О. Ф. Шихова, О. В. Жуйкова

Название статьи Индивидуальные образовательные траектории самостоятельной инженерно-графической подготовки студентов в техническом вузе
Авторы О. Ф. Шихова, О. В. Жуйкова
В рубрике ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Год 2013 Номер журнала №9 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 378.14 Индекс ББК  
Аннотация В нас­то­ящее время наблюдается нарастание дефицита инженеров-конструк­то­ров, исследователей, проектировщиков, обладающих широким научно-тех­ни­чес­ким кругозором, владеющих новыми информационными технологиями, способных к пос­то­ян­но­му саморазвитию, самосовершенствованию, самопознанию. Для выпуска таких специалистов крайне важным является наличие в ву­зах вариативного обучения. В статье описан опыт Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Ка­лаш­ни­ко­ва, где студентам предоставляется возможность выбора индивидуальной образовательной траектории при самостоятельной инженерно-гра­фи­чес­кой подготовке, в хо­де которой осуществляется развитие пространственного воображения, приобретаются способности к конструк­тив­но-ге­омет­ри­чес­ким решениям, анализу и син­те­зу пространственных форм. Выделены возможные варианты индивидуального обучения специалистов в тех­ни­чес­ком вузе – профессионально-ори­ен­ти­ро­ван­ная, информационно-пре­зен­та­ци­он­ная и на­уч­но-ис­сле­до­ва­тельская траектории. Первая направлена на формирование у сту­ден­тов системного представления о про­фес­си­ональ­ной деятельности инженера; вторая – на приобретение умений ориентироваться в ин­фор­ма­ци­он­ных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться; третья – на приобщение учащихся к за­ня­ти­ям наукой, исследовательской работе, развитие творческих способностей. Охарактеризована единая структура всех тех видов траекторий, включающая базовую, вариативную, коррекционно-кон­суль­та­ци­он­ную и ор­га­ни­за­ци­он­ную части. Представлены базовые и ва­ри­атив­ные модульные элементы дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика». Обозначены уровни сформированности инженерно-гра­фи­чес­кой компетенции (базовый, реконструктивный и твор­чес­кий) и по­ка­за­ны методы оценивания ее составляющих. Авторы статьи считают, что более обоснованно наполнять содержание индивидуальных образовательных траекторий будущих инженеров, отбирать компетентностно-ори­ен­ти­ро­ван­ные оценочные средства и про­во­дить качественную диагностику результатов обучения позволяет метод групповых экспертных оценок.
Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова самостоятельная инженерно-гра­фи­чес­кая подготовка, вариативность обучения, индивидуальная образовательная траектория, инженерно-гра­фи­чес­кая компетенция, модульные элементы, метод групповых экспертных оценок.
Список цитируемой литературы

1. Буш­ма­ки­на Н. С. О струк­ту­ре инженерно-гра­фи­чес­кой ком­петенции студента в тех­ни­чес­ком вузе // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2012. № 3 (55). С. 170–171.

2. Вдо­ви­на С. А. Ин­ди­ви­ду­аль­ные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъ­ек­тных отношений в учеб­ном процессе современной школы. Ишим: Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ер­шо­ва, 2006. 112 с.

3. Жуйко­ва О. В. Ин­же­нер­но-гра­фи­чес­кая компетенция в струк­ту­ре ФГОС ВПО по направлению подготовки «Приборостроение» // Сборник научных трудов SWorld. Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. Вып. 3, т. 14. С. 89–94.

4. Жуйко­ва О. В. Ра­бо­чая тетрадь – одна из форм организации самостоятельной работы студентов технического вуза // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2012. № 3 (55). С. 167–169.

5. Заг­вя­зин­ский В. И. Сов­ре­мен­ная образовательная ситуация и пер­спек­ти­вы развития Российского образования // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 9. С. 14–20.

6. Ма­ли­ки­на Е. В. Ва­ри­атив­ное обучение как средство самоопределения старшеклассников: дис. … канд. пед. наук. СПб., 1995. 232 с.

7. Мас­ка­ева А. М. Про­ек­ти­ро­ва­ние индивидуальных образовательных траекторий учащихся при изучении раздела «Начала математического анализа» // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1, т. II. С. 69–73.

8. Ува­ро­ва Н. М., Максимченко Т. В. Ин­ди­ви­ду­аль­ная образовательная траектория как необходимое условие личностно-про­фес­си­ональ­но­го становления студентов колледжа // Научные исследования в об­ра­зо­ва­нии. 2012. № 2. С. 19–24.

9. Ху­тор­ской А. В. Раз­ви­тие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. М., 2000. 320 с.

10. Че­ре­па­нов В. С. Эк­спер­тные методы в пе­да­го­ги­ке: учебное пособие. Пермь: ПГПИ, 1988. 84 с.

11. Ши­хо­ва О. Ф. Мо­дель проектирования многоуровневых оценочных средств для диагностики компетенций студентов в тех­ни­чес­ком вузе // Образование и на­ука. 2012. № 2. С. 23–31.

12. Ши­хо­ва О. Ф., Шестакова Н. В., Шаляпина М. С. Ква­ли­мет­ри­чес­кий подход к про­ек­ти­ро­ва­нию компетентностной модели бакалавра технологического образования // Образование и на­ука. 2009. № 1 (58). С. 45–51.

13. Шес­та­ко­ва Н. В., Шихова О. Ф. К воп­ро­су о ди­аг­нос­ти­ке уровня сформированности профессиональных компетенций бакалавра технологического образования // Образование и на­ука. 2010. № 9 (77). С. 41–48.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.