РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления №2
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад присмотра и оздоровления № 2
Адрес с индексом: 620098, Россия, Свердловская область, г.Екатеринбург, ул. Новаторов, д.16
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011 - 2016 гг.
1. Заведующая МБДОУ: Игошева Светлана Васильевна
2. тел./факс МБОУ: 307 – 08 – 14 (15)
3. сайт http://2.tvoysadik.ru E mail: detskisad2@yandex.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Галицкая Ольга Викторовна
Контактные телефоны куратора проекта 8 (922) 116 – 52 - 25, e-mail olgagalickaya@yandex.ru
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Обеспечение индивидуализации образовательного процесса в ДОУ с круглосуточным режимом пребывания в условиях совершенствования здоровьеформирующей среды».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования. В условиях процесса глобализации, нарастающем в современном мире во всех сферах, все ярче проявляются противоречия между технократическим (технологическим) и гуманистическим подходами к образованию и воспитанию человека, между интегративно-целостной природой человека как предмета воспитания и «частичным», суммативным подходом к его обучению. Эти и другие противоречия обусловлены объективной потребностью современного российского общества в качественно новых образовательно-воспитательных системах, способных органично аккумулировать технократический и гуманистический подходы при приоритете последнего. Особое значение в решении проблемы гуманизации дошкольного образования приобретают задачи и функции дошкольного учреждения, основанные на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду жизни человека, так как именно в этот период формируются представления об окружающем мире, происходит интенсивное развитие личности ребенка. Интеграция содержания дошкольного образования, по мнению многих исследователей, является одним из педагогических условий повышения эффективности развития эмоционально-интеллектуальной сферы личности ребенка.
Анализ теории и практики интегрированного обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях показывает наличие ряда противоречий между:
- необходимостью формирования у дошкольников целостных представлений об окружающем мире и наличием отдельных разрозненных представлений об его составных частях;
- огромным развивающим и воспитательными потенциальными возможностями интегрированного обучения и воспитания детей дошкольного возраста и ограниченным использованием его возможностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
- широким применением интегрированного обучения и воспитания в практике дошкольных учреждений и интуитивным уровнем готовности педагогов к его реализации.
В связи с этим, проблемой исследования является разработка практико-методических оснований для создания системы интегрированного обучения и воспитания детей в МБДОУ№ 2 в условиях совершенствования здоровьеформирующей среды.
Цель исследования – разработка и апробация целостной педагогической системы интегрированного обучения и воспитания детей в МБДОУ № 2
Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Предмет исследования интегрированное обучение и воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях как целостная педагогическая система.
Гипотеза исследования:
Модель интегрированного обучения и воспитания детей в ДОУ будет эффективна, если:
- включает в себя систему взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов педагогического процесса (личностного, целевого, содержательного, операционально-деятельностного, рефлексивно-оценочного);
- реализует содержательные и формальные цели в их взаимосвязи;
- содержание модели отражает целостные представления о мире, структурировано с учетом различных способов интеграции, строится на основе интегрирующих факторов общего и предметного планов, обуславливающих целостность образовательного процесса и усиливающих его воспитательную и развивающую направленность;
- обеспечивает деятельностный характер усвоения содержания дошкольного образования, предполагает доминирование субъект-субъектных отношений педагога и ребенка; ;
- рефлексивный компонент включает анализ и оценку интегрированного результата, синтезирующего все виды учебно-познавательной деятельности дошкольников;
- эффективность внедрения модели интегрированного обучения и воспитания в ДОУ зависит от адекватной системы мониторинга готовности педагогов к интегрированному обучению в условиях инновационной деятельности, диагностики познавательных интересов и знаний детей, а также от обеспечения соответствующих педагогических условий реализации данной модели.
Задачи исследования:
- Разработать модель интегрированного обучения и воспитания детей в ДОУ как целостной педагогической системы.
- Обеспечить совершенствование здоровьеформирующей среды в ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
- Разработать и обосновать содержание интегрированных занятий в условиях развития здоровьеформирующей среды ДОУ.
- Разработать, экспериментально обосновать и доказать эффективность системы мониторинга готовности педагогов к интегрированному обучению и воспитанию детей дошкольного возраста как к инновационной деятельности.
- Сформировать банк образовательных программ, направленных на развитие различного рода способностей дошкольников, в том числе и их здоровья.
- Укрепить материально-техническую базу МБДОУ при привлечении различных источников финансирования для обеспечения выбранных образовательных программ.
- Скорректировать систему управления МБДОУ в соответствии с целями его развития и вводимыми изменениями в образовательный процесс.
