МБОУ СОШ №170 с углубленным изучением отдельных предметов

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 170 с углубленным изучением отдельных предметов

620090,  г. Екатеринбург,  ул.Седова, 28, т. 366-15-90.

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  2011- 2016 гг.

 

1. Директор МБОУ Порохина Галина Дмитриевна

2. e-mail: ekb-mou170@mail.ru;  официальный сайт школы: http://ekb-mou170.edusite.ru

3. ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ

Контактные телефоны куратора проекта:

e-mail:

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФрегистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

5. Тема:  «Преодоление трудностей обучения учащихся начальной школы в условиях введения ФГОС нового поколения»

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

6.1. Качественные характеристики:

Актуальность исследования: В последние  годы на  фоне экологического  и социального  неблагополучия  и  продолжающейся  интенсификации  школьного  образования  отмечается нарастание  ухудшения здоровья  детей. Медики, учителя, психологи отмечают резкий  рост числа  учащихся с  отклонениями в  психическом  развитии. Характерно, что  эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: и в дошкольных учреждениях и в школе. Несмотря  на резкий  рост  количества, так  называемых «подготовительных отделений», число  недостаточно готовых к обучению  в  школе с  точки зрения их психофизического развития детей  не  становится меньше. Объективные клинические  обследования, как  правило, не  выявляют  у этих детей грубой  патологии и  фиксируют  вариант развития в  пределах нижненормативных границ.  Попадая  в условия систематических школьных перегрузок, такие ученики оказываются неуспевающими или учениками, успехи которых  в школе  достигаются ценой  здоровья. Постоянное  пребывание в  ситуации  неуспешности или тревожного ожидания неуспеха усугубляет поведенческие  или  нервно-психические отклонения  и  нередко  толкает ученика к  асоциальным формам  поведения.  Между тем проблемы обучаемости  таких детей  принятыми  в  школе  методами практически  неразрешимы. Анализ литературы по вопросам психологии , а также  собственная  психологическая практика позволили выделить  определенные  группы  трудностей, которые влияют на успешность обучения ребенка  в  школе. Все они, так  или  иначе, связаны с  недостаточным уровнем  развития  высших психических функций.

Системный  анализ трудностей позволяет выделить среди них следующие  группы:

1) снижение  работоспособности, колебания  внимания, слабость мнестических процессов, недостаточная  сформированность речи;

2) недостаточное развитие  функций  программирования  и контроля;

3) зрительно-пространственные  и  квазипространственные трудности;

4)  трудности  переработки слуховой  и  зрительной  информации.

Таким образом, количество  детей, имеющих «фактор риска», растет. Однако  школьный  учитель  не  всегда  может вовремя  заметить данное неблагополучие. В силу  своей  загруженности  и  отсутствия специальных  знаний, помогающих  вовремя  увидеть «слабое  звено» в  развитии ребенка, школьный  учитель подчас не  может помочь ученику справиться с  проблемой.

 Нарастают  противоречия  и в  самой  системе  образования. Произошедшие в стране изменения потребовали перестройки всей  системы  школьного  образования. Характеризуя направленность  изменений, происходящих в  Российском образовании, А. Г. Асмолов рассматривал их как  шанс появления вариативного образования, повышения  свободы  выбора и ослабления ограничений традиционной системы  передачи  знаний. Однако  ряд авторов  констатируют наличие  противоречия между  ростом  числа  инноваций, стремлением  педагогов найти  новые, более  эффективные модели  и  технологии  обучения и воспитания,  и,  с другой  стороны, отсутствием  единых теоретических и методологических оснований, использованием недостаточно обоснованных инноваций, отсутствием  учета  психологических и физиологических закономерностей развития ребенка, которые выливаются в  явление  школьной  дезадаптации, трудности  обучения.

Поэтому  важнейшей  проблемой в  настоящее  время  является  нахождение  новых  форм психологического воздействия, решающих задачи не  только  активации  процесса обучения  и  воспитания детей и  контроля их развития, но  и  позволяющие  вскрывать искажения этого процесса, анализировать  причины  этих искажений и намечать  способы их коррекции. Решение  этих задач возможно  только при  опоре на знание  закономерностей психического развития ребенка  в  онтогенезе.

Объект исследования.  Индивидуализация образовательного и  воспитательного процесса с  учетом психологических  особенностей ребенка, а также его  физических и психофизиологических возможностей.

