В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова

Название статьи О нормативном регулировании и формировании методологической культуры педагогов‑исследователей
Авторы В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова
В рубрике ОБСУЖ­ДАЕМ ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗА­ЦИИ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВА­ЛИФИКАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Год 2013 Номер журнала №5 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 370.153 Индекс ББК  
Аннотация

В статье на основе содержания проекта Концепции модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Рос­сийской Федерации обсуждается проблема реорганизации сферы научных изысканий, касающихся образования. Чтобы противостоять разрушительным тенденциям имитации научного поиска, некорректных заимствований, словесного переодевания давно известных истин в ис­сле­до­ва­тельских работах, предлагается рассмотреть направления профилактики и про­ти­во­дей­ствия негативным явлениям в об­лас­ти педагогической науки.

Первое направление, которое можно условно назвать нормативно-реп­рес­сив­ным, прямо предусматривает процедурные рамки и стро­го регламентированные формы при подготовке публикаций, научных отчетов и за­щи­те диссертаций. Многие из изложенных в про­ек­те мер на современном этапе представляются авторам необходимыми: они создают фильтр, не допускающий прохождение подделок и сла­бых работ, лишенных новизны и конструк­тив­нос­ти. Но есть и дру­гое, очень важное направление работы – развитие методологической культуры исследователей, оказание им помощи в ос­во­ении и осу­ществле­нии поисковых процедур.

Показан десятилетний опыт по проведению на базе Тюменского государственного университета постоянно действующего Межрегионального урало-си­бир­ско­го семинара по практической методологии социально-пе­да­го­ги­чес­ко­го исследования. За истекший период было проведено 20 сес­сий, включающих лекции ведущих специалистов, мастер-клас­сы педагогов-но­ва­то­ров, деловые игры (мини-за­щи­ты проектов) и ох­ва­ты­ва­ющих все этапы научного поиска – от выбора темы и обоз­на­че­ния проблемы до оформления отчета, подготовки публикаций и пред­став­ле­ния результатов к за­щи­те.

Сделан вывод о том, что на современном этапе кардинального обновления всех сфер социальной жизни для урегулирования процессов научно-пе­да­го­ги­чес­ко­го творчества целесообразно уравновесить административно-нор­ма­тив­ные меры энергичными действиями по воспитанию социальной ответственности ученых, системно организованному формированию методологической культуры и раз­ви­тию креативных способностей педагогов-ис­сле­до­ва­те­лей.

Скачать Аннотация.pdf
Ключевые слова методологическая культура, практическая методология педагогического поиска, опытно-пе­да­го­ги­чес­кое исследование в сфе­ре образования, прогнозирование, моделирование и про­ек­ти­ро­ва­ние в пе­да­го­ги­ке.
Список цитируемой литературы

1. Заг­вя­зин­ский В. И. Ис­сле­до­ва­тельская деятельность педагога. 3‑е изд. М.: Академия, 2010. 176 с.

2. Заг­вя­зин­ский В. И. Те­ория обучения. Современная интерпретация. 5‑е изд. М.: Академия, 2008. 192 с.

3. Заг­вя­зин­ский В. И., Атаханов Р. Методология и ме­то­ды психолого-пе­да­го­ги­чес­ко­го исследования. 7‑е изд. М.: Академия, 2012. 208 с.

4. Заг­вя­зин­ский В. И., Строкова Т. А. Пе­да­го­ги­чес­кая инноватика: проблемы стратегии и так­ти­ки. Тюмень: ТюмГУ, 2011. 176 с.

5. За­ки­ро­ва А. Ф. Вхо­дя в гер­ме­нев­ти­чес­кий круг… Концепция педагогической герменевтики. М.: Владос, 2011. 272 с.

6. За­ха­ро­ва И. Г. Ин­фор­ма­ци­он­ные технологии в об­ра­зо­ва­нии. 7‑е изд. М.: Академия, 2011. 192 с.

7. Ка­че­ствен­ные и ко­ли­че­ствен­ные методы психологических и пе­да­го­ги­чес­ких исследований: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Заг­вя­зин­ский, А. Ф. За­ки­ро­ва, Р. Ата­ха­нов и др., под ред. В. И. Заг­вя­зин­ско­го. М.: Академия, 2013. 240 с.

8. Пе­да­го­ги­чес­кий словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Заг­вя­зин­ско­го, А. Ф. За­ки­ро­вой. М.: Академия, 2008. 352 с.

9. Про­ект Концепции модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Рос­сийской Федерации. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// минобрнауки.рф. /документы/3307.

10. Со­ци­аль­ная педагогика: учеб. для бакалавров / под ред. В. И. Заг­вя­зин­ско­го, О. А. Се­ли­ва­но­вой. М.: Юрайт, 2012. 405 с.

11. Фе­де­раль­ный Закон «Об образовании в Рос­сийской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //минобрнауки.рф/документы/ 2974.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.