РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБДОУ детский сад комбинированного вида №553 «Журавушка»
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №553 «Журавушка»
Срок действия договора о сопровождения инновационной деятельности: 2011-2012 гг
1. Заведующий МБДОУ Гусева Наталья Николаевна
2. Научные консультанты Давыдова Наталья Николаевна
3. Тел./факс МБДОУ 8(343)240-46-95,8(343)240-58-29
Сайт: www.Журавушка553.РФ
e-mail – mbdou553@mail.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБДОУ: Зорина Наталья Николаевна
Контактные телефоны куратора проекта - 8(343)240-46-95,8(343)240-58-29
4.Статус образовательного учреждения : Член сети инновационно – активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Попечительский совет как одна из новых форм государственного общественного самоуправления современным МБДОУ».
6. Научная результативность деятельности инновационно – активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО Министерства образования и науки РФ.
6.1.Качественные характеристики:
Актуальность исследования:
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит система образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о широкомасштабном разворачивании инновационных процессов в системе образования. Как существенный элемент развития образования инновации выражаются в тенденциях внедрения нововведений в образовательный процесс, что в совокупности приводит к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов. Исследования в области образования представлены в работах К.Ангеловски, Л.Г. Богославец, В.В. Горшкова, Е.С. Заир-бек, В.И. Загвязинского, М.В. Кларина, Е.Г. Ильена, В.Т. Кудрявцева, А.А.Майер, М.М. поташника, С.Л. Полякова, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и др.
Проблема: разрыв между реальными возможностями дошкольного образовательного учреждения и растущими образовательными потребностями общества. Путь к новому состоянию и качеству образования невозможен без организации диалога между представителями учреждения образования и родительской общественности.
Идея изменения: Развитие представлений о национальных ценностях возможно через активное освоение родной национальной культуры и опыта, накопленного в течение столетий многими поколениями наших предков, неразрывно связанного с духовными устоями, историей, культурой нашей страны.
Тема исследования: «Попечительский совет как одна из новых форм государственного общественного самоуправления современным МБДОУ»
Объект исследования: государственно-общественное управление образованием в ДОУ.
Предмет исследования: условия развития государственно-общественного управления образованием в ДОУ на современном этапе.
Цель: содействие и создание условий для обучения, воспитания и развития детей в МБДОУ; содействие в организации массовых мероприятий и участию в различных конкурсах, смотрах, форумах; содействие проведению инновационной образовательной деятельности, повышающей эффективность качества дошкольного образования; защита прав и интересов воспитанников и их родителей (законных представителей); охрана здоровья и труда участников образовательного процесса; привлечение дополнительных ресурсов для обеспечения деятельности развития МБДОУ; совершенствования материально-технической базы МБДОУ.
Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что развитие государственно-общественного самоуправления МБДОУ может успешно осуществляться, если будет:
- теоретически обоснована и разработана модель государственно-общественного самоуправления – Попечительский совет;
- создана и соблюдена следующая совокупность организационно-педагогических условий: создан Попечительский совет, определены его цели, направления деятельности и полномочия для реального участия в управленческом процессе; реализовано практическое участие в управление общественных структур, косвенно заинтересованных в результатах образовательной деятельности.
Задачи:
- Внедрить новую модель государственно-общественного самоуправления – Попечительский совет.
- Разработать нормативно – правовую основу деятельности Попечительского совета.
- Совершенствовать механизмы управления качеством образования на основе разработанной системы показателей и индикаторов в оценивании деятельности МБДОУ.
- Вовлечь участников образовательного процесса в активную деятельность по реализации Программы развития МБДОУ.
- Привлечь общественность к созданию положительного имиджа, преобразованию МБДОУ в открытую, прозрачную систему образования.
- Повысить эффективность использования финансовых средств современного многоканального финансирования ОУ (бюджетное, другие внебюджетные источники).
- Ввести публичную отчетность о состоянии и развитии МБДОУ.
- Обеспечить участие общественности в контроле и оценке качества образования.
Методологической основой исследования являются: В качестве принципов формирования государственно-общественных отношений в образовании выступают:
- принцип законности принимаемых решений;
- принцип открытости и демократии;
- принцип соответствия содержания управленческой деятельности и форм общественного управления;
- принцип стимулирования общественной активности;
- принцип перспективных целей общественного управления;
- принцип коллективного принятия решений и индивидуальной ответственности;
- принцип личной заинтересованности участников;
- принцип сочетания традиций и инноваций
- принцип взаимодействия и согласованности
- принцип участие и соуправления.
Теоретической основой исследования выступили следующие положения:
Основной смысл Попечительского совета содействие реализации принципа демократического, государственно-общественного характера управления образовательным процессом в ДОУ. Государственно-общественное управление – это управление, в котором представлены две взаимодействующие составляющие, а именно субъекты государственной и общественной природы. Попечительский совет определяет общую стратегия взаимодействия МБДОУ и семьи в рамках реализации воспитательно-образовательного процесса: координирует вопросы, связанные с обеспечением доверитьлных партнерских отношений педагогов МБДОУ и родителей.
