Н. В. Ронжина

Название статьи Экономические законы общественного развития как детерминанты формирования компетентно развитой личности XXI века
Авторы Н. В. Ронжина
В рубрике ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Год 2013 Номер журнала №6 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37.01 Индекс ББК  
Аннотация

Целью работы является демонстрация диалектической взаимосвязи действия экономических законов общественного развития и фор­ми­ро­ва­ния профессионального мышления личности. Исследование носит междисциплинарный характер: его методологической базой являются научные работы из области педагогики, философии, экономики труда и эко­но­ми­ки образования.

Приводится классификация экономических законов в за­ви­си­мос­ти от степени их воздействия на разные сферы общественной жизни и уров­ня развития социума. На основе ретроспективного анализа доказывается обусловленность задач и ре­зуль­та­тов профессионального образования экономическими факторами, доминирующими в оп­ре­де­лен­ные исторические периоды. Если на доиндустриальном этапе нужны были работники-ре­мес­лен­ни­ки, подготовка которых носила сугубо утилитарный характер, и уз­кий круг интеллектуальной элиты – правителей, политиков, философов; то в ин­дус­три­аль­ную эру, когда произошло дальнейшее разделение и ко­опе­ра­ция труда, самыми востребованными стали работники-ра­бо­чие, имеющие более разносторонние знания. Постиндустриальному обществу необходимы прежде всего работники-уни­вер­са­лы, обладающие такими качествами, как компьютерная и ин­фор­ма­ци­он­ная грамотность, креативность, коммуникативность, мобильность, способность к са­мо­раз­ви­тию, самообразованию.

Особое внимание автор статьи уделяет законам разделения и пе­ре­ме­ны труда, которые появились в раз­ные эпохи, деформировались с те­че­ни­ем времени, но по‑преж­не­му остаются действенными и ак­ту­аль­ны­ми. С од­ной стороны, вряд ли в бли­жайшем будущем исчезнет необходимость в под­го­тов­ке для многих отраслей хозяйства специалистов узкого профиля, с дру­гой – будет неизбежно нарастать дефицит в уни­вер­саль­ных, мобильных кадрах, умеющих справляться со сложными технологическими задачами, строить прогнозы, определять перспективы развития личности и об­ще­ства XXI ве­ка.

Скачать Аннотация.pdf
Ключевые слова экономические законы, закон разделения труда, закон перемены труда, профессиональное мышление, креативность, мобильность, коммуникативность.
Список цитируемой литературы

1. Бот­не­ва Н. Ю., Филаткин В. Н. Об­ра­зо­ва­ние и его влияние на рост экономики // Проблемы системной модернизации экономики России: социально-по­ли­ти­чес­кий, финансово-эко­но­ми­чес­кий и эко­ло­ги­чес­кий аспекты: сб. науч. ст. Вып. 9 / под общ. ред. В. В. Ту­ма­ле­ва. СПб.: Институт бизнеса и пра­ва, 2010. 558 с.

2. Жа­мин В. А., Костанян С. Л. Эко­но­ми­ка и об­ра­зо­ва­ние. М.: Знание, 1970. 48 с.

3. Крат­кий экономический словарь. М.: Политиздат, 1987. 399 с.

4. Круп­нов Ю. В. Эко­но­ми­ка образования или экономия на образовании // Русский Переплет: интернет-жур­нал. 2002. 23 ок­тяб­ря. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.pereplet.ru.

5. Ле­бе­дев О. Т. Ос­но­вы экономики: учебное пособие. СПб.: МиМ, 2007. 224 с.

6. Маркс К. Эко­но­ми­чес­ко-фи­ло­соф­ские рукописи 1844 го­да // К. Маркс, Ф. Эн­гельс. Собр. соч. в 50 т. 2‑е изд. М.: Политиздат, 1974. Т. 42. 570 с.

7. Маркс К. Ка­пи­тал // К. Маркс, Ф. Эн­гельс. Собр. соч.: в 50 т. 2‑е изд. М.: Политиздат, 1960. Т. 23. 920 с.

8. Мат­ве­ева И. И швец, и жнец, и на дуде игрец: библиотечное творчество как основа инновационной деятельности // Библиотечное дело. 2008. № 22. С. 10–15.

9. Ну­ре­ев Р. М. Курс микроэкономики: учеб. для вузов. М.: Норма, 2002. 572 с.

10. Пяс­то­лов С. М., Балашев А. В., Толмачева С. А. За­да­чи проектирования образовательного сектора // Экономический вестник Ростовского экономического университета. 2009. Т. 7, № 2. С. 138–146.

11. Ро­ман­цев Г. М. Те­оре­ти­чес­кие основы высшего рабочего образования. Екатеринбург: Урал. гос.-проф. ун-т, 1997. 334 с.

12. Стру­ми­лин С. Г. Хо­зяй­ствен­ное значение народного образования М.: Экономическая жизнь, 1924. 63 с.

13. Ча­па­ев Н. К. Эко­но­ми­ка образования – точка соприкосновения педагогических и эко­но­ми­чес­ких традиций: в по­ис­ках интегративного предмета // Право и об­ра­зо­ва­ние. 2008. № 11. С. 100–113.

14. Эко­но­ми­чес­кие законы и ка­те­го­рии, их классификация. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://uh2056884.ukrdomen.com/ 2009–01–16–16–57–10/48–2009–01–16–17–36–05.html.

15. Эко­но­ми­чес­кие законы. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%EE%ED%EE%EC%E8% F7%E5%F1%EA%E8%E5_%E7%E0%EA%EE%ED%FB.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.