РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБДОУ детский сад №567
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №567
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011-2016гг.
1. Заведующая МБДОУ №567: Уколова Татьяна Викторовна.
2. тел./факс МБДОУ: (343) 252-01-06.
сайт: 567.tvoysadik.ru E mail: ukolova567@ mail.ru
3. ФИО (полностью) куратора проекта от МБДОУ: Уколова Татьяна Викторовна.
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.
5.Тема инновационного педагогического опыта: «Организация социального партнёрства МБДОУ№567 как условие социально-личностного развития детей дошкольного возраста».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования: Современные тенденции развития системы образования в России связаны с обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с запросами общества. Социальный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью - подготовкой подрастающего поколения, способного к реше¬нию различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе. В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:
- «воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
- свободного гражданина (субъекта истории, общества);
- творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития)».
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
- воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
- развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
- становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.). Одним из направлений деятельности ДОУ по социально-личностному развитию ребенка является обеспечение базы для осуществления этого процесса. Достаточно ясным представляется, что образовательные учреждения, учитывая их материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, не всегда способны обеспечить соответствующее качество процесса социализации, дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому для детского сада и школы очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями. В этой связи:
противоречие, на решение которого выходит исследование, связано с необходимостью установления социального партнерства ДОУ и ряда социокультурных институтов в интересах качественной реализации требований ФГТ к социально-личностному развитию воспитанников ДОУ и недостаточной разработанностью вопроса создания организационных и содержательных связей с социокультурными институтами в теории управления ДОУ.
Обозначенное противоречие позволяет определить проблемы исследования, которые заключаются :
- в выявлении организационно-педагогических условий установления социального партнерства ДОУ и социокультурных институтов, заинтересованных в развитии сотрудничества с ДОУ
- в поиске нового содержания и форм использования индивидуально-психологических особенностей ребенка в условиях развития социального партнерства, развития субъективного опыта воспитанников, стабилизации организационной культуры, основанной на приоритете эрудиции, интеллекта, гражданственности и ответственности.
Идея изменения: установление успешного социального партнерства ДОУ и социокультурных партнеров учреждения будет возможным, если:
- партнерские отношения между ДОУ и социокультурными партнерами будут регламентироваться специальными соглашениями (договорами) о социальном партнерстве, определяющем права и обязанности участников партнерского взаимодействия;
- взаимодействие ДОУ и социокультурных партнеров принесет положительные результаты всем участникам взаимодействия
Тема исследования: Организация социального партнёрства МБДОУ№567 как условие социально-личностного развития детей дошкольного возраста
Объект исследования – социальное партнерство.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия социального партнерства МБДОУ№567 и социокультурных партнеров учреждения
Цель: конструирование модели, представляющей собой совокупность организационно-педагогических условий установления социального партнерства ДОУ и социокультурных институтов
Задачи:
- разработка методов и приёмов воспитания дошкольников, способствующей позитивной социализации в дошкольном образовательном учреждении в условиях развития социального партнерства;
- создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей в условиях развития социального партнерства;
- создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ, социальных партнеров и родителей по социально-личностному развитию детей и ее институализация;
- формирование у детей основ личности будущего гражданина на основе социального партнерства;
- профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.
