Название статьи | Экономические законы общественного развития как детерминанты формирования компетентно развитой личности XXI века | ||||
Авторы | Н. В. Ронжина | ||||
В рубрике | ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №6 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 37.01 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Целью работы является демонстрация диалектической взаимосвязи действия экономических законов общественного развития и формирования профессионального мышления личности. Исследование носит междисциплинарный характер: его методологической базой являются научные работы из области педагогики, философии, экономики труда и экономики образования. Приводится классификация экономических законов в зависимости от степени их воздействия на разные сферы общественной жизни и уровня развития социума. На основе ретроспективного анализа доказывается обусловленность задач и результатов профессионального образования экономическими факторами, доминирующими в определенные исторические периоды. Если на доиндустриальном этапе нужны были работники-ремесленники, подготовка которых носила сугубо утилитарный характер, и узкий круг интеллектуальной элиты – правителей, политиков, философов; то в индустриальную эру, когда произошло дальнейшее разделение и кооперация труда, самыми востребованными стали работники-рабочие, имеющие более разносторонние знания. Постиндустриальному обществу необходимы прежде всего работники-универсалы, обладающие такими качествами, как компьютерная и информационная грамотность, креативность, коммуникативность, мобильность, способность к саморазвитию, самообразованию. Особое внимание автор статьи уделяет законам разделения и перемены труда, которые появились в разные эпохи, деформировались с течением времени, но по‑прежнему остаются действенными и актуальными. С одной стороны, вряд ли в ближайшем будущем исчезнет необходимость в подготовке для многих отраслей хозяйства специалистов узкого профиля, с другой – будет неизбежно нарастать дефицит в универсальных, мобильных кадрах, умеющих справляться со сложными технологическими задачами, строить прогнозы, определять перспективы развития личности и общества XXI века. |
||||
Скачать | Аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | экономические законы, закон разделения труда, закон перемены труда, профессиональное мышление, креативность, мобильность, коммуникативность. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Ботнева Н. Ю., Филаткин В. Н. Образование и его влияние на рост экономики // Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты: сб. науч. ст. Вып. 9 / под общ. ред. В. В. Тумалева. СПб.: Институт бизнеса и права, 2010. 558 с. 2. Жамин В. А., Костанян С. Л. Экономика и образование. М.: Знание, 1970. 48 с. 3. Краткий экономический словарь. М.: Политиздат, 1987. 399 с. 4. Крупнов Ю. В. Экономика образования или экономия на образовании // Русский Переплет: интернет-журнал. 2002. 23 октября. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.pereplet.ru. 5. Лебедев О. Т. Основы экономики: учебное пособие. СПб.: МиМ, 2007. 224 с. 6. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. в 50 т. 2‑е изд. М.: Политиздат, 1974. Т. 42. 570 с. 7. Маркс К. Капитал // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч.: в 50 т. 2‑е изд. М.: Политиздат, 1960. Т. 23. 920 с. 8. Матвеева И. И швец, и жнец, и на дуде игрец: библиотечное творчество как основа инновационной деятельности // Библиотечное дело. 2008. № 22. С. 10–15. 9. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учеб. для вузов. М.: Норма, 2002. 572 с. 10. Пястолов С. М., Балашев А. В., Толмачева С. А. Задачи проектирования образовательного сектора // Экономический вестник Ростовского экономического университета. 2009. Т. 7, № 2. С. 138–146. 11. Романцев Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. Екатеринбург: Урал. гос.-проф. ун-т, 1997. 334 с. 12. Струмилин С. Г. Хозяйственное значение народного образования М.: Экономическая жизнь, 1924. 63 с. 13. Чапаев Н. К. Экономика образования – точка соприкосновения педагогических и экономических традиций: в поисках интегративного предмета // Право и образование. 2008. № 11. С. 100–113. 14. Экономические законы и категории, их классификация. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://uh2056884.ukrdomen.com/ 2009–01–16–16–57–10/48–2009–01–16–17–36–05.html. 15. Экономические законы. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%EE%ED%EE%EC%E8% F7%E5%F1%EA%E8%E5_%E7%E0%EA%EE%ED%FB. |