Название статьи | Развитие лексикона детей младшего подросткового возраста | ||||
Авторы | Л. В. Никонова | ||||
В рубрике | ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №4 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 372.881.161.1 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции младших подростков на уроках русского языка в средней школе. Залогом успешного решения этой проблемы, с точки зрения автора, является развитие у учащихся словарного состава их речи, обеспечивающего понимание и продуцирование устных и письменных высказываний. В теоретической части статьи обозначены разнообразные функции и свойства слова: номинативность, коммуникативность, способность к текстообразованию и смыслообразованию. Отмечена зависимость становления лексико-семантической системы от уровня развития мышления. Описаны возрастные особенности младшего подростка: увеличивающийся интерес к разнообразным сферам жизни и деятельности, появление способности к формулированию суждений, рост самосознания, формирование системы ценностей. Усложнение взаимоотношений с окружающими людьми и со всем миром стимулирует расширение словарного запаса в 10–12 лет, однако этот процесс требует педагогического сопровожения. Проведенный автором мониторинг речевого развития школьников показывает необходимость организации целенаправленной работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся 5–6‑х классов, развитию у них речемыслительных навыков. Представлена модель формирования коммуникативной компетенции и результаты ее апробации. |
||||
Скачать | Аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | подросток, мышление, речь. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Москва; Мидгард: АСТ; Хранитель, 2008. 672 с. 2. Зайонц Р. Б. Стили объяснения в социальной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: хрестоматия / ред.-сост. Е. В. Якимова. М.: ИНИОН РАН, 1995. С. 94–119. 3. Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. 320 с. 4. Пиаже Ж. Речь и мышление. М.: Римис, 2008. 448 с. 5. Слесарева И. П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. М.: Либроком, 2010. 176 с. 6. Ушакова Т. Н. Рождение слова: проблемы психологии речи и психолингвистики. М.: Институт психологии РАН, 2011. 524 с. 7. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: МГУ, 1982. С. 55–59. 8. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста // История зарубежной психологии конца XIX – начала XX в.: хрестоматия / ред. Е. С. Минькова. М.: Флинта; МПСИ, 2009. С. 80–87. |