Концептуальные основания деятельности:
Теоретико-методологической основой исследования явились: труды Г.В. Борисова, П. Бурдье, Л.Г. Гусляковой, Е.Г. Калинкиной,Н.З. Камалиева, А.В. Корсунова и др., изучавших феномен социального партнерства в разных сферах общественной жизни; разработки Т.И.Андреевой, Е.П. Арнаутовой, Г.В. Атаманчука, Л.А. Боровцовой, З.И.Тепловой, выводы С.А.Козловой, Е.М.Волковой, Н.С. Мишиной, научные исследования Т.В. Фуряевой и др. Из анализа научных трудов следует, что социальное партнерство в образовании - «это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях».. Феномен социального партнерства в разных сферах общественной жизни исследовали Г. В. Борисов, П. Бурдье, Л. Г. Гуслякова, Е. Г. Калинкина, Н. З. Камалиев, А. В. Корсунов, Л. А. Луговской, И. М. Реморенко, а также Б. З. Вульфов, Н. В. Гуров, С. А. Козлова, А. В. Мудрик, Р. М. Куличенко, Р. К. Егорова и др. Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, - это социальная проблема. На сегодняшний день серьезной социальной проблемой является низкий уровень социальной компетентности детей и подростков, наличие существенных отклонений в их личностном развитии. В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка этот процесс затруднен. В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель: воспитывать культурного человека (субъекта культуры); свободного гражданина (субъекта истории, общества); творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития). Реализация этой цели направлена на решение следующих задач: воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений; становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека. Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня, но социально-педагогическая деятельность этих учреждений должна быть направлена на помощь не только ребенку, но и педагогу, и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении. Достаточно ясным представляется, что далеко не все образовательные учреждения, учитывая их материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, способны самостоятельно решить поставленные задачи. Л. Коломийченко указывает, что дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом), выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой». Таким образом, актуальным становится вопрос выбора социальных институтов, с которыми ДОУ могло осуществлять взаимодействие, об условиях этого сотрудничества, его формах и т.д.. Существенное значение в разработке проблемы привлечения социальных сил в сферу дошкольного образования имеют работы Т.И. Андреевой, Е.П. Арнутовой, Г.В. Атаманчука, научные исследования Л.А. Боровцовой, Г.В. Глушко и др., в которых сформулированы основные положения привлечения в образовательный процесс ДОУ различных представителей социальных групп. И.М. Реморенко, разрабатывая проблему социального партнерства в образовании, указывал на то что, оно представляет собой совместную коллективную распределенную деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. Таким образом, встает вопрос о положительных эффектах социального партнерства. Например, З.А. Ярочкина видит в социальном партнерстве ДОУ способ социализации ребенка. О.Д. Никольская утверждает, что организация социального партнерства ДОУ - это фактор повышения качества дошкольного образования, в своей диссертационной работе она разработала модель социально-педагогического партнерства ДОУ. Т.Н. Захарова трактует социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения как средство развития личности дошкольника. В своих работах она раскрывает потенциал социального партнерства для преодоления имеющихся проблем в социально-личностном развитии дошкольников, представляет разные формы организации взаимодействия с социальными партнерами (высшими и средними профессиональными образовательными учреждениями) и возможные результаты совместной деятельности дошкольного образовательного учреждения и социальных партнеров разного уровня.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
- партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности (педагогический совет ДОУ, мини-педсоветы специалистов ДОУ по актуальным вопросам помощи нуждающимся детям, родительская общественность, педагогическое сообщество ДОУ и школы);
- партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер (учреждений здравоохранения, культуры, физкультуры, общественных организаций, фондов, органов управления образованием на уровне района, города, области, службы социальной защиты семьи и детей);
- партнерство со спонсорами, благотворительными организациями (коммерческие структуры, средства массовой информации, реклама деятельности ДОУ) и др.
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия
- для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);
- формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
- воспитания уважения к труду взрослых;
- привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОУ (материальная поддержка талантливых и добросовестных педагогов: спонсорские премии, средства Попечительских советов и др., создание новых и оснащение учебных и досуговых помещений (игровых комнат, музыкальных, спортивных залов, изостудий, комнат сказок), пополнение фонда методической и художественной литературы ДОУ и др.).
