В. И. Полищук

Название статьи Традиция воспитания «нового человека» в истории российского образования
Авторы В. И. Полищук
В рубрике ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Год 2013 Номер журнала №6 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 94:008 Индекс ББК  
Аннотация

В статье описаны многократные попытки формирования «нового» человека, которые предпринимались в раз­лич­ные периоды существования нашего государства, начиная с древ­них времен. Показаны усилия князя Владимира по организации первых училищ в свя­зи с кре­ще­ни­ем Руси и при­об­ще­ни­ем народа к ми­ро­вой культуре; влияние реформ Петра I на образование и на­уку; просветительская деятельность Екатерины II и ее фаворита И. И. Бец­ко­го. Основным мотивом правителей было стремление видеть своих подданных «преображенными», не обремененными пережитками «неправильного» прошлого. Уделяется внимание и бо­лее поздним событиям. Упоминается о своеоб­раз­ном вкладе в тра­ди­цию «нового человека», сделанном Д. И. Мен­де­ле­евым, разработавшим так и не­осу­ществлен­ный проект «Училища наставников»: великий ученый считал, что для воспитания нового поколения необходима подготовка образованных в фи­ло­соф­ском плане педагогов. Представлены итоги советского опыта по формированию людей «нового» типа – строителей коммунизма.

Опираясь на ретроспективный анализ, автор приходит к вы­во­ду: все неудачи попыток воспитать людей «нового» типа, всегда были связаны с не­сов­па­де­ни­ем официально провозглашавшихся и под­ра­зу­ме­вав­ших­ся целей. Под формулой «новый» человек имелся в ви­ду «нужный» – т. е. благонадежный, заслуживающий доверия правящей власти и со­от­вет­ству­ющий ее представлениям о нор­мах поведения и об­ра­зе жизни. Очевидно, что на протяжении отечественной истории высокопоставленные радетели идеи людей «новой породы» уделяли несравнимо меньше внимания внутреннему миру воспитуемых, чем их внешним деяниям: речам, поступкам, поведению. Однако только отказ от нелепого заблуждения о не­су­ще­ствен­нос­ти внутреннего, субъективного в че­ло­ве­ке и об­ра­ще­ние педагогов и рос­сийских политиков в об­лас­ти воспитания и об­ра­зо­ва­ния к ду­хов­но­му, внутреннему потенциалу, сущностным началам личности станут отправной точкой на пути к дей­стви­тель­но­му обновлению мировоззрения человека.

Скачать Аннотация.pdf
Ключевые слова образование и куль­ту­ра, воспитание, «новый» человек, внутренний мир человека.
Список цитируемой литературы

1. Бец­кой И. И. К им­пе­рат­ри­це Екатерине II // Русская старина. 1896. № 11.

2. Биль­ба­сов В. А. Па­мя­ти императрицы Екатерины II // Русская старина. 1896. № 11.

3. Ви­лю­нас В. К. Пси­хо­ло­ги­чес­кие механизмы мотивации человека. М., 1990.

4. КПСС: справ. / Д. И. Ан­то­нюк, Ю. Н. Ами­ан­тов, В. В. Ани­ке­ев и др. М., 1982.

5. Мен­де­ле­ев Д. И. На­род­ное просвещение и выс­шее образование // Д. И. Мен­де­ле­ев. Сочинения. Л.‑М., 1952. Т. 23.

6. Очерк тории социализма / Г. Л. Смир­нов, Э. М. Ан­дре­ев, Э. А. Баг­ра­мов и др. М., 1989. С. 300–315.

7. Пи­ро­гов Н. И. Из­бран­ные педагогические сочинения. М., 1985.

8. По­ли­щук В. И. Об­раз науки и куль­ту­ры в сов­ре­мен­ной России: «возвращение со звезд» // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия: материалы II Меж­ду­нар. науч. конф. Нижневартовск, 2004.

9. При­го­жин И. Фи­ло­со­фия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6.

10. Хо­дя­чий Ф. З. За нового человека! // Советская интеллигенция: краткий очерк истории (1917–1975). М., 1977. С. 276–298

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.