Предмет исследования - условия, способы и  механизмы развития  личности ученика, испытывающего трудности учения вследствие недоразвития или  искажения развития психических  процессов предшествующего  периода, в  том  числе  и  несформированности  новообразований, необходимых для их перехода  к очередным  этапам  школьного  обучения.

Цель инновационной деятельности - создать модель  комплексного  сопровождения детей  «группы  риска», разработать  и  опробовать  в  практике  школы систему  коррекционно-развивающих  мероприятий, в  основе  которой лежит  стратегия формирования  у  ребенка недоформированных  ранее психических процессов при  использовании  двух  взаимосвязанных сред: искусственно созданной  психологом модельной  среды и  реальной ситуации  обучения ребенка.

Гипотеза. Если участники  инновационной деятельности  апробируют  систему комплексной нейропсихологической диагностики детей 6-10 лет, а также освоят и внедрят  в  практику  школы систему коррекционно-развивающих занятий, построенных в логике нейропсихологического  подхода, то это будет  способствовать улучшению психического  и  физического  здоровья  детей, создаст  благоприятные  условия для личностного  развития учащихся, поможет  скомпенсировать учебные  трудности. Участие  в  инновационной  деятельности учителей и  родителей существенно  повысит их компетентность в  вопросах  обучения  и  воспитания учащихся, имеющих  определенные  трудности  в  обучении.

Задачи:

  • Создание модели психолого-педагогической поддержки учащихся  начальной  школы,
  • Создание системы комплексной нейропсихологической диагностики детей 6-10 лет
  • Разработка  системы коррекционно-развивающих занятий

 

Основания деятельности. На протяжении  последних десятилетий  таким  надежным  и  доказавшим  свою  эффективность  в  решении  широкого  круга  дизонтогенетических  проблем оказался  нейропсихологический подход, который позволяет установить связь между  исследованием физиологических процессов и механизмов понимания  психических закономерностей. В педагогической  практике  нейропсихологический  подход может  быть  основой для  выявления  парциальных  отставаний в  развитии высших психических функций  ребенка, являющихся одной  из наиболее  распространенных причин  неготовности  к  школе и  школьной неуспешности.   Нейропсихологическое  исследование позволяет  выделить  у  каждого  ребенка его  сильные  и  слабые стороны, то  есть  сильные  и  слабые  компоненты  высших психических  функций. С точки  зрения нейропсихологии  основная  стратегия  развивающего обучения  (а при  необходимости  и коррекционно-развивающего обучения) заключается  в  «выращивании» слабого  звена при  опоре  на  сильные  звенья в  процессе специально  организованной совместной деятельности обучаемого и обучающего. Иными  словами, идущий  от  Л.С. Выготского принцип  работы в  зоне  ближайшего развития  дополняется  принципом учета  слабого  звена.  Обучающий  ставит  перед  обучающимся учебную  задачу, мотивирует  к  ее  выполнению и  принимает  участие в  выполнении  задания – сначала  берет  на  себя функции  слабого  звена, а  затем  постепенно  передает  их ребенку. С этой  целью он  выстраивает  учебные  задачи  от  простых  к  сложным относительно  слабого  звена и  оказывает  помощь (подсказку), позволяющую выполнить  функции  слабого  звена.

Сформулированные целевые  установки  проекта опираются  на  главные концептуальные  принципы, которые создают  условия для  построения индивидуальных  образовательных  траекторий, позволяющих  максимально  раскрыть  способности,  склонности и  потенциал каждого  ребенка.:

  • Развития -  решение  задач по  построению развивающего  и  развивающегося  образования  в  школе.
  • Универсальности, который понимается  как  всесторонность, многообразность, всеохватывающее  знание, стремящееся  к  цельности, разнообразным  назначениям, для  разнообразного  применения,  пригодное для многих  целей, выполняющее  разные функции.
  • Гуманитарности - как  реализации  антропологического  подхода в  психологии  и  педагогике  развития, в  единстве  системы «человек – мир».
  • Многообразия  - как  создания  условий выбора  всеми  субъектами  вида  деятельности  и отношения к  этой  деятельности. Многообразие  выражается  в  разнообразии  форм  и  содержания  образовательного  процесса; многообразии социально значимой  и культуросообразной  деятельности.
  • Взаимодействия  выражается  как  процесс  и  результат  взаимодействия многообразных  субъектов образовательного  процесса, с  целью согласования  интересов  и  целей.
  • Открытости, которая  заключается в  создании  системы  взаимодействия  и  взаимосвязи с  другими образовательными  программами и  субъектами; в  обмене  ресурсами человеческими, информационными; в адаптивности  к  внешним  и внутренним  изменениям, в  эффективности.  

