Название статьи | Предпринимательство как фактор конкурентоспособного развития профессионально-педагогического образования: теория и практика | ||||
Авторы | А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина | ||||
В рубрике | ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №5 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 338 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Предметом внимания авторов данной статьи является совокупность экономических процессов и явлений в сфере высшего профессионального образования. Цель публикации – продолжение исследования, уточнение и систематизация теоретических положений вузовского предпринимательства в условиях экономики знаний, развития конкурентных отношений на рынке научно-образовательных услуг. Методологическую базу работы составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области конкурентного развития, предпринимательства, теорий квазирынков и саморазвивающихся организаций. Дана авторская трактовка вузовского предпринимательства как закономерного комплексного и системного процесса, обусловленного кардинальными переменами в социально-экономическом развитии общества, общемировыми тенденциями интеллектуализации экономики, доминирования научно-образовательных услуг в ее структуре и усиления роли модернизации в сохранении стабильного благополучного положения государства. Вузовское предпринимательство представлено как синтез творческой, инновационной, коммерческой и управленческой деятельности, реализуемых в совокупности на рынке научно-образовательных услуг, рынке труда, отраслевых товарных и финансовых рынках. Раскрыта взаимосвязь экономического и социального аспектов предпринимательской деятельности университетов: рационально, гармонично, обоюдовыгодно выстроенная система отношений, возникающих в процессе оказания и потребления научно-образовательных услуг между государством, вузами, учреждениями науки и образования, бизнес-сообществом, домохозяйствами и другими субъектами рынков образовательных услуг, позволяет в конечном счете добиться максимально высокого результата общественного развития. Практическое применение основных теоретических положений исследования предпринимательского вектора развития высшей школы показано на примере деятельности Российского профессионально-педагогического университета. |
||||
Скачать | Аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | предпринимательство, высшее профессиональное образование, конкурентоспособность, рынок научно-образовательных услуг, профессионально-педагогическое образование. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Агранович М. Кто последний на бюджет? // Российская газета. № 5626 (250). 2. Айдрус И. Мировой рынок высшего образования на современном этапе // Вестник высшей школы. Alma mater. 2010. № 1. С 53–56. 3. Арефьев А. Международный рынок образовательных услуг и российские вузы // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 144–157. 4. Бессонова О. Раздаточная экономика России. М.: Росспэн. 2006. 143 с. 5. Вильямс Д. На пути к предпринимательскому университету: опыт Великобритании // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 6. С. 51. 6. Гневашева В. А. Образование как фактор производства в информационном обществе // Вестник высшей школы. 2009. № 4. С. 5–20. 7. Грудзинский А. О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. 2004. № 4. С. 113–121. 8. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Высшее образование в России: вызовы XXI века // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 4. С. 6–12. 9. Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 49–53. 10. Корытцев М. А. Квазирынки: институциональная структура и механизмы функционирования. Ростов н/Д: Фонд «Содействие – XXI век». 2009. 245 с. 11. Макаров А. Н. Институциональные основы формирования рынка образования // Педагогика. 2007. № 4. С. 9–15. 12. Манчук Е. П. Значение развития антрепренерства в системе предпринимательской деятельности вуза // Экономические науки. М. 2008. № 4. С. 41–52. 13. Мокроносов А. Г., Долженкова Е. В., Маврина И. Н. Предпринимательство как вектор стратегического развития вуза // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. № 1 0. С. 28–39. 14. Петров А., Сухов С. Стратегическое управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2007. № 2. С. 9–15. 15. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знаниями, или История будущего. Новая индустриальная волна на Западе: антология. М.: Aкадемия, 1999. С. 337–371. 16. Философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic. academic. ru/dic. nsf/enc_philosophy/1061. 17. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с. |