А. А. Фролов, Ю. Н. Фролова, И. А. Черняев

Название статьи Осознание структуры научно-познавательной деятельности субъектами разных уровней непрерывного образования
Авторы А. А. Фролов, Ю. Н. Фролова, И. А. Черняев
В рубрике ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ
Год 2013 Номер журнала №9 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37.0 Индекс ББК  
Аннотация

В статье излагаются результаты исследования, в хо­де которого была предпринята попытка установить соответствие деклараций научности и фун­да­мен­таль­нос­ти образования реальному состоянию всех его уровней. Поскольку научный подход в об­ра­зо­ва­нии обеспечивается творческой реализацией хорошо известной структуры научно-поз­на­ва­тель­ной деятельности, был проведен сравнительный анализ осознания данной структуры субъектами разных ступеней непрерывного образования. Выборки учащихся школ, студентов, аспирантов, кандидатов и док­то­ров наук формировались из людей, проявляющих интерес к на­уч­ной деятельности или же занимающихся ею профессионально.

Итогом исследования стал вывод о том, что системой непрерывного образования не транслируется четкая и вы­ве­рен­ная информация об алгоритме научно-поз­на­ва­тель­ной деятельности, вследствие чего у по­дав­ля­юще­го большинства ее субъектов не сформированы научно-поз­на­ва­тель­ная компетенция и ее интеллектуальные и инстру­мен­таль­ные составляющие. Исторически сложилась практика перехода субъекта образования из одного статуса в дру­гой исключительно на основе интуиции и ин­ди­ви­ду­аль­но-лич­нос­тно­го практического опыта, что противоречит декларируемой организации научно-об­ра­зо­ва­тель­ной деятельности. Исследовательский процесс воспринимается индивидуумами на всех уровнях системы как индуцированный, а не инициативный, что блокирует развитие науки как социального феномена и, следовательно, редуцирует распространение научного знания как неотъемлемой части мировой культуры.

Массовое отсутствие у субъ­ек­тов непрерывного образования знания об инструментальных составляющих научно-поз­на­ва­тель­ной компетенции приводит к рас­прос­тра­не­нию и ук­реп­ле­нию в об­ще­стве лженаучных и ан­ти­на­уч­ных взглядов на реалии собственного существования и фун­кци­они­ро­ва­ния со всеми вытекающими социальными последствиями.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова структура научно-поз­на­ва­тель­ной деятельности, система непрерывного образования, алгоритм деятельности, компетенция, трансляция.
Список цитируемой литературы

1. Бо­го­яв­лен­ская Д. Б. Пси­хо­ло­гия творческих способностей: монография. Самара: Издательский дом «Федоров», 2009. 416 с.

2. Гра­чев А. В., Погожев В. А., Боков П. Ю. Фи­зи­ка, 9‑й класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2011. 336 с.

3. Жи­ли­на Н. М. При­ло­же­ния математической статистики к ме­ди­цин­ским научным исследованиям: учебное пособие. Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2005. 41 с.

4. Кон­да­ков А. М., Кузнецов А. А. О Фе­де­раль­ном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования // Педагогика. 2008. № 10. С. 9–28.

5. Ра­зу­мов­ский В. Г., Майер В. В. На­уч­ный метод познания и обу­че­ние. М.: ВЛАДОС, 2004. 463 с. (Библиотека учителя физики).

6. Са­дов­ни­чий В. А. Тра­ди­ции и сов­ре­мен­ность // Высшее образование в Рос­сии. 2003. № 1. С. 11–18.

7. Тес­тов В. А. Фун­да­мен­таль­ность образования: современные подходы // Педагогика. 2006. № 4. С. 3–9.

8. Фро­лов А. А., Фролова Ю. Н. Мо­дель формирования научно-поз­на­ва­тель­ной компетентности обучающихся // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 9. С. 51–64.

9. Фро­лов А. А. Пси­хо­ло­ги­чес­кие особенности обучения физике в сис­те­ме общего образования // Современные проблемы физико-ма­те­ма­ти­чес­ко­го образования: всероссийская коллективная монография / под общ. ред. И. Г. Ли­пат­ни­ко­вой. Екатеринбург: УрГПУ, Издательство АМБ, 2012. С. 152–163.

10. Фро­лов А. А. Сов­ре­мен­ные проблемы обучения физике в сис­те­ме общего образования и воз­мож­ные пути их решения // Современные проблемы физико-ма­те­ма­ти­чес­ко­го образования: коллективная монография / под общ. ред. И. Г. Ли­пат­ни­ко­вой. Екатеринбург: УрГПУ, 2011. С. 70–83.

11. Фро­лов А. А., Фролова Ю. Н. Со­от­но­ше­ние алгоритмизации и эв­рис­ти­ки при формировании и тран­сля­ции научного знания // Образование и на­ука. 2007. № 5 (47). С. 11–21.

12. Фро­ло­ва Ю. Н. Роль социальной фасилитации в про­цес­се алгоритмизированного проблемного обучения // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 5. С. 41–54.

13. Фро­ло­ва Ю. Н. Учеб­но-ис­сле­до­ва­тельская деятельность в шко­лах и ву­зах как технологическая основа образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 50–59.

14. Хо­лод­ная М. А. Пси­хо­ло­гия интеллекта: парадоксы исследования: 2‑е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

15. Хо­лод­ная М. А., Гельфман Э. Г. Ин­тел­лек­ту­аль­ное воспитание личности // Педагогика. 1998. № 1. С. 3–12.

16. Corder G. W., Foreman D. I. Nonparametric Statistics for Non-Statisticians. Hoboken: John Wiley & Sons, 2009. Р. 99–105.

17. Kruskal W. H., Wallis W. A. Use of ranks in one-criterion va­riance analysis // Journal of the American Statistical Association. 1952. № 260. P. 583–621.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.