Роль Попечительского совета (в соответствии с нововведениями):
Стратегическая – разработка стратегии развития образовательного учреждения, определение целей и путей достижения, отслеживание того насколько выбранная стратегия обеспечивает соотношение целей и результатов, то есть качество результатов образования.
Ресурсная – создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей и их участие в финансово–экономической деятельности ДОУ, то есть качество условий для образования.
Информационная - координирующая – обеспечение прозрачности и доступности в получении информации всеми заинтересованными сторонами с целью содействия развитию образования, то есть качество качества процесса образования.
Одна из важнейших характеристик деятельности Попечительского совета – осмысленное и целенаправленное строительство будущего дошкольного сообщества.
Научная новизна исследования Мотивационное программно-целевое управление, его вариации. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития.
Основное содержание деятельности по проекту:
Современное образование не может быть замкнутым и самодостаточным. Образовательная практика должна соответствовать процессам, происходящим в обществе, реальным потребностям жизни.
Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение может рассматриваться как социально-педагогическая система. Являясь государственным или государственно-общественным институтом, детский сад создаётся обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ.
Согласно Закону Российской Федерации “Об образовании” образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в интересах личности, общества и государства. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.
Государственно-общественным управлением образованием называют систему отношений между группами людей, государственными и общественными организациями по вопросам реализации и удовлетворения образовательных потребностей. Организационно государственно-общественное управление образованием представляет собой систему, основанную на добровольном принятии государством и гражданами определенных обязательств по обеспечению становления, стабилизации, оптимального функционирования и развития образовательного учреждения.
Существуют две основные группы объектов, на развитие которых направлено функционирование государственно-общественного управления в общеобразовательном учреждении. К ним относятся:
1. Образовательный процесс.
2. Ресурсы образовательного учреждения:
- кадровые;
- финансовые;
- материально-технические;
- нормативно-правовые;
- информационные.
Вопросы организации и функционирования государственно-общественного управления в ДОУ широко представлены в нормативно-правовых актах РФ. Так, общие аспекты деятельности, права и обязанности участников органов самоуправления ДОУ обозначены в примерных положениях о Совете образовательного учреждения, о Совете педагогов, о родительском совете, о Попечительском совете.
Таким образом, наше дошкольное учреждение планирует активно применять формы управления, основанные на участии представителей педагогического коллектива и родительской общественности.
Планируемый результат изменений:
1. Обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости, вариативности.
2. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и коллегиальности: поощрения и инициативы.
3. Создание атмосферы творчества, поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов.
4. Получение качественно новых результатов в изменяющихся условиях.
5. Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств.
6. Личностно-ориентированное воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов
7. Многоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОУ – школа – ВУЗ
8. Типовые документы становятся основой для разработки собственных.
9. Инновационные, авторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектов.
10. Постоянно расширяющееся материально-техническое обеспечение как результат динамического развития.
6.2. Количественные показатели научной деятельности МБДОУ:
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2011 |
|
Всероссийский конкурс «Панорама учебного сотрудничества». Диплом победителя 2 степени в номинации «Лучший проект образовательного учреждения». |
|
|
Участие МБДОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные МБДОУ в процессе работы над проблемой исследования |
(2010 г.) |
Участиев областном смотре-конкурсе по охране труда и учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Свердловской области, вручена Почетная грамота Министерства общего и профессиональног образования Свердловской области и Президиума Свердловского областного комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
|
|
|
2011 |
Участие в X межрегиональной специализированной выставке «Мать и дитя. Семья и школа», вручен Диплом Лауреата в номинации «Образование» «Мир ребенка: ступени развития». |
|
|
2012 г. |
Участие в городском конкурсе «Лучшее муниципальное образовательное учреждение» в 2012 году – победители в номинации «Государственное – общественное управление: лучший опыт деятельности Совета образовательного учреждения», |
|
выиграл гранд в размере 100 000 рублей. |
7. Методическая результативность:
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2011 |
Членство педагогического коллектива в сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского отделения Российской Академии Образования – |
Федеральная экспериментальная площадка Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Министерства образования и науки РФ (2011 г.)
|
8. Социальная результативность:
Доступность инновационного опыта МБДОУ широкой педагогической общественности ((адрес сайта, выпуск сборников материалов по теме работы ОУ)
Сайт: www.Журавушка553.РФ
Сеть социального партнерства:
- УрО РАО
- МБУ «Центр развития творчества «Одаренность и технологии»»;
- МБУ Екатеринбургский Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог»;
- Отделом образования администрации Ленинского района;
- ГБОУ дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»;
- МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»;
- КДЦ «Дружба»;
- МБОУ ДОД детско-юношеская спортивная школа «Межшкольный стадион»;
- МБОУ СОШ № 85,64
- детская школа искусств № 6
- филармония города Екатеринбурга
- музей истории Екатеринбурга