О. Ф. Шихова, Ю. А. Шихов

Название статьи Квалиметрический подход к диагностике компетенций выпускников высшей школы
Авторы О. Ф. Шихова, Ю. А. Шихов
В рубрике КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Год 2013 Номер журнала №4 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 378.14 Индекс ББК  
Аннотация В статье рассматриваются возможности квалиметрического подхода и, в час­тнос­ти, метода групповых экспертных оценок для уточнения и до­пол­не­ния актуального состава компетенций выпускника вуза, указанных в Фе­де­раль­ном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования; для выделения их групп и под­групп; а так­же для проведения педагогической экспертизы разрабатываемых компетентностно-ори­ен­ти­ро­ван­ных оценочных средств. Показано, что среди всех существующих вариантов и спо­со­бов диагностики результатов образования метод групповых экспертных оценок является наиболее перспективным, объективным и стан­дар­ти­зи­ро­ван­ным. Экспертиза на его основе проводится по определенному алгоритму группой тщательно отобранных специалистов с пред­ва­ри­тель­ной оценкой их компетентности, согласованности и чис­лен­нос­ти, что гарантирует заданную погрешность измерения и уро­вень значимости оценок. С по­зи­ций данного метода представлен алгоритм технологии разработки комплексных аттестационных заданий для диагностики уровня готовности к про­фес­си­ональ­ной деятельности выпускников-ба­ка­лав­ров технологического образования.
Скачать Аннотация.pdf
Ключевые слова компетенции, квалиметрический подход, метод групповых экспертных оценок, компетентность эксперта, валидность, надежность, диагностика компетенций, компетентностная модель бакалавра, тезаурус компетенций, комплексное аттестационное задание.
Список цитируемой литературы

1. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в пе­да­го­ги­ке и пси­хо­ло­гии. М.: Прогресс, 1976. 495 с.

2. Ква­ли­мет­рия человека и об­ра­зо­ва­ния: методология и прак­ти­ка: материалы IV–XI сим­по­зи­умов. М.: Исследовательский центр, 1995–2006.

3. Се­лез­не­ва Н. А. Ка­че­ство высшего образования как объект системного исследования. М.: Исследовательский центр, 2001. 79 с.

4. Су­бет­то А. И. Вве­де­ние в ква­ли­мет­рию высшей школы. М.: Исследовательский центр Гособразования СССР по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1991.

5. Че­ре­па­нов В. С. Эк­спер­тные оценки в пе­да­го­ги­чес­ких исследованиях. М.: Педагогика, 1989. 152 с.

6. Ши­хо­ва О. Ф. Ос­но­вы квалиметрии вузовского образовательного стандарта: моногр. Москва; Ижевск: Удмуртский университет, 2006. 232 с.

7. Ши­хо­ва О. Ф., Шестакова Н. В., Шаляпина М. С. Ква­ли­мет­ри­чес­кий подход к про­ек­ти­ро­ва­нию компетентностной модели бакалавра технологического образования // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2009. № 1 (58). С. 45–51.

8. Ши­хо­ва О. Ф. Мо­дель проектирования многоуровневых оце­ночных средств для диагностики компетенций студентов в тех­ни­чес­ком вузе // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2012. № 2 (91). С. 23–31.

9. Ши­хов Ю. А. Ква­ли­мет­ри­чес­кий мониторинг качества фундаментальной подготовки в тех­ни­чес­ком вузе: моногр. М.; СПб.; Ижевск: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Стикс: ИжГТУ, 2007. 208 с.

10. Ши­хов Ю. А. Ди­аг­нос­ти­чес­кий инструментарий для мониторинга качества подготовки в сис­те­ме «школа – втуз» // Интеграция образования. 2006. № 3 (44). С. 18–20.

11. Ши­хов Ю. А. Кон­цеп­ту­аль­ные основы мониторинга качества обучения в сис­те­ме непрерывного образования // Казанский педагогический журнал. 2008. № 1. С. 3–6.

12. Thorndike E. L. Educational Measurements of Fifty Годs Ago // J. of Educational Psychology. 1913. № 6. Р. 551–552.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.