РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ СОШ №175
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №175 Ленинского района г. Екатеринбурга
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2010 - 2016 гг.
1. Директор МБОУ (МАОУ) Вяткина Марина Николаевна
2. Научные консультанты Давыдова Наталья Николаевна
3. Тел./факс МБОУ 260 04 72(73)
сайт: http://школа175.рф E mail: ek_chkola175@mail.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ Никонова Наталья Валентиновна
Контактные телефоны куратора проекта , e-mail 260 04 73, ek_chkola175@mail.ru
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Управление формированием универсальных учебных действий».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования: Образование и самообразование всегда занимали главное место и являлись определяющими факторами в экономическом и политическом развитии России. Эффективная модель самообразования может обеспечить общий устойчивый прогресс и в информационном развитии нашей страны. Нарастающие потоки информации, умение ориентироваться в этой информации, внедрение новых информационных технологий, ситуации, заставляющие принимать быстрые решения – все это требует от школьников высокого уровня готовности к самообразованию. Современная система самообразования вступила на путь диверсификации так же, как и все другие образовательные процессы, а поэтому необходим активный поиск адекватной новым целям совокупности способов, приёмов самообразования, подходов, стимулирования и формирования вариативности в поиске источников знаний.
Новые цели образования и самообразования отмечены в нормативном государственном документе – Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где впервые зафиксировано, что личностные и метапредметные результаты также значимы, как и предметные результаты освоения основной образовательной программы. Преемственность в целях и содержании мы наблюдаем в стандартах второго поколения среднего (полного) общего образования. Личностные требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, включают их готовность и способность к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, умение ставить цели и
строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию уучащихся на всех ступенях обучения.
Противоречия:
- между возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к качеству образования, и отсутствием у школьника потребности в самосовершенствовании и постоянном самообразовании;
- между благоприятными возрастными предпосылками формирования личностных универсальных учебных действий школьников и слабой их реализацией в самообразовании;
- между необходимостью повышения уровня самообразования современного школьника и недостаточной разработанностью педагогического инструментария активизации этого процесса в общеобразовательной школе.
Разрешение этих противоречий определило выбор темы исследования и его проблему в следующей её формулировке: каковы способы построения процесса формирования личностных универсальных учебных действий, влияющих на активизацию самообразования школьников ?
Объект исследования: педагогические условия формирования универсальных учебных действий школьников
Предмет исследования: педагогический процесс формирования личностных универсальных учебных действий, активизирующих самообразование школьников.
Тема исследования: «Управление формированием универсальных учебных действий»
Цель исследования состоит в разработке, научном обосновании и практической реализации модели процесса формирования личностных универсальных учебных действий, активизирующих самообразование школьников.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что формирование универсальных учебных действий школьников будет выступать фактором активизации самообразования, если компоненты процесса будут иметь рефлексивно-ценностную основу, определяющую смыслы самообразования; содержательная характеристика будет связана с ситуациями самосозидания, включающими творение школьниками себя, своих отношений, своей жизни, окружающего мира в процессе коллективного и индивидуального жизнетворчества, а технологическая сторона педагогического процесса обеспечит школьнику позицию субъекта, способного к смыслообразованию и проектированию собственной жизнедеятельности.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
- Раскрыть сущность универсальных учебных действий, активизирующих самообразование школьников;
- Разработать структурно-содержательную модель процесса формирования универсальных учебных действий школьника
- Выявить факторные характеристики формирования универсальных учебных действий, активизирующих самообразование школьников
- Охарактеризовать воспитательный потенциал личностных универсальных учебных действий, активизирующих самообразование школьников
Научная новизна исследования связана с разработкой структурно-содержательной модели процесса формирования личностных универсальных учебных действий учащегося, компонентами которой выступают ценностно-содействующая, деятельностно-направляющая, рефлексивно-позиционная составляющие, содержащие внутренние побудители активизации самообразования школьников.. Изучение новой структуры формирования ЛУУД, основывающейся
на совокупности индивидуальных творческих стимулов, влияющих на активизацию самообразования.
Методологической основой исследования является аксиологический подход, признающий высшей ценностью человека, его интересы и потребности; философские идеи о природе познавательной и творческой деятельности; личностно-ориентированный подход к процессам формирования человека; культурологический подход; концепции об активизации познавательной деятельности Ю.К. Бабанского, П.Я.Гальперина, Н.А. Менчинской, В.М. Монахова, А.В.Усовой, М.Н. Шадрикова, Т.И. Шамовой и поэтапного формирования умственных действий учащихся на основе его самообразовательной деятельности (П.Я. Гальперин, А.К. Громцева, В.П. Зинченко,
И.А. Зимняя)
Теоретическую основу исследования составили положения, раскрывающие закономерности формирования человека как субъекта собственной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); теория личности, её способностей, саморазвития, самореализации (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Андреев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский, И.С. Кон, А. Маслоу, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, К. Роджерс, и др.);
В процессе исследования используются следующие методы: теоретико-поисковые (анализ философской, психолого-педагогической литературы; систематизация; классификация; сравнительный анализ); эмпирические (моделирование; анкетирование; тестирование; экспертная оценка; педагогическое наблюдение; констатирующий, формирующий и контрольно-
оценочный виды эксперимента)
Планируемый результат изменений:
- рост качества обучения обучающихся 5-9 классов до 40% (сейчас 36%);
- рост удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество до 20% (сейчас 10%);
- наличие рекомендаций и учебных заданий для учащихся, направленных на формирование универсальных учебных действий;
- наличие ДК формирования универсальных учебных действий;
- обученность учителей, проведение специальной психолого-педагогической подготовки в рамках существующих форм повышения квалификации или подготовки педагогов (проведение семинаров для педагогов района);
- развитие общественного характера управления за счет совместной деятельности учителей, родителей и учащихся по реализации проекта. Рост доли активного участия родителей в воспитательной работе ОУ;
- разработка и использование диагностик по отслеживанию и анализу результатов управленческой деятельности по реализации проекта;
- рост удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в ОУ на 6%;
- готовность образовательного учреждения к переходу на новые стандарты.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2012 |
|
|
|
1 |
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2008 |
Городской конкурс «Лучшее образовательное учреждение года», 1 место в номинации «Лучшее МОУ СОШ» |
|
|
2009 |
Районный смотр-конкурс «Лучшее образовательное учреждение», 3 место |
|
|
2010 |
Районный смотр-конкурс «Лучшее образовательное учреждение», победитель в номинации «Современная образовательная среда» |
|
|
|
Районный смотр-конкурс образовательных учреждений «Планета моего детства», победитель в номинации «Организация внутришкольного пространства» |
|
|
2011 |
Районный конкурс «Формула успеха», 3 место |
|
|
2012 |
Районный смотр-конкурс образовательных учреждений «Планета моего детства», победитель в номинации «Организация внутришкольного пространства» |
|
|
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ - 43 педагога
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2008 |
|
|
2009 |
Районный семинар для заместителей директоров по УВР «Реализация проектов, улучшающих облик пространственной среды жизнедеятельности школьника», 20 зам. директоров по УВР |
Городской парад мастер-классов педагогов ОУ Ленинского района победителей конкурсного отбора в рамках ПНПО, 2 учителя провели мастер-классы для 21 педагога |
2010 |
|
Городской семинар «Организация дистанционной поддержки ОП с использованием СДО MOODLE» |
2011 |
Районный семинар для заместителей директоров по УВР «система достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального обучения», 20 зам. директоров по УВР |
|
Социальное партнерство: с кем сотрудничаете????АПК и ПРО, УрО РАО, РГППУ, еще