 

Условия  реализации поставленных  целей. Успешное  ведение  инновационной  деятельности  возможно  при наличии высокой  мотивационной  готовности  всех  участников проекта, а  также при  наличии условий  ведения  этой  деятельности (наличие  помещения, материально-технической  базы, инструментария, наличия некоторых психологических  методик)

 Методы исследования. моделирование педагогического процесса, анкетирование, интервьюирование, беседы, оценивание, рейтинг, тесты; анализ продуктов деятельности педагогов, школьников : творческих индивидуальных заданий, рефератов, рефлексия результатов диагностики и самодиагностики, прямое и косвенное наблюдение; изучение и обобщение массового и передового опыта; методы статистической обработки данных.

 

Этапы реализации:  

I этап. Подготовительный (январь  2012 – декабрь 2012г).

Цель: создание  организационных и  психолого-педагогических условий  для  разработки и реализации развивающих  и  коррекционных  программ, направленных  на  преодоление  трудностей  обучения учащихся  начальной  школы.

II этап. Основной  (январь 2013 – январь  2016).

Цель: обновление  образовательной  среды ОУ через  развитие  ее  вариативности путем  внедрения в  практику образовательного  процесса нейропсихологического подхода.

III этап. Заключительный (январь 2016 – декабрь 2016).

Цель: создание  модели коррекционно-развивающей работы  с  детьми младшего  школьного  возраста, испытывающих  трудности  в  обучении.

 

Планируемый результат изменений:

  1. Теоретико-методологическое обоснование модели психолого-педагогической поддержки учащихся  начальной  школы, испытывающих некоторые  трудности в  освоении учебной  программы, в соответствии с  требованиями федерального компонента государственного стандарта общего  образования нового поколения.
  2. Разработка и  реализация психолого–педагогических  программ помощи учащимся начальной школы, испытывающим  трудности в  обучении.
  3. Создание  благоприятных  условий для  ученика с  трудностями  обучения, в  которых происходит постепенная  их  компенсация.
  4.  Создание  условий  для  профессионального  роста  участников  инновационной  деятельности.
  5. Анализ существующих  программ, диагностических  методик с точки  зрения  возможности  их использования.

Научная новизна  исследования связана с  разработкой модели психолого-педагогической поддержки учащихся  начальной  школы, испытывающих некоторые  трудности в  освоении учебной  программы, в соответствии с  требованиями федерального компонента государственного стандарта общего  образования нового поколения.

Способы отслеживания   результатов и  предполагаемые формы  их  представления. Результаты  планируется  отслеживать в  течение  всех  этапов  инновационной  деятельности, для чего  в  программу работ  будет включен  блок  мониторинга с четким определением объекта мониторинга, который будет позволять видеть и корректировать течение преодоления трудностей обучения школьников I ступени при введении ФГОС НОО «Здесь и теперь»  Организация инновационной деятельности носит  открытый  характер, предполагающий включение  новых субъектов.       

 6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2010

 

 

 

 

 

2011

 

 

 

 

2012

 

 

 

 

    

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2010

 

.

 

2011

 

 

 

 

7. Методическая результативность:

 

Круглые столы и семинары для педагогической общественности:

- проведены педагогические  советы

- проведена методическая учеба по темам:

 - совместно с социальными партнерами УРО РАО, Социальный институт, Центр поддержки детства, «Диалог», «Одаренность и технология», ЦДТ «Галактика» проведены семинары: «Принципы рационального питания.

 

Практикумы и семинары для родителей:

- проводится лекторий для родителей по темам:-

- действует школа для родителей «!»

8. Социальная результативность:

  • доступности инновационного опыта ИАШ широкой педагогической общественности:

Материалы проекта представлены на сайте http://167.uralschool.ru/

  • широкой сетью социального партнерства.

Участники сети социального партнерства  АПК и ПРО (г.Москва),УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ,

 

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.