И. А. Васильев

Название статьи Качественное образование – детерминанта прироста интеллектуального потенциала страны
Авторы И. А. Васильев
В рубрике СОЦИООГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Год   Номер журнала №9 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 316 Индекс ББК  
Аннотация

Качество образования – ключевая проблема российского образования в це­лом и сис­те­мы высшей профессиональной подготовки в осо­бен­нос­ти. От уровня качества этой сферы зависит прирост интеллектуального потенциала государства, а зна­чит, успешное поступательное развитие его экономики и кон­ку­рен­тос­по­соб­ность. За последние годы в си­лу ряда причин, среди которых на первом месте череда бесконечных непродуманных реформ, российские вузы серьезно утратили свои позиции на международном рынке образовательных услуг.

В статье представлены результаты проведенного в гу­ма­ни­тар­но-пе­да­го­ги­чес­ких московских вузах полевого социологического исследования, в хо­де которого анализировались факторы, оказывающие дестабилизирующие влияние на состояние высшей школы. Выяснялась степень удовлетворенности основных акторов образовательного процесса качеством преподавания в учеб­ных заведениях, определялось, как влияет на качество «прозрачность» управления подготовкой специалистов. Информантами выступали как «производители образовательных услуг» – представители профессорско-пре­по­да­ва­тельско­го корпуса, так и «потребители» этих услуг – студенты II–IV кур­сов очной формы обучения. В це­лом выборочная совокупность респондентов составила 881 че­ло­век.

Социологическая диагностика, осуществленная на основе мониторингового исследования, позволила выявить многофакторную детерминированность института качественного образования. Это подчеркивает комплексный характер решения задачи формирования интеллектуального потенциала и не­об­хо­ди­мость систематического неформального социального контроля со стороны основных субъектов профессионального образования. Чтобы справиться с су­ще­ству­ющи­ми проблемами, недостаточно только административных циркуляров и ука­за­ний о мо­дер­ни­за­ции или реформировании высшей школы. Принимая какие-ли­бо меры, следует учитывать и то, что, несмотря на относительную независимость друг от друга некоторых факторов, обусловливающих процесс накопления интеллектуального потенциала, любое необоснованное изменение одного из них может повлечь за собой нежелательную трансформацию других.

Материалы статьи могут представлять научный и прак­ти­чес­кий интерес для специалистов, работающих в сфе­ре социологии образования, а так­же для руководства и чле­нов профессорско-пре­по­да­ва­тельско­го состава вузов.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова качество образования; факторы, трудности, направления развития образовательного процесса; социологическая диагностика.
Список цитируемой литературы

1. Бейзе­ров В. А. Раз­ви­тие экспорта образовательных услуг: опыт Китая // Социология образования. 2012. № 11.

2. Ка­ли­ни­на Н. Н., Сапунов М. Б., Тебиев Б. К. Тран­сфор­ма­ции идеи университета: вызовы и от­ве­ты академического сообщества // Социология образования. 2012. № 10.

3. Ле­ва­шов В. К. Ин­тел­лек­ту­аль­ный потенциал общества: социологическое измерение и прог­но­зи­ро­ва­ние // Мониторинг общественного мнения. 2008. № 3 (87), июль-сен­тябрь. С. 18–30.

4. Сте­па­но­ва Е. И. Бо­лон­ский процесс в Рос­сии: аргументы «за» и «против» // Журнал социологии и со­ци­аль­ной антропологии. 2007. Т. Х, № 4 (41). С. 127–142.

5. Та­во­кин Е. П. Рос­сийское образование под прицелом «реформ» // Социс. 2012. № 8.

6. Stewart T. A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations (Интеллектуальный капитал – новый источник богатства организаций). N. Y.; L., Doubleday; Currency, 1997.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.