Название статьи | Качественное образование – детерминанта прироста интеллектуального потенциала страны | ||||
Авторы | И. А. Васильев | ||||
В рубрике | СОЦИООГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
Год | Номер журнала | №9 | Страницы | ||
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 316 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Качество образования – ключевая проблема российского образования в целом и системы высшей профессиональной подготовки в особенности. От уровня качества этой сферы зависит прирост интеллектуального потенциала государства, а значит, успешное поступательное развитие его экономики и конкурентоспособность. За последние годы в силу ряда причин, среди которых на первом месте череда бесконечных непродуманных реформ, российские вузы серьезно утратили свои позиции на международном рынке образовательных услуг. В статье представлены результаты проведенного в гуманитарно-педагогических московских вузах полевого социологического исследования, в ходе которого анализировались факторы, оказывающие дестабилизирующие влияние на состояние высшей школы. Выяснялась степень удовлетворенности основных акторов образовательного процесса качеством преподавания в учебных заведениях, определялось, как влияет на качество «прозрачность» управления подготовкой специалистов. Информантами выступали как «производители образовательных услуг» – представители профессорско-преподавательского корпуса, так и «потребители» этих услуг – студенты II–IV курсов очной формы обучения. В целом выборочная совокупность респондентов составила 881 человек. Социологическая диагностика, осуществленная на основе мониторингового исследования, позволила выявить многофакторную детерминированность института качественного образования. Это подчеркивает комплексный характер решения задачи формирования интеллектуального потенциала и необходимость систематического неформального социального контроля со стороны основных субъектов профессионального образования. Чтобы справиться с существующими проблемами, недостаточно только административных циркуляров и указаний о модернизации или реформировании высшей школы. Принимая какие-либо меры, следует учитывать и то, что, несмотря на относительную независимость друг от друга некоторых факторов, обусловливающих процесс накопления интеллектуального потенциала, любое необоснованное изменение одного из них может повлечь за собой нежелательную трансформацию других. Материалы статьи могут представлять научный и практический интерес для специалистов, работающих в сфере социологии образования, а также для руководства и членов профессорско-преподавательского состава вузов. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | качество образования; факторы, трудности, направления развития образовательного процесса; социологическая диагностика. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Бейзеров В. А. Развитие экспорта образовательных услуг: опыт Китая // Социология образования. 2012. № 11. 2. Калинина Н. Н., Сапунов М. Б., Тебиев Б. К. Трансформации идеи университета: вызовы и ответы академического сообщества // Социология образования. 2012. № 10. 3. Левашов В. К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование // Мониторинг общественного мнения. 2008. № 3 (87), июль-сентябрь. С. 18–30. 4. Степанова Е. И. Болонский процесс в России: аргументы «за» и «против» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. Х, № 4 (41). С. 127–142. 5. Тавокин Е. П. Российское образование под прицелом «реформ» // Социс. 2012. № 8. 6. Stewart T. A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations (Интеллектуальный капитал – новый источник богатства организаций). N. Y.; L., Doubleday; Currency, 1997. |