Название статьи | Интерактивные технологии в современном музыкально-художественном образовании | ||||
Авторы | Е. Ю. Глазырина | ||||
В рубрике | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №9 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 78.07:377.147 | Индекс ББК | ||
Аннотация | В статье обосновывается правомерность применения интерактивных технологий в области музыкально-художественного образования. Подробно анализируется толкование интерактивности – термина, у которого пока отсутствует конкретное устоявшееся определение, но который, однако, является одним из ключевых в современной образовательной парадигме. Приводятся различные трактовки данного понятия, рассматриваются его основные составляющие: взаимодействие, общение, коммуникация, диалог, полилог, интерпретация, переинтерпретация, интонация, переживание, осмысление, обобщение (рефлексия), опыт. На методологическом уровне прослеживается общность концептуальных положений интерактива в общедидактическом плане и в гуманитарном знании (М. М. Бахтин, В. С. Библер). Доказывается, что основные характеристики интерактивного обучения являются также основополагающими категориями культуры, искусства, психологии художественного восприятия и художественного творчества, т. е. в целом всей гуманитарно-художественной сферы. Следовательно, сходство содержания и единство подходов к интерпретации контента понятийно-терминологического аппарата интерактивного образования и специфике освоения мира искусства убедительно свидетельствует о возможности и необходимости применения интерактивных технологий в преподавании цикла музыкально-художественных дисциплин. | ||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | интератив, культура, искусство, музыкально-художественное образование. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Бахтин М. М. как философ / отв. ред. Л. А. Гоготишвили, П. С. Гуревич. М.: Наука, 1992. 256 с. 2. Бахтин М. М. К переработке книги о Достоевском // Бахтин М. М.. Эстетика словесного творчества. М.: 1979. 313 с. 3. Бахтин М. М. Ответ на вопрос редакции «Новый мир» // Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. С. 501–508. 4. Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990. 64 с. 5. Глазырина Е. Ю. Музыка в четвертом измерении // Вопросы методологии, теории и методики музыкального обучении и воспитания школьников. 2001. 372 с. 6. Глазырина Е. Ю. Пространственно-временной и диалогический аспекты феномена культуры в теории музыкального воспитания // Иллюзии ценностей или теория конфликтов: сб. докладов VI Международного научно-практического семинара «Культура в системе образования». М., 1995. С. 292–297. 7. Давыдова Г. А. Концепция творчества в работах М. Бахтина // М. М. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992. С. 110–122. 8. Ермолаева М. Интерактивность в обучении // Знание. 2006. № 2. С. 29–30. 9. Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. № 7. С. 12–18. 10. Школяр Л. В., Красильникова М. С., Критская Е. Д. и др. Теория и практика музыкального образования детей: научно-методическое пособие. 2‑е изд. М.: Флинта: Наука, 1999. С. 140–171. 11. Бунимович Н. Т., Жаркова Г. Г., Корнилова Т. М. и др. Краткий словарь современных понятий и терминов. 3‑е изд., доработ. и доп. М.: Республика, 2000. С. 205. 12. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3‑е изд. М.: МГУ, 1972. 517 с. 13. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2‑е изд., стер. / под ред. Т. С. Паниной. М.: Академия, 2006. 176 с. 14. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. С. 107. 15. Толковый словарь русского языка начал XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. М.: Эксмо, 2006. С. 410. 16. Тюмасева З. И., Богданов Е. Н., Щербак Н. П. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны. СПб.: Питер, 2004. С. 180. |