Название статьи | Вербализация эмоций и опознание лицевой экспрессии в структуре общения подростков и юношей | ||||
Авторы | Е. С. Иванова | ||||
В рубрике | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №9 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 159.928.234 | Индекс ББК | ||
Аннотация | В статье ставится вопрос о необходимости изучения субъективных критериев эффективности межличностного общения. Подчеркивается значимость общения для формирования личности в подростковом и раннем юношеском возрасте. Обсуждается проблема неразработанности репрезентаций положительных эмоций, возникающих в процессе и результате общения. Опознание и вербализация эмоций выделяются в качестве базовых коммуникативных навыков. Описываются данные лонгитюдного эксперимента и возрастных срезов. Рассматриваются гендерные различия опознания и вербализации эмоций. В результате анализа данных экспериментального исследования показано, что точность опознаваемых по лицевой экспрессии эмоций изменяется у юношей и девушек разными темпами. Обсуждаются перспективы определения возрастных норм для опознания и вербализации эмоций. | ||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | межличностное общение, вербализация эмоций, словарь эмоций, опознание лицевой экспрессии, подростковый и юношеский возраст. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Барабанщиков В. А., Носуленко В. Н. Системность. Восприятие. Общение. М., 2004. 2. Вилюнас В. К. Перспективы развития психологии эмоций // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1989. С. 46–60. 3. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 4. Иванова Е. С. Вербализация эмоций: возрастные и гендерные различия // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1: «Проблемы образования, науки и культуры». Екатеринбург: Уральский университет, 2011, № 4 (95). С. 180–188. 5. Иванова Е. С. Возрастные нормативы объема и содержания активного словаря эмоций младших школьников // В мире научных открытий: материалы II Межд. научно-практ. конф. (9 января 2012 г.) / под ред. С. П. Акутиной. М.: Спутник+, 2012. С. 170–173. 6. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2006. 7. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 8. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 9. Малышева С. В. О диагностике и коррекции переживаний одиночества у подростков // Вестник Московского университетата, 2003. № 3. С. 61–68. 10. Селигман М. Новая позитивная психология. София, 2006. 11. Шаховский В. И. Эмоции: Долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. 12. Экман П. Психология эмоций. СПб: Питер, 2010. |