Г. Н. Сериков

Название статьи О систематизации понятий педагогики
Авторы Г. Н. Сериков
В рубрике ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Год 2013 Номер журнала №4 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 378.18+378.322 Индекс ББК  
Аннотация

В статье говорится о не­об­хо­ди­мос­ти систематизации понятий педагогики. Автор считает, что, пришло время дополнить принцип плюрализма, который главенствовал в пе­да­го­ги­ке в пе­ри­од накопления научных фактов и стал причиной появления многочисленных разнообразных толкований образования как социального явления, требованием соответствия теоретических конструктов положениям и пос­ту­ла­там общей методологической базы. В ка­че­стве таковой предлагается человекоориентированная системно-си­нер­ге­ти­чес­кая методология, которая могла бы объединить результаты разрозненных исследований в це­лос­тное, полнокровное научное направление.

Поскольку в лю­бой теории существует фундаментальный терминологический аппарат, в статье подробно рассмотрены понятия «образование человека» и «образовавшийся ресурс человека», характеризующие, с точ­ки зрения автора, ядро педагогики. Показано, что данные понятия име­ют сложную структуру. «Образование человека» включает такие компоненты, как обучение, воспитание и са­мо­об­ра­зо­ва­ние, которые, в свою очередь, распадаются на более частные составляющие. К эле­мен­там «образовавшегося личного ресурса» (пополненного благодаря образованию) относятся знания, умения, присвоенные в хо­де образования ценности, сформировавшаяся субъектность, а так­же качественные показатели здоровья индивида.

Ключевые термины педагогики, с по­мощью которых описываются явления, касающиеся процесса образования, можно представить в ви­де трехуровневой системы, где на первом уровне располагаются понятия, характеризующие виды образования; на втором – находится группа понятий, связанных с ви­да­ми образовавшегося ресурса человека; на третьем – система обобщенных понятий, объединяющих два предыдущих уровня и от­ра­жа­ющих их бинарные отношения. Предлагаемый конструкт упорядочения понятийного аппарата педагогики, выстроенный в со­от­вет­ствии с уни­вер­саль­ны­ми правилами систематизации объектов любой природы, вносит определенность в те­оре­ти­чес­кие представления об образовании человека.

Скачать Аннотация.pdf
Ключевые слова система понятий, образование, образованный человек, образовавшийся личный ресурс.
Список цитируемой литературы

1. Бе­ли­ков В. А. Об­ра­зо­ва­ние. Деятельность. Личность: моногр. М.: Академия естествознания, 2010. 340 с.

2. Заг­вя­зин­ский В. И. О стра­те­ги­чес­ких ориентирах развития образования на современном этапе // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 1999. № 1. С. 34–36.

3. Зе­ер Э. Ф. Про­фес­си­ональ­но-об­ра­зо­ва­тель­ное пространство личности. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун‑т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н. А. Де­ми­до­ва, 2002. 126 с.

4. Кот­ля­ро­ва И. О. Ин­но­ва­ци­он­ные образовательные системы // Вестник ЮУрГУ. Сер. Образование, здравоохранение, физическая культура. Вып. 15, № 13 (113). 2008. С. 12–24.

5. Се­ри­ков Г. Н., Сериков С. Г. Здо­ровь­ес­бе­ре­же­ние в гу­ман­ном образовании: моногр. Екатеринбург; Челябинск: Изд‑во ЧГТУ, 1999. 242 с.

6. Се­ри­ков Г. Н. Об­ра­зо­ва­ние и раз­ви­тие человека: моногр. М.: Мнемозина, 2002. 416 с.

7. Се­ри­ков Г. Н. Пе­да­го­ги­ка. Кн. 1: Объект исследований. М.: Владос, 2005. 440 с.

8. Се­ри­ков Г. Н. Гу­ман­но ориентированная системно-си­нер­ге­ти­чес­кая интерпретация человеческого ресурса // Вестник ЮУрГУ. Сер. Образование. Педагогические науки. Вып. 10, № 36 (212). 2010. С. 9–17.

9. Слас­те­нин В. А. Гу­ма­нис­ти­чес­кая парадигма и лич­нос­тно-ори­ен­ти­ро­ван­ные технологии профессионально-пе­да­го­ги­чес­ко­го образования. М.: Магистр-Пресс, 1999. 267 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.