Л. В. Никонова

Название статьи Развитие лексикона детей младшего подросткового возраста
Авторы Л. В. Никонова
В рубрике ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ
Год 2013 Номер журнала №4 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 372.881.161.1 Индекс ББК  
Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции младших подростков на уроках русского языка в сред­ней школе. Залогом успешного решения этой проблемы, с точ­ки зрения автора, является развитие у уча­щих­ся словарного состава их речи, обеспечивающего понимание и про­ду­ци­ро­ва­ние устных и пись­мен­ных высказываний. В те­оре­ти­чес­кой части статьи обозначены разнообразные функции и свой­ства слова: номинативность, коммуникативность, способность к тек­сто­об­ра­зо­ва­нию и смыс­ло­об­ра­зо­ва­нию. Отмечена зависимость становления лексико-се­ман­ти­чес­кой системы от уровня развития мышления. Описаны возрастные особенности младшего подростка: увеличивающийся интерес к раз­но­об­раз­ным сферам жизни и де­ятель­нос­ти, появление способности к фор­му­ли­ро­ва­нию суждений, рост самосознания, формирование системы ценностей. Усложнение взаимоотношений с ок­ру­жа­ющи­ми людьми и со всем миром стимулирует расширение словарного запаса в 10–12 лет, однако этот процесс требует педагогического сопровожения.

Проведенный автором мониторинг речевого развития школьников показывает необходимость организации целенаправленной работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся 5–6‑х клас­сов, развитию у них речемыслительных навыков. Представлена модель формирования коммуникативной компетенции и ре­зуль­та­ты ее апробации.

Скачать Аннотация.pdf
Ключевые слова подросток, мышление, речь.
Список цитируемой литературы

1. Вы­гот­ский Л. С. Мыш­ле­ние и речь. Москва; Мидгард: АСТ; Хранитель, 2008. 672 с.

2. Зайонц Р. Б. Сти­ли объяснения в со­ци­аль­ной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: хрестоматия / ред.-сост. Е. В. Яки­мо­ва. М.: ИНИОН РАН, 1995. С. 94–119.

3. Лу­рия А. Р. Язык и соз­на­ние. М.: МГУ, 1979. 320 с.

4. Пи­аже Ж. Речь и мыш­ле­ние. М.: Римис, 2008. 448 с.

5. Сле­са­ре­ва И. П. Проб­ле­мы описания и пре­по­да­ва­ния русской лексики. М.: Либроком, 2010. 176 с.

6. Уша­ко­ва Т. Н. Рож­де­ние слова: проблемы психологии речи и пси­хо­лин­гвис­ти­ки. М.: Институт психологии РАН, 2011. 524 с.

7. Шпран­гер Э. Ос­нов­ные идеальные типы индивидуальности // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гип­пен­рейтер, А. А. Пу­зы­рея. М.: МГУ, 1982. С. 55–59.

8. Штерн В. Пси­хо­ло­гия раннего детства до шестилетнего возраста // История зарубежной психологии конца XIX – начала XX в.: хрестоматия / ред. Е. С. Минь­ко­ва. М.: Флинта; МПСИ, 2009. С. 80–87.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.