РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ СОШ №170 с углубленным изучением отдельных предметов
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 170 с углубленным изучением отдельных предметов
620090, г. Екатеринбург, ул.Седова, 28, т. 366-15-90.
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011- 2016 гг.
1. Директор МБОУ Порохина Галина Дмитриевна
2. e-mail: ekb-mou170@mail.ru; официальный сайт школы: http://ekb-mou170.edusite.ru
3. ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ
Контактные телефоны куратора проекта:
e-mail:
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5. Тема: «Преодоление трудностей обучения учащихся начальной школы в условиях введения ФГОС нового поколения»
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования: В последние годы на фоне экологического и социального неблагополучия и продолжающейся интенсификации школьного образования отмечается нарастание ухудшения здоровья детей. Медики, учителя, психологи отмечают резкий рост числа учащихся с отклонениями в психическом развитии. Характерно, что эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: и в дошкольных учреждениях и в школе. Несмотря на резкий рост количества, так называемых «подготовительных отделений», число недостаточно готовых к обучению в школе с точки зрения их психофизического развития детей не становится меньше. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Попадая в условия систематических школьных перегрузок, такие ученики оказываются неуспевающими или учениками, успехи которых в школе достигаются ценой здоровья. Постоянное пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха усугубляет поведенческие или нервно-психические отклонения и нередко толкает ученика к асоциальным формам поведения. Между тем проблемы обучаемости таких детей принятыми в школе методами практически неразрешимы. Анализ литературы по вопросам психологии , а также собственная психологическая практика позволили выделить определенные группы трудностей, которые влияют на успешность обучения ребенка в школе. Все они, так или иначе, связаны с недостаточным уровнем развития высших психических функций.
Системный анализ трудностей позволяет выделить среди них следующие группы:
1) снижение работоспособности, колебания внимания, слабость мнестических процессов, недостаточная сформированность речи;
2) недостаточное развитие функций программирования и контроля;
3) зрительно-пространственные и квазипространственные трудности;
4) трудности переработки слуховой и зрительной информации.
Таким образом, количество детей, имеющих «фактор риска», растет. Однако школьный учитель не всегда может вовремя заметить данное неблагополучие. В силу своей загруженности и отсутствия специальных знаний, помогающих вовремя увидеть «слабое звено» в развитии ребенка, школьный учитель подчас не может помочь ученику справиться с проблемой.
Нарастают противоречия и в самой системе образования. Произошедшие в стране изменения потребовали перестройки всей системы школьного образования. Характеризуя направленность изменений, происходящих в Российском образовании, А. Г. Асмолов рассматривал их как шанс появления вариативного образования, повышения свободы выбора и ослабления ограничений традиционной системы передачи знаний. Однако ряд авторов констатируют наличие противоречия между ростом числа инноваций, стремлением педагогов найти новые, более эффективные модели и технологии обучения и воспитания, и, с другой стороны, отсутствием единых теоретических и методологических оснований, использованием недостаточно обоснованных инноваций, отсутствием учета психологических и физиологических закономерностей развития ребенка, которые выливаются в явление школьной дезадаптации, трудности обучения.
Поэтому важнейшей проблемой в настоящее время является нахождение новых форм психологического воздействия, решающих задачи не только активации процесса обучения и воспитания детей и контроля их развития, но и позволяющие вскрывать искажения этого процесса, анализировать причины этих искажений и намечать способы их коррекции. Решение этих задач возможно только при опоре на знание закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе.
Объект исследования. Индивидуализация образовательного и воспитательного процесса с учетом психологических особенностей ребенка, а также его физических и психофизиологических возможностей.
Предмет исследования - условия, способы и механизмы развития личности ученика, испытывающего трудности учения вследствие недоразвития или искажения развития психических процессов предшествующего периода, в том числе и несформированности новообразований, необходимых для их перехода к очередным этапам школьного обучения.
Цель инновационной деятельности - создать модель комплексного сопровождения детей «группы риска», разработать и опробовать в практике школы систему коррекционно-развивающих мероприятий, в основе которой лежит стратегия формирования у ребенка недоформированных ранее психических процессов при использовании двух взаимосвязанных сред: искусственно созданной психологом модельной среды и реальной ситуации обучения ребенка.
Гипотеза. Если участники инновационной деятельности апробируют систему комплексной нейропсихологической диагностики детей 6-10 лет, а также освоят и внедрят в практику школы систему коррекционно-развивающих занятий, построенных в логике нейропсихологического подхода, то это будет способствовать улучшению психического и физического здоровья детей, создаст благоприятные условия для личностного развития учащихся, поможет скомпенсировать учебные трудности. Участие в инновационной деятельности учителей и родителей существенно повысит их компетентность в вопросах обучения и воспитания учащихся, имеющих определенные трудности в обучении.
