РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБДОУ детский сад комбинированного вида №357
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 357
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011 - 2016 гг.
1. Заведующий Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением - детский сад комбинированного вида № 357 Бурухина Лидия Григорьевна
2. Тел./факс МБДОУ - детского сада комбинированного вида № 357: 322-40-88
3. Сайт: www.mbdou357.caduk.ru Email: ekb-mdou357@mail.ru
ФИО куратора проекта от МБДОУ: Бурухина Лидия Григорьевна
Контактные телефоны куратора проекта:
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5. Тема исследования: «Внедрение здоровьесберегающих технологий как условие укрепления физического здоровья детей».
6. Научная результативность деятельности инновационно - активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Актуальность. Фундаментом здоровья взрослого человека является здоровье ребенка, от состояния которого будет зависеть выполнение им в дальнейшем присущих ему социальных задач, и, в конечном итоге, благополучие всего общества. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста за последние десятилетия показывает, что уровень заболеваемости дошкольников увеличился более чем в два раза. По комплексу медицинских и психолого-педагогических критериев к учебе в школе не готовы до 20% детей шестилетнего возраста; у 40-50% таких детей выявляются функциональные отклонения, у 36% проявляется функциональная неполноценность кардиореспираторной системы. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка и реализация комплексных оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости; снижения уровня функциональной напряженности детей. Однако в настоящее время оздоровительная работа чаще всего носит бессистемный характер, слабо используются новые технологии оздоровления. Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания, однако, ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей.
Противоречия:
- между низким уровнем здоровья детей, поступающих в дошкольное учреждение и требованиями федеральных документов к уровню их здоровья на момент окончания ДОУ,
- между социальным заказом родителей и школы о выравнивании стартовых возможностей воспитанников ДОУ и недостаточным уровнем готовности ДОУ к решению этой проблемы.
Проблема: Изучение возможностей системного использования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в процессе организации жизни и деятельности ребёнка в ДОУ.
Идея изменений: Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит формирование и «настройка» функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольника определяет высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды. Системное использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в процессе организации жизни и деятельности ребёнка в ДОУ, осуществление мониторинга показателей индивидуального развития, прогнозировании вероятных изменений в состоянии здоровья детей и проведении соответствующих коррекционных мероприятий с целью обеспечения успешной работы, в формировании у детей начал культуры здоровья важное направление деятельности современного ДОУ.
Цель Внедрение системы здоровьесберегающих технологий в деятельность МБДОУ - детского сада комбинированного вида № 357.
Объект исследования: организация жизни и деятельности ребёнка в современном ДОУ
Предметом исследования: являются современные здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ.
Гипотеза исследования – показатели здоровья детей находятся в прямой зависимости от эффективности использования современных здоровьесберегающих образовательных технологий.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать ресурсные, организационные, социальные, психолого-педагогические условия здоровьесбережения воспитанников в ДОУ.
- Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт, применяемый для оздоровления детей в ДОУ;
- Мотивировать сотрудников ДОУ на реализацию проекта,
- Повысить квалификацию педагогов и сотрудников ДОУ в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
- Сделать выборку педагогических и медицинских технологий здоровьесбережения, которые возможно использовать в нашем образовательном учреждении.
- Систематизировать, апробировать и реализовать отобранные здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
- Обеспечить получение каждым воспитанником достаточного объёма оздоровительных, физкультурных, закаливающих мероприятий.
- Обеспечить осуществление образовательного процесса педагогами с использованием здоровьесберегающих технологий
- Определить эффективность использования современных здоровьесберегающих образовательных технологий в условиях ДОУ.
- Разработать методические рекомендации для коллег по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий.
Методы исследования включают наблюдение, опрос, анкетирование, составление карт здоровья, так как они наиболее полно описывают общую картину здоровья и развития ребенка.
Содержание деятельности:
- Проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение).
- Анализ полученной педагогической и медико-профилактической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
- Мониторинг результатов использования здоровьесберегающих технологий.
- Обучение педагогов и мотивация их на работу по реализации проекта.
- Систематизация полученных результатов.
- Обобщение и распространение полученного опыта.
Основное содержание деятельности по проекту:
Этапы реализации проекта
|
Планируемый результат
|
I этап (2009-2010г.) |
|
Организационное, научное и методическое обеспечение проектной деятельности
|
Организация информационно - диагностической работы с воспитателями, родителями по проблеме системного использования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в процессе организации жизни и деятельности ребёнка в ДОУ.
|
II этап (2010-2012г.) |
|
Выработка условий для эффективного внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в процессе организации жизни и деятельности ребёнка в ДОУ.
|
Создание в МДОУ необходимых организационно-содержательных условий для внедрения современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в процессе организации жизни и деятельности ребёнка в ДОУ. |
III этап (2012-2013г.) |
|
Апробация современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в процессе организации жизни и деятельности ребёнка в ДОУ.
|
Анализ деятельности МДОУ по апробации современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в процессе организации жизни и деятельности ребёнка в ДОУ.