Опыт работы показывает, что участие детей в совместных мероприятиях (акциях, проектах, досуговых мероприятиях) с привлечением социальных партнеров делает их более открытыми, активными, способствует обогащению эмоционального мира ребенка, активному развитию познавательного интереса, совершенствованию коммуникативных навыков и умений. Это, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для своевременного социального и личностного развития дошкольника
Цель проекта: конструирование модели, представляющей собой совокупность организационно-педагогических условий установления социального партнерства ДОУ и социокультурных институтов в интересах развития базиса личностной культуры ребенка, обеспечения его эмоционального благополучия, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей воспитанников МДОУ№ 567,
Достижения стратегической цели будет осуществляться через реализацию следующих направлений:
• работа с персоналом,
• работа с детьми,
• с родителями,
• с предметно-пространственной средой,
• с внешней средой через развитие социального партнерства с МОУ СОШ №53, МОУ СОШ №71; ДОУ №253, 524, 473; Детский клуб «Умелец», «Огонёк»; КСК «Олимп», Детская поликлиника, ИРО, УрГПУ, ГИБДД, Пожарная часть №9, Музей истории Екатеринбурга, Библиотека, Детская музыкальная школа №9.
В исследовании используются следующие методы: анализ педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент, методы качественного и количественного анализа полученных данных.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты позволяют расширить и углубить представления о социальном партнерстве ДОУ и социокультурных партнеров учреждения.
Практическая значимость исследования заключается в определении организационно-педагогических условий, способствующих установлению социального партнерства ДОУ и социокультурных партнеров учреждения
Основное содержание деятельности по проекту:
Взаимодействие сотрудников дошкольного учреждения выстраивается на основе принципов диалогизации, проблематизации, индивидуализации и носит личностно - ориентированный характер. Педагоги нашего детского сада создают оптимальные условия для установления позитивно- эмоционального общения между детьми и взрослыми, прежде всего, через:
- Проявление педагогами собственной инициативы в установлении партнерских эмоциональных контактов, как с детьми, так и между собой;
- Поддержку и поощрение детской инициативы в общении со сверстниками и педагогами посредством организации проблемных ситуаций, способствующих совместным переживаниям, проявлению эмпатии;
- Предоставление детям позитивной свободы (отсутствие излишней регламентации их жизнедеятельности, предоставление права выбора партнеров для совместной деятельности и т.п.);
- Обеспечение ситуации успеха детям во время организованной и самостоятельной деятельности.
Основные направления в работе по социальному развитию воспитанников:
- создание в ДОУ социально-формирующей среды;
- организация общения (ребенок - взрослый, ребенок-ребенок);
- организация игровой деятельности;
- организация трудовой деятельности;
- организация познавательной деятельности с акцентом профориентации;
- патриотическое воспитание;
- гражданское воспитание;
- взаимодействие с семьей;
- социальное партнерство.
Решая стоящие задачи социального развития ребёнка, дошкольное учреждение широко использует потенциал социального партнёрства. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между социальными партнерами. МБДОУ № 567 взаимодействует со многими социальными институтами: МОУ СОШ №53, МОУ СОШ №71; ДОУ №253, 524, 473; Детский клуб «Умелец», «Огонёк»; КСК «Олимп», Детская поликлиника, ИРО, УрГПУ, ГИБДД, Пожарная часть №9, Музей истории Екатеринбурга, Библиотека, Детская музыкальная школа №9.
Педагогическая технология социально-личностного развития детей в условиях развития социального партнерства реализуется поэтапно и включает :
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию с участием социальных партнеров ;
- систематическую работу с детьми по социально-личностному развитию;
- коррекцию имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Планируемый результат изменений:
На городском уровне:
- показать вариант практического решения проблемы создания необходимых условий, способствующих позитивной социализации дошкольников в условиях развития социального партнерства.
На локальном уровне:
- развитие механизмов социального партнерства ;
- обеспечение эмоционального комфорта субъектам педагогического общения;
- развитие у детей таких личностных качеств как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства;
- обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;
- повышение уровня педагогической культуры родителей
Показатели качества работы по социальному развитию определены нами по трем позициям:
1. С позиции педагога:
- степень удовлетворенности трудом;
- принятие себя и других;
- гуманизация всех видов деятельности;
- диалогичность общения;
- стремление к профессиональному росту;
- активная жизненная позиция.
