МБОУ СОШ № 65 с углубленным изучением отдельных предметов

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства  образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 65 с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  2011 -  2016  гг.

 

1. Директор МБОУ СОШ № 65  Мухина Светлана Сергеевна

2. Научные  консультанты доктор физико-математических наук, профессор Фролов Александр Александрович

3. Тел./факс МБОУ СОШ № 65  (343)267-10-46/(343)267-10-46

Сайт   http://65.uralschool.ru/     E mail: ekb-school65@mail.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ СОШ № 65  Колтышев Владимир Анатольевич

Контактные телефоны куратора проекта , e-mail   (343)267-10-48, kba65@mail.ru          

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФрегистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

5.Тема инновационного педагогического опыта

«Формирование предметных и социальных компетенций обучающихся в условиях массовой общеобразовательной школы»

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ. 

6.1. Качественные характеристики:

Актуальность исследования: В условиях внедрения новых Федеральных государственных стандартов образования на начальной ступени, а затем и последующих ступенях общего образования возникает необходимость разработки новой программы развития учебного заведения, обеспечивающей наиболее полную реализацию основных принципов, направлений и содержания модернизации отечественной школы. Основным нововведением является переход на компетентностный подход в организации обучения и воспитания учащихся. Это требует пересмотра многих традиционных подходов в организации образовательного процесса, самостоятельной учебной и неучебной деятельности учащихся, внедрения педагогических технологий, обеспечивающих приобретение школьниками всех основных компетенций, позволяющих им успешно адаптироваться к современному динамично меняющемуся миру.

Противоречия: Основное противоречие в практике общего образования – между требованием к научности знания и путей его формирования, с одной стороны, и отсутствием методологических, методических и технологических возможностей такого формирования в настоящее время – с другой стороны.

Проблема: При относительной ясности задач и требований к результатам образования со стороны компетентностного подхода, практически отсутствуют образовательные технологии, обеспечивающие выполнение этих требований.

Идея изменения: Сущность инновационного подхода с учетом результатов работы можно сформулировать следующим образом: формирование научно-познавательной «компетентности к обновлению компетенций» обусловлено формированием компетентности в отношении структуры общего и частных алгоритмов  научно-познавательной деятельности и индивидуально-личностного эвристического выполнения конкретных шагов этих алгоритмов.

Реализация этого подхода в предметном образовании на уровне общего алгоритма научно-познавательной деятельности вне зависимости от конкретного содержания предмета описана в работе «Запредметная суть предметного образования» [5]. 

Для описанных выше блоков научно-познавательной деятельности выявлены, формализованы, методически обеспечены и апробированы соответствующие алгоритмы. Так, алгоритм введения определений понятий  описан в работах [6, 7], причем в работе [6] описана методика его реализации в образовательном процессе. Этот алгоритм основан на принципах таксономической лингвистики и удовлетворяет требованию формирования определения конкретного понятия в соответствии с личностным восприятием денотата субъектом определения понятия.

Алгоритм установления закона и методика его реализации описаны в работах [2, 4]. Обращает на себя внимание переосмысление обучающимися в результате усвоения этого алгоритма как сущности закона вообще, так и смысла законов в курсах предметов общеобразовательной программы.

Алгоритм решения задач описан в работах [1, 2, 4]. В этих работах, в особенности [1], подчеркивается его универсальность относительно направленности, содержания и типологии задач.

Таким образом, алгоритмы, обеспечивающие формирование научно-познавательной компетентности в рамках требований государственного образовательного стандарта, установлены, формализованы, описаны, методически обеспечены для работы в режиме проблемного образования и соответствующие методики апробированы.

Поскольку, как уже было отмечено выше, для формирования необходимой компетентности обучение, в том числе и в рамках алгоритмизированного подхода, должно осуществляться в проблемном режиме, в работе [8] была построена математическая модель алгоритмизированного проблемного обучения и были установлены два закона такого обучения. Эти результаты позволяют количественно оценивать качество процесса обучения и качество результата обучения, если оно алгоритмизировано и проблемно.

Публикации:

  1. Галагузов А. Н. Социально-педагогические задачи: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» / А. Н. Галагузов, М. А. Галагузова, И. А. Ларионова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 191 с. (Социальная работа).
  2. Непрерывное образование: региональный аспект: коллективная монография / научный редактор Н. П. Косарев; отв. за выпуск М. Б. Носырев.  -  Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2006. -  373 с.
  3. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова // Педагогика. – 2008. - №10.
  4. Фролов А. А.  Язык, закон, задача в курсе физики средней школы. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. – 96 с.
  5. Фролов А. А., Фролова Ю. Н.  Запредметная суть предметного образования //Мир образования – образование в мире. 2006. № 2 (22).
  6. Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Понятийность как основа единства интеграции и дифференциации научного знания // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып. 5 / Отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 592 с.
  7. Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Соотношение алгоритмизации и эвристики при формировании и трансляции научного знания // Образование и наука. 2007. № 5 (47).
  8. Фролов А.А., Фролова Ю.Н. Алгоритмизированный подход к проблемному обучению осознанной деятельности // Образование и наука. 2008. № 8 (56).

Тема исследования: «Формирование научно-познавательной «компетентности к обновлению компетенций»

Цель: Реализация основных методологических и методических принципов компетентностного подхода в системе обучения и воспитания учащихся массовой общеобразовательной школы, обеспечивающего достижения необходимого качества подготовки личности к жизни в динамично меняющемся мире.

Задачи: Выполнение требований государственного образовательного стандарта в отношении качества процесса и результата образования.