|
IV этап (2013-2014г.) |
|
Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы
|
Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы. Выпуск печатной продукции по теме проекта |
Планируемый результат изменений:
- Создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада;
- разработка и внедрение комплекса здоровьесберегающих, здоровьеукрепляющих и здоровьеформирующих технологий как фактора формирования здоровья детей;
- повышение квалификации педагогов и сотрудников ДОУ в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста;
- снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей (индекса здоровья);
- улучшение показателей уровня физического развития воспитанников;
- улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2010 |
1 статья в сборнике материалов Педагогических чтений работников образования в практике ОУ Железнодорожного района города Екатеринбурга , 2010 г 1 статья в сборнике «Развитие педагогического потенциала системы образования Екатеринбурга» |
|
|
|
2011 |
2 статьи в сборнике материалов Педагогических чтений работников образования в практике ОУ Железнодорожного района города Екатеринбурга , 2011 г 1 статья в сборнике «Инновационная направленность обучения и воспитания в системе образования Екатеринбурга» |
|
|
|
2012 |
2 статьи в сборнике материалов Педагогических чтений работников образования в практике ОУ Железнодорожного района города Екатеринбурга , 2012 г. 1 статья в сборнике «Педагогические технологии в образовательной практике Екатеринбурга, 2012 г. |
|
|
|
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2012 |
|
Всероссийский конкурс образовательных программ в сфере обеспечения здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни «Здоровое поколение», проводимый Министерством образования и науки РФ совместно с ФГБОУ ВПО «Российский Университет Дружбы народов» (РУДН) г. Москва
|
Диплом 2 степени в номинации «Культура здорового образа жизни дошкольника» |
7. Методическая результативность:
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2011-2012 |
участие воспитанников в районном конкурсе «Здоровье» 5 педагогов приняло участие в районном семинаре-практикуме «Работаем в соответствии с ФГТ: «Содержание коррекционной работы»
|
4 педагога приняли участие в городской Ассоциации педагогов ДОУ. Тема «Работаем в соответствии с ФГТ: образовательная область «Здоровье». г. Екатеринбург |
2012-2013 |
5 педагогов приняли участие в районном семинаре «Создание комплекса условий по реализации принципа доступности общего образования для всех категорий детей» 1 педагог принял участие в мастер-классе Городской ассоциации педагогов ДОУ «Иннновационные здоровьесберегающие технологии, формирующие здоровый образ жизни, в практике физического воспитания детей дошкольного возраста»
|
1. Презентация ФЭП на районной площадке «Создание комплекса условий по реализации принципа доступности общего образования для всех категорий детей в образовательном комплексе Железнодорожного района» Августовского совещания педагогов и руководителей ОУ города Екатеринбурга. 2. 2 педагога приняли участие в финале Всероссийского конкурса образовательных программ в сфере обеспечения здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни «Здоровое поколение», проводимом Министерством образования и науки РФ совместно с ФГБОУ ВПО «Российский Университет Дружбы народов»
|
8. Социальная результативность:
Материалы проекта представлены на сайте МБДОУ - детского сада комбинированного вида № 357: www.mbdou357.caduk.ru.
Сеть социального партнерства: МДОУ ЦРР «Радуга», детско-юношеская спортивная школа № 15, ДГБ № 16.
Заведующий МБДОУ - детским садом
комбинированного вида № 357 Бурухина Л.Г.
9. Описание инновационного опыта ДОУ
2011 год.
Апрель 2011 год
- Получен статус члена сети инновационно активных образовательных учреждений УрО РАО - Федеральной эксперементальной площадки Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МО РФ.
- Заключение договора с УрО РАО о консультационном сопровождения деятельности инновационной площадки.
Октябрь 2011 год
Проведёно на базе МБДОУ - детский сад комбинированного вида заседание городской Ассоциации педагогов ДОУ. Тема «Работаем в соответствии с ФГТ: образовательная область «Здоровье». Участвовали 4 педагога.
Декабрь 2011 год
Прошли обучение на курсах повышения квалификации АПК и ППРО «Управление инновационными процессами в ОУ» 2 человека - заведующий МБДОУ Бурухина Л.Г., заместитель заведующего по ВМР Жигадло Н.Г.
2012 год
Март 2012 года
Проведение районного семинара-практикума «Работаем в соответствии с ФГТ: «Содержание коррекционной работы» Приняло участие 5 педагогов.
Участие команды воспитанников в районном фестивале «Здоровье». Результат: второе место.
Май 2012 года
Организация курсовой подготовки сотрудников в объёме 72 часов «Психолого-педагогическая и профессиональная компетентность работника дошкольного образовательного учреждения» - 32 человека
Июнь 2012 года
Разработали образовательную программу «Здоровье» (коллектив педагогов).
Подали заявку на участие во Всероссийском конкурсе образовательных программ в сфере обеспечения здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни «Здоровое поколение», проводимом Министерством образования и науки РФ совместно с ФГБОУ ВПО «Российский Университет Дружбы народов» (РУДН).
Август 2012 года
Презентация ФЭП на районной площадке «Создание комплекса условий по реализации принципа доступности общего образования для всех категорий детей в образовательном комплексе Железнодорожного района» Августовского совещания педагогов и руководителей ОУ города Екатеринбурга.
Тема выступления: «Использование коррекционных и здоровьесберегающих технологий как один из путей осуществления инклюзивного подхода к образованию в дошкольном образовательном учреждении» (заместитель заведующего по ВМР Жигадло Н.Г.)
Сентябрь 2012 года
Участие в финале Всероссийского конкурса образовательных программ в сфере обеспечения здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни «Здоровое поколение», проводимом Министерством образования и науки РФ совместно с ФГБОУ ВПО «Российский Университет Дружбы народов» (РУДН) г. Москва (заведующий Бурухина Л.Г.)
Результат: диплом 2 степени в номинации «Культура здорового образа жизни дошкольника», сертификат на обучение в образовательных учреждениях Сколково на 1 человека.
Ноябрь 2012
Участие в районном семинаре «Создание комплекса условий по реализации принципа доступности общего образования для всех категорий детей». 5 педагогов