Методологическую основу исследования составили: положения: о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности, единстве явлений и процессов окружающего мира ( Л. Фон Берталанфи, Г. Гегель, Э. Йенш, И. Кант, Д.И. Менделеев, Г. Спенсер и др.); о диалектическом единстве процессов интеграции и дифференциации (В.Г. Левин, А.Д. Урсул, М.Г. Чепиков и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина), системный и структурно-функциональный подходы (Т.С. Комарова, Л.А. Мишарина, Э.В. Онищенко, Н.Н. Поддъяков); технологический подход (В.П. Беспалько, М.М. Левина, Ю.И. Лобанов, В.А. Сластенин, Н.Г. Ярошенко и др.); инновационный подход к развитию образовательных систем (В.М. Кларин, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, О.Г. Хомерики и др.). Современный подход к организации дошкольного образования поставил проблемы, связанные с переходом от предметно ориентированного обучения к личностно ориентированному обучению, в центре которого находится личность человека, что дает основание с этих позиций рассмотреть интегрированное обучение и воспитание как целостную концепцию.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, моделирование, педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, анкетирование, интервьюирование, беседа, метод экспертных оценок.
Основное содержание деятельности по проекту. Интегрированное обучение и воспитание детей в МДОУ в условиях совершенствования здоровьеформирующей среды, по своей сущности, является личностно ориентированным, так как в нем смещены акценты с формирования знаний, умений и навыков на решение развивающих и воспитательных задач. При этом знания, умения и навыки выступают как средство воспитания и развития. Интегрированные циклы занятий могут конструироваться по-разному: цикл занятий может состоять из традиционных занятий, которые выстроены в определенной последовательности в соответствии с уровнем межпредметных связей, а также цикл может полностью состоять из интегрированных занятий или включать традиционные занятия в сочетании с интегрированными как обобщающими. Интегрированный (тематический) день предполагает такую организацию познавательной деятельности в течение всего времени пребывания дошкольников в детском саду, при которой какая-либо конкретная тема является сквозной и отражается не только в содержании занятий (при этом занятия по структуре могут быть и одновидовыми), но и в содержании подвижных, сюжетно-ролевых и других игр, наблюдений на прогулках и в других режимных моментах
В целом исследование основывается на реализации подпроектов
- Совершенствование здоровьеформирующей среды в ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
- Обеспечение готовности педагогов к интегрированному обучению и воспитанию детей дошкольного возраста как к инновационной деятельности
Планируемый результат изменений:
- Разработана модель интегрированного обучения и воспитания детей в ДОУ как целостная педагогическая система.
- Обеспечено совершенствование здоровьеформирующей среды в ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
- Обосновано содержание интегрированных занятий в условиях развития здоровьеформирующей среды ДОУ.
- Создана система мониторинга готовности педагогов к интегрированному обучению и воспитанию детей дошкольного возраста как к инновационной деятельности.
- Сформировать банк образовательных программ, направленных на развитие различного рода способностей дошкольников, в том числе и их здоровья.
Научная новизна исследования: разрабатывается модель интегрированного обучения и воспитания детей в ДОУ в условиях совершенствования здоровьеформирующей среды как целостная педагогическая система
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2011 |
XVII городские открытые Педагогические чтения |
|
|
|
2012 |
XVIII городские открытые Педагогические чтения I и II; региональные педагогические чтения по гуманной педагогике |
|
|
|
2013 |
Вестник Дома учителя |
|
|
|
Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований
|
Магистерские работы |
Кандидатские работы |
2011 |
нет |
|
2012 |
нет |
|
2013 |
нет |
|
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2011 |
Городской конкурс «Путешествие в Экономику»; II межрегиональная выставка «Экология. Управление отходами» |
|
|
2012 |
|
Конкурс педагогического мастерства «Вопросы времени» |
|
2013 |
«Наши соседи по планете»; «Воспитатель года»; «Лучший терем - теремок» |
|
|
7. Методическая результативность
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ - 6 человек
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2011 |
|
Городской семинар «Психологическое сопровождение аттестационных процессов педагогов ДОУ в период подготовки и прохождения аттестации» |
2012 |
|
|
2013 |
Открытое мероприятие для педагогов Орджоникидзевского района |
|
Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов) нет
8. Социальная результативность
Инновационный опыт ИАОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте, по адресу: http://2.tvoysadik.ru
Социальное партнерство: АПК и ПРО, УрО РАО, РГППУ, ПМПК Центр «Радуга», МУ детская городская больница № 15, Уральский научно – исследовательский институт фтизиопульмонологии.