Задачи:
- Создание модели психолого-педагогической поддержки учащихся начальной школы,
- Создание системы комплексной нейропсихологической диагностики детей 6-10 лет
- Разработка системы коррекционно-развивающих занятий
Основания деятельности. На протяжении последних десятилетий таким надежным и доказавшим свою эффективность в решении широкого круга дизонтогенетических проблем оказался нейропсихологический подход, который позволяет установить связь между исследованием физиологических процессов и механизмов понимания психических закономерностей. В педагогической практике нейропсихологический подход может быть основой для выявления парциальных отставаний в развитии высших психических функций ребенка, являющихся одной из наиболее распространенных причин неготовности к школе и школьной неуспешности. Нейропсихологическое исследование позволяет выделить у каждого ребенка его сильные и слабые стороны, то есть сильные и слабые компоненты высших психических функций. С точки зрения нейропсихологии основная стратегия развивающего обучения (а при необходимости и коррекционно-развивающего обучения) заключается в «выращивании» слабого звена при опоре на сильные звенья в процессе специально организованной совместной деятельности обучаемого и обучающего. Иными словами, идущий от Л.С. Выготского принцип работы в зоне ближайшего развития дополняется принципом учета слабого звена. Обучающий ставит перед обучающимся учебную задачу, мотивирует к ее выполнению и принимает участие в выполнении задания – сначала берет на себя функции слабого звена, а затем постепенно передает их ребенку. С этой целью он выстраивает учебные задачи от простых к сложным относительно слабого звена и оказывает помощь (подсказку), позволяющую выполнить функции слабого звена.
Сформулированные целевые установки проекта опираются на главные концептуальные принципы, которые создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий, позволяющих максимально раскрыть способности, склонности и потенциал каждого ребенка.:
- Развития - решение задач по построению развивающего и развивающегося образования в школе.
- Универсальности, который понимается как всесторонность, многообразность, всеохватывающее знание, стремящееся к цельности, разнообразным назначениям, для разнообразного применения, пригодное для многих целей, выполняющее разные функции.
- Гуманитарности - как реализации антропологического подхода в психологии и педагогике развития, в единстве системы «человек – мир».
- Многообразия - как создания условий выбора всеми субъектами вида деятельности и отношения к этой деятельности. Многообразие выражается в разнообразии форм и содержания образовательного процесса; многообразии социально значимой и культуросообразной деятельности.
- Взаимодействия выражается как процесс и результат взаимодействия многообразных субъектов образовательного процесса, с целью согласования интересов и целей.
- Открытости, которая заключается в создании системы взаимодействия и взаимосвязи с другими образовательными программами и субъектами; в обмене ресурсами человеческими, информационными; в адаптивности к внешним и внутренним изменениям, в эффективности.
Условия реализации поставленных целей. Успешное ведение инновационной деятельности возможно при наличии высокой мотивационной готовности всех участников проекта, а также при наличии условий ведения этой деятельности (наличие помещения, материально-технической базы, инструментария, наличия некоторых психологических методик)
Методы исследования. моделирование педагогического процесса, анкетирование, интервьюирование, беседы, оценивание, рейтинг, тесты; анализ продуктов деятельности педагогов, школьников : творческих индивидуальных заданий, рефератов, рефлексия результатов диагностики и самодиагностики, прямое и косвенное наблюдение; изучение и обобщение массового и передового опыта; методы статистической обработки данных.
Этапы реализации:
I этап. Подготовительный (январь 2012 – декабрь 2012г).
Цель: создание организационных и психолого-педагогических условий для разработки и реализации развивающих и коррекционных программ, направленных на преодоление трудностей обучения учащихся начальной школы.
II этап. Основной (январь 2013 – январь 2016).
Цель: обновление образовательной среды ОУ через развитие ее вариативности путем внедрения в практику образовательного процесса нейропсихологического подхода.
III этап. Заключительный (январь 2016 – декабрь 2016).
Цель: создание модели коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, испытывающих трудности в обучении.
Планируемый результат изменений:
- Теоретико-методологическое обоснование модели психолого-педагогической поддержки учащихся начальной школы, испытывающих некоторые трудности в освоении учебной программы, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования нового поколения.
- Разработка и реализация психолого–педагогических программ помощи учащимся начальной школы, испытывающим трудности в обучении.
- Создание благоприятных условий для ученика с трудностями обучения, в которых происходит постепенная их компенсация.
- Создание условий для профессионального роста участников инновационной деятельности.
- Анализ существующих программ, диагностических методик с точки зрения возможности их использования.
Научная новизна исследования связана с разработкой модели психолого-педагогической поддержки учащихся начальной школы, испытывающих некоторые трудности в освоении учебной программы, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования нового поколения.
Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления. Результаты планируется отслеживать в течение всех этапов инновационной деятельности, для чего в программу работ будет включен блок мониторинга с четким определением объекта мониторинга, который будет позволять видеть и корректировать течение преодоления трудностей обучения школьников I ступени при введении ФГОС НОО «Здесь и теперь» Организация инновационной деятельности носит открытый характер, предполагающий включение новых субъектов.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2010 |
|
|
|
|
2011 |
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
|
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2010 |
|
. |
|
2011 |
|
|
|
7. Методическая результативность:
Круглые столы и семинары для педагогической общественности:
- проведены педагогические советы
- проведена методическая учеба по темам:
- совместно с социальными партнерами УРО РАО, Социальный институт, Центр поддержки детства, «Диалог», «Одаренность и технология», ЦДТ «Галактика» проведены семинары: «Принципы рационального питания.
Практикумы и семинары для родителей:
- проводится лекторий для родителей по темам:-
- действует школа для родителей «!»
8. Социальная результативность:
- доступности инновационного опыта ИАШ широкой педагогической общественности:
Материалы проекта представлены на сайте http://167.uralschool.ru/
- широкой сетью социального партнерства.
Участники сети социального партнерства АПК и ПРО (г.Москва),УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ,