования и осу­ществле­ния его контроля вводится понятие регулятива, которое интерпретируется как «программная база» субъекта («программное обеспечение его разума»), направляющая познавательный процесс и от­ра­жа­ющая нормы и ре­зуль­та­ты учебной (педагогической) деятельности.

Показаны тенденции развития педагогического принципа наглядности и обоз­на­чен его новый этап – проективно-ре­гу­ля­тив­ная визуализация дидактических объектов. Описаны антропологические и со­ци­окуль­тур­ные основания эволюции принципа наглядности. Предложен комплекс дидактических визуальных средств, который является своеобразным конструктором для решения педагогических задач.

 
Скачать Аннотация.pdf
Ключевые слова дидактическая проективная визуализация, дидактические визуальные средства, дидактический образ, регулятив, проекция, логико-смыс­ло­вые модели знаний, дидактические навигаторы учебных действий, поэтапное усвоение знаний.
Список цитируемой литературы

1. Вы­гот­ский Л. С. Раз­ви­тие высших психических функций. М., 1960.

2. Зим­няя И. А. Пе­да­го­ги­чес­кая психология. Ростов-на-До­ну: Феникс, 1997. 480 с.

3. Мань­ко Н. Н. Тех­но­ло­ги­чес­кая компетентность педагога // Школьные технологии. 2002. № 5. С. 33–41.

4. Мань­ко Н. Н. Ког­ни­тив­ная визуализация дидактических объ­ектов: моногр. Уфа: БГПУ, 2007. 180 с.

5. Мань­ко Н. Н. «Дидактический образ» – фундаментальная ка­тегория педагогики // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч. тр. Вып. 6 / под ред. Г. Д. Бу­ха­ро­вой и О. Н. Арефь­ева. Екатеринбург, 2011. С. 135–143.

6. Мань­ко Н. Н. Ди­дак­ти­чес­кий образ – инструмент знаково-сим­во­ли­чес­ко­го опосредования содержания образования / Academic science – problems and achievements. N. Y.: Create Space, 2013. С. 85–88.

7. Мань­ко Н. Н. Ак­ту­али­за­ция педагогического потенциала визуализации в тех­но­ло­ги­ях обучения // Образовательные технологии. 2013. № 1. С. 69–74.

8. Ше­ве­лев И. Мозг и опоз­на­ние зрительных образов // Наука в Рос­сии. 2007. № 3 (159).

9. Штейнберг В. Э. Ди­дак­ти­чес­кие многомерные инструменты: теория, методика, практика. М.: Народное образование, 2002. 304 с.

10. Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Инстру­мен­таль­ная дидактика и ди­дак­ти­чес­кий дизайн в сис­те­ме инновационного образования // Известия РАО. 2012. № 2. С. 1990–1995.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.