Концептуальные основания деятельности: Концепцию предлагаемой инновационной формы учебной и, как следствие, социальной практики можно сформулировать следующим образом:

  1. Основная задача предлагаемой инновационной формы образовательной деятельности – реальное выполнение требований государственного образовательного стандарта в отношении качества процесса и результата образования.
  2. Компетентностный подход к реализации осознанной научно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности в процессе общего образования возможен только в форме проблемного обучения.
  3. Процесс проблемного обучения любой осознанной деятельности в принципе может (должен) быть алгоритмизирован.
  4. Для процесса алгоритмизированного проблемного обучения возможна объективная количественная оценка качества, как самого процесса, так и его результата.
  5. Для ЛЮБОГО предмета общеобразовательной программы при условии научно-познавательного и учебно-исследовательского подхода к его изучению в рамках требований государственного образовательного стандарта может быть реализовано алгоритмизированное проблемное  обучение – как на целостном, так и на фрагментарном уровнях.
  6. Предлагаемая инновационная форма образовательной деятельности, имея в качестве основы структуру профессиональной научно-познавательной деятельности (профессионального научного мышления), является исключительно технологической, то есть в принципе не изменяет содержания образовательных предметов, стандартов их содержания, программ и поурочного распределения материала.

Основное содержание деятельности  по проекту: Практическое содержание предлагаемой инновационной формы образовательной деятельности заключается в следующем. В процессе изучения (преподавания) предмета необходимые понятия вводятся в соответствии с разработанной алгоримизированной технологией, позволяющей как сформировать необходимую ключевую компетентность, так и оценить качество ее сформированности. Рассматриваемые в рамках предмета причинно-следственные связи уровня законов также изучаются в режиме проблемного установления этих законов. То же самое делается и для алгоритмизированного универсального подхода к решению любых задач.

Внедрение инновации в образовательную практику школы предполагается в следующем порядке.

Прежде всего реализуется обучение введению определений понятий в рамках образовательных предметов. Для этого:

  1. Технологии алгоритмизированного введения определений понятий обучается учитель-предметник, согласившийся работать в данном технологическом режиме. Обучение производится разработчиками инновации  (руководителями проекта). Время обучения – 4 часа.
  2. Технологии алгоритмизированного введения определений понятий обучается класс (классы), с которыми работает этот учитель  в рамках своего предмета преподавания. Время обучения одного класса – 4 часа. Разработчиками показано, что обучающиеся усваивают эту технологию эффективнее, чем учителя (см. ниже).
  3. Учитель вводит необходимые для курса определения понятий (в том числе и приведенные в дидактических материалах – с коррекцией или без нее) в соответствии с алгоритмом введения определений понятий и требует от обучающихся введения этих понятий в той же технологии.
  4. Учитель проводит контрольные мероприятия по усвоению методики введения определений понятий курса в соответствии с разработанной технологией оценивания усвоения собственно алгоритма и качества реализации его шагов. Таким образом осуществляется мониторинг понятийной составляющей процесса изучения предмета и результата этого процесса.
  5. Обучающиеся совместно с учителем создают понятийный словарь предмета. Этот словарь впоследствии становится для каждого обучающегося дидактическим материалом школьного уровня, поскольку именно правильно организованная структура определения понятия является одним из  необходимых условий понимания предмета.

Затем в такой же последовательности шагов проходит внедрение технологии алгоритмизированного обучения установлению законов и решению задач. Результаты мониторинга внедрения и развития технологии являются основанием для заключения о возможности трансляции этой технологии.

Планируемый результат изменений: Ожидается повышение (улучшение) образовательных результатов учащихся как отражения формирования предметных и внепредметных компетентностей. Уже получаемые результаты указывают на то, что формируемые компетентности повышают коммуникативные возможности учащихся в школе; поэтому есть все основания предполагать такое же повышение на уровне семьи при условии вовлечения в работу родителей. При этом с группами родителей проводится такая же работа, как и с учителями.

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2008

12

-

3

-

2009

10

7

3

4

2010

10

-

6

-

2011

7

1

2

1

2012

8

2

3

1

 

Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований

 

Магистерские работы

Кандидатские  работы

2008

3

1

2009

3

2

2010

3

3

2011

1

2

2012

1

2

 

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2008

3

1

-

2009

5

2

-

2010

2

1

-

2011

2

2

-

 

7. Методическая результативность:

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ   4 ОУ, 200 человек

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.). 

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2008

 

Проведение городского семинара на базе МОУ СОШ №65

 «Модель адаптивной школы: доступность качественного образования»

2009

 

Проведение городского семинара на базе МОУ СОШ №65

 «Формирование гражданской идентичности обучающихся»;

Проведение городского семинара-презентации на базе МОУ СОШ №65

 в рамках городского конкурса «Лучшая методическая служба – 2009»

2010

 

Проведение городского методического семинара-презентации на базе МОУ СОШ №65

 в рамках городского конкурса «Профилактический олимп»

«Система профилактической работы в  МОУ СОШ № 65»

2011

 

Методический семинар «Опыт работы МБОУ СОШ № 65 по внедрению в УВП технологий развивающего обучения» в рамках XIII межрегиональной специализированной выставки «Образование от А до Я. Карьера»»

Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов) «Внедрение технологии развивающего обучения в УВП», 45 педагогов.

8. Социальная результативность:

Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности ( (адрес  сайта, выпуск сборников материалов  по теме работы ОУ)  http://65.uralschool.ru/; «Формирование «компетентности к обновлению компетенций» с помощью инновационной технологии алгоритмизации учебно-исследовательской деятельности», сборник статей, издательство УГГУ, 2011 год; «Формирование интеллектуально обеспеченных компетенций коммуникативной направленности как средство эффективного решения проблем интолерантности обучающихся», сборник статей, издательство УГГУ, 2011 год.

Сеть социального  партнерства сеть инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, УГГУ, УрГЭУ, УрГПУ, МЦРТ «Одаренность и технологии».

 

 

       

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.