МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления №2

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ

 

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение – детский сад присмотра и оздоровления № 2

Адрес с индексом: 620098, Россия, Свердловская область, г.Екатеринбург, ул. Новаторов, д.16

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  2011 - 2016  гг.

 

1. Заведующая  МБДОУ: Игошева Светлана Васильевна

2. тел./факс МБОУ: 307 – 08 – 14 (15)

3. сайт   http://2.tvoysadik.ru E mail: detskisad2@yandex.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Галицкая Ольга Викторовна

Контактные телефоны куратора проекта 8 (922) 116 – 52 - 25, e-mail olgagalickaya@yandex.ru

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ,  регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Обеспечение индивидуализации образовательного процесса в ДОУ с круглосуточным режимом  пребывания в условиях совершенствования здоровьеформирующей среды».

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

6.1. Качественные характеристики

Актуальность исследования. В условиях процесса глобализации, нарастающем в современном мире во всех сферах, все ярче проявляются противоречия между технократическим (технологическим) и гуманистическим подходами к образованию и воспитанию  человека, между интегративно-целостной природой человека как предмета воспитания и «частичным», суммативным подходом к его обучению. Эти и другие противоречия обусловлены объективной потребностью современного российского общества в качественно новых образовательно-воспитательных системах, способных органично аккумулировать технократический и гуманистический подходы при приоритете последнего. Особое значение в решении проблемы гуманизации дошкольного образования приобретают задачи и функции дошкольного учреждения, основанные на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду жизни человека, так как именно в этот период формируются представления об окружающем мире, происходит интенсивное развитие личности ребенка. Интеграция содержания дошкольного образования, по мнению многих исследователей, является одним из педагогических условий повышения эффективности развития эмоционально-интеллектуальной сферы личности ребенка.

Анализ теории и практики интегрированного обучения  и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях показывает наличие ряда противоречий между:

  • необходимостью формирования у дошкольников целостных представлений об окружающем мире и наличием отдельных разрозненных представлений  об его составных частях;
  • огромным развивающим и воспитательными потенциальными возможностями интегрированного обучения и воспитания детей дошкольного возраста и ограниченным использованием его возможностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
  • широким применением интегрированного обучения  и воспитания в практике дошкольных учреждений и интуитивным уровнем готовности педагогов к его реализации.

В связи с этим, проблемой исследования является разработка практико-методических оснований для  создания системы интегрированного обучения и воспитания  детей в  МБДОУ№ 2  в условиях совершенствования здоровьеформирующей среды.

Цель исследованияразработка и апробация целостной  педагогической системы интегрированного обучения и  воспитания  детей в  МБДОУ № 2

Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Предмет исследования интегрированное обучение и воспитание  детей в дошкольных образовательных учреждениях как целостная педагогическая система.

Гипотеза исследования:

 Модель интегрированного обучения и воспитания детей в  ДОУ  будет эффективна, если:

  • включает в себя систему взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов педагогического процесса (личностного, целевого, содержательного, операционально-деятельностного, рефлексивно-оценочного);
  •  реализует содержательные и формальные цели в их взаимосвязи;
  •  содержание  модели отражает целостные представления о мире, структурировано с учетом различных способов интеграции, строится на основе интегрирующих факторов общего и предметного планов, обуславливающих целостность образовательного процесса и усиливающих его воспитательную и развивающую направленность;
  •  обеспечивает деятельностный характер усвоения содержания дошкольного образования, предполагает доминирование субъект-субъектных отношений педагога и ребенка; ;
  •  рефлексивный компонент включает анализ и оценку интегрированного результата, синтезирующего все виды учебно-познавательной деятельности дошкольников;
  • эффективность внедрения модели интегрированного обучения и воспитания в ДОУ  зависит от адекватной системы мониторинга готовности педагогов к интегрированному обучению в условиях инновационной деятельности, диагностики познавательных интересов и знаний детей, а также от обеспечения соответствующих педагогических условий реализации данной модели.

Задачи исследования:

  • Разработать модель интегрированного обучения и воспитания  детей в ДОУ  как целостной педагогической системы.
  • Обеспечить совершенствование здоровьеформирующей среды в ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
  • Разработать и обосновать содержание интегрированных занятий  в условиях развития здоровьеформирующей среды ДОУ.
  •  Разработать, экспериментально обосновать и доказать эффективность системы мониторинга готовности педагогов к интегрированному обучению и воспитанию  детей дошкольного возраста как к инновационной деятельности.
  • Сформировать банк образовательных программ, направленных на развитие различного рода способностей дошкольников, в том числе и их здоровья.
  • Укрепить материально-техническую базу МБДОУ при привлечении различных источников финансирования для обеспечения выбранных образовательных программ.
  • Скорректировать систему управления МБДОУ в соответствии с целями его развития и вводимыми изменениями в образовательный процесс.           

