А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина

Название статьи Предпринимательство как фактор конкурентоспособного развития профессионально-педагогического образования: теория и практика
Авторы А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина
В рубрике ЭКОНОМИКА И ОБРА­ЗОВАНИЕ
Год 2013 Номер журнала №5 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 338 Индекс ББК  
Аннотация

Предметом внимания авторов данной статьи является совокупность экономических процессов и яв­ле­ний в сфе­ре высшего профессионального образования. Цель публикации – продолжение исследования, уточнение и сис­те­ма­ти­за­ция теоретических положений вузовского предпринимательства в ус­ло­ви­ях экономики знаний, развития конкурентных отношений на рынке научно-об­ра­зо­ва­тель­ных услуг. Методологическую базу работы составили научные труды отечественных и за­ру­беж­ных ученых в об­лас­ти конкурентного развития, предпринимательства, теорий квазирынков и са­мо­раз­ви­ва­ющих­ся организаций.

Дана авторская трактовка вузовского предпринимательства как закономерного комплексного и сис­тем­но­го процесса, обусловленного кардинальными переменами в со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ком развитии общества, общемировыми тенденциями интеллектуализации экономики, доминирования научно-об­ра­зо­ва­тель­ных услуг в ее структуре и уси­ле­ния роли модернизации в сох­ра­не­нии стабильного благополучного положения государства.

Вузовское предпринимательство представлено как синтез творческой, инновационной, коммерческой и уп­рав­лен­чес­кой деятельности, ре­а­лизуемых в со­во­куп­нос­ти на рынке научно-об­ра­зо­ва­тель­ных услуг, рынке труда, отраслевых товарных и фи­нан­со­вых рынках.

Раскрыта взаимосвязь экономического и со­ци­аль­но­го аспектов пред­принимательской деятельности университетов: рационально, гармонично, обоюдовыгодно выстроенная система отношений, возникающих в про­цес­се оказания и пот­реб­ле­ния научно-об­ра­зо­ва­тель­ных услуг между государством, вузами, учреждениями науки и об­ра­зо­ва­ния, бизнес-со­об­ще­ством, домохозяйствами и дру­ги­ми субъектами рынков образовательных услуг, позволяет в ко­неч­ном счете добиться максимально высокого результата общественного развития.

Практическое применение основных теоретических положений исследования предпринимательского вектора развития высшей школы показано на примере деятельности Российского профессионально-пе­да­го­ги­чес­ко­го университета.

Скачать Аннотация.pdf
Ключевые слова предпринимательство, высшее профессиональное образование, конкурентоспособность, рынок научно-об­ра­зо­ва­тель­ных услуг, профессионально-пе­да­го­ги­чес­кое образование.
Список цитируемой литературы

1. Аг­ра­но­вич М. Кто последний на бюджет? // Российская газета. № 5626 (250).

2. Айдрус И. Ми­ро­вой рынок высшего образования на современном этапе // Вестник высшей школы. Alma mater. 2010. № 1. С 53–56.

3. Арефь­ев А. Меж­ду­на­род­ный рынок образовательных услуг и рос­сийские вузы // Высшее образование в Рос­сии. 2008. № 2. С. 144–157.

4. Бес­со­но­ва О. Раз­да­точ­ная экономика России. М.: Росспэн. 2006. 143 с.

5. Виль­ямс Д. На пути к пред­при­ни­ма­тельско­му университету: опыт Великобритании // Университетское управление: практика и ана­лиз. 2012. № 6. С. 51.

6. Гне­ва­ше­ва В. А. Об­ра­зо­ва­ние как фактор производства в ин­фор­ма­ци­он­ном обществе // Вестник высшей школы. 2009. № 4. С. 5–20.

7. Груд­зин­ский А. О. Уни­вер­си­тет как предпринимательская организация // Социологические исследования. 2004. № 4. С. 113–121.

8. Ефи­мов В. С., Лаптева А. В. Выс­шее образование в Рос­сии: вызовы XXI ве­ка // Университетское управление: практика и ана­лиз. 2010. № 4. С. 6–12.

9. Кон­стан­ти­нов Г. Н., Филонович С. Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 49–53.

10. Ко­рыт­цев М. А. Ква­зи­рын­ки: институциональная структура и ме­ха­низ­мы функционирования. Ростов н/Д: Фонд «Содействие – XXI век». 2009. 245 с.

11. Ма­ка­ров А. Н. Ин­сти­ту­ци­ональ­ные основы формирования рынка образования // Педагогика. 2007. № 4. С. 9–15.

12. Ман­чук Е. П. Зна­че­ние развития антрепренерства в сис­те­ме предпринимательской деятельности вуза // Экономические науки. М. 2008. № 4. С. 41–52.

13. Мок­ро­но­сов А. Г., Долженкова Е. В., Маврина И. Н. Пред­при­ни­ма­тель­ство как вектор стратегического развития вуза // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2011. № 1 0. С. 28–39.

14. Пет­ров А., Сухов С. Стра­те­ги­чес­кое управление конкурен­тоспособностью вуза // Высшее образование в Рос­сии. 2007. № 2. С. 9–15.

15. Са­кайя Т. Сто­имость, создаваемая знаниями, или История будущего. Новая индустриальная волна на Западе: антология. М.: Aкадемия, 1999. С. 337–371.

16. Фи­ло­соф­ская энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic. academic. ru/dic. nsf/enc_philosophy/1061.

17. Шум­пе­тер Й. Те­ория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.