Название статьи | О нормативном регулировании и формировании методологической культуры педагогов‑исследователей | ||||
Авторы | В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова | ||||
В рубрике | ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №5 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 370.153 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье на основе содержания проекта Концепции модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации обсуждается проблема реорганизации сферы научных изысканий, касающихся образования. Чтобы противостоять разрушительным тенденциям имитации научного поиска, некорректных заимствований, словесного переодевания давно известных истин в исследовательских работах, предлагается рассмотреть направления профилактики и противодействия негативным явлениям в области педагогической науки. Первое направление, которое можно условно назвать нормативно-репрессивным, прямо предусматривает процедурные рамки и строго регламентированные формы при подготовке публикаций, научных отчетов и защите диссертаций. Многие из изложенных в проекте мер на современном этапе представляются авторам необходимыми: они создают фильтр, не допускающий прохождение подделок и слабых работ, лишенных новизны и конструктивности. Но есть и другое, очень важное направление работы – развитие методологической культуры исследователей, оказание им помощи в освоении и осуществлении поисковых процедур. Показан десятилетний опыт по проведению на базе Тюменского государственного университета постоянно действующего Межрегионального урало-сибирского семинара по практической методологии социально-педагогического исследования. За истекший период было проведено 20 сессий, включающих лекции ведущих специалистов, мастер-классы педагогов-новаторов, деловые игры (мини-защиты проектов) и охватывающих все этапы научного поиска – от выбора темы и обозначения проблемы до оформления отчета, подготовки публикаций и представления результатов к защите. Сделан вывод о том, что на современном этапе кардинального обновления всех сфер социальной жизни для урегулирования процессов научно-педагогического творчества целесообразно уравновесить административно-нормативные меры энергичными действиями по воспитанию социальной ответственности ученых, системно организованному формированию методологической культуры и развитию креативных способностей педагогов-исследователей. |
||||
Скачать | Аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | методологическая культура, практическая методология педагогического поиска, опытно-педагогическое исследование в сфере образования, прогнозирование, моделирование и проектирование в педагогике. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. 3‑е изд. М.: Академия, 2010. 176 с. 2. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. 5‑е изд. М.: Академия, 2008. 192 с. 3. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. 7‑е изд. М.: Академия, 2012. 208 с. 4. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики. Тюмень: ТюмГУ, 2011. 176 с. 5. Закирова А. Ф. Входя в герменевтический круг… Концепция педагогической герменевтики. М.: Владос, 2011. 272 с. 6. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. 7‑е изд. М.: Академия, 2011. 192 с. 7. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Р. Атаханов и др., под ред. В. И. Загвязинского. М.: Академия, 2013. 240 с. 8. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с. 9. Проект Концепции модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// минобрнауки.рф. /документы/3307. 10. Социальная педагогика: учеб. для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. М.: Юрайт, 2012. 405 с. 11. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //минобрнауки.рф/документы/ 2974. |