Методологическую основу исследования составили:  положения: о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности, единстве явлений и процессов окружающего мира ( Л. Фон  Берталанфи, Г. Гегель, Э. Йенш, И. Кант, Д.И. Менделеев, Г. Спенсер и др.); о диалектическом единстве процессов интеграции и дифференциации (В.Г. Левин, А.Д. Урсул, М.Г. Чепиков и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина), системный и структурно-функциональный подходы (Т.С. Комарова, Л.А. Мишарина, Э.В. Онищенко, Н.Н. Поддъяков); технологический  подход (В.П. Беспалько, М.М. Левина, Ю.И. Лобанов, В.А. Сластенин, Н.Г. Ярошенко и др.); инновационный подход к развитию образовательных систем (В.М. Кларин, В.С. Лазарев,  М.М. Поташник, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, О.Г. Хомерики и др.). Современный подход к организации дошкольного образования поставил проблемы, связанные с переходом от предметно ориентированного обучения к личностно ориентированному обучению, в центре которого находится личность человека, что дает основание с этих позиций рассмотреть интегрированное обучение и воспитание  как целостную концепцию.

Методы исследования:  анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, моделирование, педагогический эксперимент,  наблюдение,  тестирование,  анкетирование, интервьюирование, беседа,  метод экспертных оценок.

Основное содержание деятельности по проекту. Интегрированное обучение и воспитание детей в МДОУ в условиях совершенствования здоровьеформирующей среды, по своей сущности, является личностно ориентированным, так как в нем смещены акценты с формирования знаний, умений и навыков на решение развивающих и воспитательных задач.  При этом знания, умения и навыки выступают как средство воспитания и развития. Интегрированные циклы занятий могут конструироваться по-разному: цикл занятий может состоять из традиционных занятий, которые выстроены в определенной последовательности в соответствии с уровнем межпредметных связей, а также цикл может полностью состоять из интегрированных занятий или включать традиционные занятия в сочетании с интегрированными как обобщающими. Интегрированный (тематический) день предполагает такую организацию познавательной деятельности в течение всего времени пребывания дошкольников в детском саду, при которой какая-либо конкретная тема является сквозной и отражается не только в содержании занятий (при этом занятия по структуре могут быть и одновидовыми), но и в содержании подвижных, сюжетно-ролевых и других игр, наблюдений на прогулках и в других режимных моментах

В целом  исследование основывается на реализации подпроектов

  • Совершенствование здоровьеформирующей среды в ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
  • Обеспечение готовности педагогов к интегрированному обучению и воспитанию  детей дошкольного возраста как к инновационной деятельности

Планируемый результат изменений:

  • Разработана  модель интегрированного обучения и воспитания  детей в ДОУ  как целостная педагогическая система.
  • Обеспечено совершенствование здоровьеформирующей среды в ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
  • Обосновано  содержание интегрированных занятий  в  условиях развития здоровьеформирующей среды ДОУ.
  •  Создана система мониторинга готовности педагогов к интегрированному обучению и воспитанию  детей дошкольного возраста как к инновационной деятельности.
  • Сформировать банк образовательных программ, направленных на развитие различного рода способностей дошкольников, в том числе и их здоровья.

Научная новизна исследования: разрабатывается  модель интегрированного обучения и воспитания  детей в ДОУ в условиях совершенствования  здоровьеформирующей среды   как целостная педагогическая система

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2011

XVII городские открытые Педагогические чтения

 

 

 

2012

XVIII городские открытые Педагогические чтения

I и II; региональные педагогические  чтения по гуманной педагогике

 

 

 

2013

Вестник Дома учителя

 

 

 

     Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований

 

Магистерские работы

Кандидатские  работы

2011

нет

 

2012

нет

 

2013

нет

 

 

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2011

Городской конкурс «Путешествие в Экономику»; II межрегиональная выставка «Экология. Управление отходами»

 

 

2012

 

Конкурс педагогического мастерства

«Вопросы времени»

 

2013

«Наши соседи по планете»;

«Воспитатель года»;

«Лучший терем - теремок»

 

 

 

7. Методическая результативность

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ  -  6 человек

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2011

 

Городской семинар «Психологическое сопровождение аттестационных процессов  педагогов ДОУ в период подготовки и прохождения аттестации»

2012

 

 

2013

Открытое мероприятие для педагогов Орджоникидзевского района

 

Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов) нет

8. Социальная результативность

Инновационный опыт ИАОУ доступен  широкой педагогической общественности на сайте, по адресу: http://2.tvoysadik.ru

Социальное партнерство: АПК и ПРО, УрО РАО, РГППУ, ПМПК Центр «Радуга», МУ детская городская больница № 15, Уральский научно – исследовательский институт фтизиопульмонологии.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.