2. С позиции ребенка:
- снижение общей тревожности;
- эмоционально-положительное отношение к себе, другим людям;
- отсутствие частых конфликтов между детьми;
- высокая продуктивная деятельность детей, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня;
- спокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя не доминирует над голосом детей. Но, в то же время, он хорошо различим;
- повышение самооценки;
- собственная активность.
3. С позиции родителей:
- удовлетворенность родителей образовательной услугой ДОУ;
- стремление участвовать в образовательной деятельности ДОУ.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2008 |
|
|
«Психологическая грамотность родителей как средство достижения эмоциональной стабильности ребенка» |
|
2009 |
|
|
|
|
2010 |
Городское мероприятие: дни ДОУ в Институте социального образования в УГПУ «Организация социально-педагогической деятельности с родителями в ДОУ»/ноябрь, декабрь 2010. Статьи в сборнике «Инновационные процессы в образовании»: «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста в процессе освоения музейной педагогики в детском саду» |
Всероссийская конференция на базе УГПУ с элементами научной школы молодых учителей «Школа педагогических взаимодействий: вчера, сегодня, завтра»/ ноябрь 2010.
5 всероссийская научно-практическая конференция для преподавателей и студентов педагогических вузов и колледжей «ДЕТСТВО, ОТКРЫТОЕ МИРУ: актуальные проблемы образования периода детства»/ «Мы вместе: проектирование образовательной среды детского сада» (на базе УГПУ)/ октябрь 2010.
|
«Социально-педагогический проект «Мы вместе!» в сборнике Педагогических чтений |
|
2011 |
Статьи в сборнике «Инновационные процессы в образовании»: «Промежуточные результаты реализации социально-педагогического проекта «МЫ ВМЕСТЕ» |
|
«Управление кадрами в условиях ДОУ с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию» в сборнике Педагогических чтений |
|
2012 |
Статьи в сборнике «Инновационные процессы в образовании»: «Духовно-нравственное развитие дошкольников в процессе создания мини-музеея», «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольник. |
|
|
«Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников» в научно-образовательном журнале АКАДЕМИАН |
Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований
|
Магистерские работы |
Кандидатские работы |
2008 |
|
|
2009 |
|
|
2010 |
|
|
2011 |
|
|
2012 |
|
|
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2008 |
|
|
|
2009 |
Городской конкурс на лучшее дошкольное учреждение |
|
|
2010 |
10 межрегиональная специализированная выставка в КОСКе «Россия», диплом 1 степени в номинации «Образование. Педагогическая поддержка семьи»/ сентябрь 2010.
|
|
|
2011 |
|
Всероссийский конкурс «Росточек: мир спасут дети» инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста по эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры/ 2011. (Серебряная медаль за социально-педагогический проект «Мы вместе!»)
|
|
2012 |
|
9 Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России» - Крутикова Е.П., воспитатель со статьёй «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников» - лауреат 2 место. Всероссийский конкурс «Панорама учебного сотрудничества» - Уколова Т.В., заведующий с социально-педагогическим проектом «Мы вместе!» - диплом победителя 2 степени |
|
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ …………………………
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2008 |
Районный семинар «Организация преемственности по профилактике дезадаптации первоклассников», педагогическая мастерская для педагогов района «Инновации в педагогической деятельности педагогов ДОУ№567» |
|
2009 |
Районный семинар «Социально-личностное развитие дошкольников» |
|
2010 |
Презентация детского сада нового вида «МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №567» |
|
2011 |
|
Гостиная городской ассоциации педагогов ДОУ «Музейная педагогика в практике дошкольного образования» |
Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов) ……………………………………………………………………………..
8. Социальная результативность:
Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности ( (адрес сайта, выпуск сборников материалов по теме работы ОУ) 567.tvoysadik.ru
Сеть социального партнерства: МОУ СОШ №53, МОУ СОШ №71; ДОУ №253, 524, 473; Детский клуб «Умелец», «Огонёк»; КСК «Олимп», Детская поликлиника, ИРО, УрГПУ, ГИБДД, Пожарная часть №9, Музей истории Екатеринбурга, Библиотека, Детская музыкальная школа №9.