РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ СОШ №17 с углубленным изучением отдельных предметов
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2012 - 2016 гг.
1. Директор МБОУ СОШ № 17 Стиненко Елена Евгеньевна
2. Научные консультанты Давыдова Наталья Николаевна
3. Тел./факс МБОУ СОШ № 17: 3(343) 210-36-98; 3 (343) 257 – 35- 86;
сайт: 17uralschool.ru E mail: 17@uralschool.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ СОШ № 17:
Стиненко Елена Евгеньевна – директор
Говорухина Татьяна Анатольевна - зам. директора по УВР и НМР
Шаяхметова Альфия Исмагиловна – зам. директора по УВР
Шукшина Наталья Ивановна – зам.директора по правовому воспитанию
Яковлева Екатерина Раисовна – зам. директора по ВР
Контактные телефоны куратора проекта: 210-36-98; 257-35-86;
e-mail: 17@uralschool.ru
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5.Тема инновационного педагогического опыта: «Общественно-активная школа как форма эффективного взаимодействия образовательного учреждения и социума».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования: Реализация курса демократических реформ, проводимых в российском обществе на протяжении последних десятилетий, привнесла серьёзные изменения в национальную систему образования. Явно обозначился переход от тотального администрирования государства к обеспечению общественного участия в реализации образовательной политики. Одним из важнейших условий эволюционного развития общеобразовательной школы в современных условиях является обеспечение открытости её деятельности для всех общественных групп, организаций и структур, заинтересованных в позитивном развитии образовательного учреждения. Особенность развития системы образования в настоящее время заключается в том, что образование всё больше становится сферой общественных интересов. Происходят ощутимые изменения и в составе субъектов, готовых предъявить свой запрос к школе, и в самом содержании такого запроса. В результате у образовательного учреждения возникает необходимость регулирования взаимоотношений с новыми субъектами социального заказа. При этом административные методы регулирования оказываются недейственными ввиду независимости самих субъектов. Здесь уместны только партнёрские отношения, которые способны формировать осознанную гражданскую позицию представителей различных социальных и общественных групп, заинтересованных в результатах деятельности школы. Возникает необходимость развития школы как эффективного института гражданского общества.
Задача обеспечения открытости школы социуму требует перехода от монолога к конструктивному диалогу во взаимоотношениях между представителями образовательного сообщества и потребителями образовательных услуг. Такой диалог не может состояться без привлечения общественности к управлению образовательным учреждением и создания системы информирования о деятельности школы всех участников образовательного процесса, социальных партнёров образовательного учреждения и широкой общественности.
Выбор инновационной идеи развития МБОУ СОШ № 17 определялся следующими особенностями современной образовательной ситуации:
1. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап образования каждого человека, обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору ориентиров дальнейшей самостоятельной жизни и поэтому рассматривается как один из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.
2. Рост конкуренции среди образовательных учреждений разного уровня приводит к необходимости выявления уникальности каждой школы в образовательной деятельности.
Противоречия:
1. Между требованиями общества к личности выпускника школы 21 века и несоответствием реальных возможностей учащихся этим требованиям.
2. Между мотивационной готовностью педагогов к построению инновационной среды школы и недостаточным уровнем развития у них инновационной культуры.
3. Между возложенной государством ответственностью родителей как субъектов образовательного процесса за качество образования своих детей и снижением воспитательного потенциала семьи вследствие новых социально-экономических преобразований.
Проблема:
Все выше обозначенное определяет проблему, которая заключается в необходимости создания образовательной среды, позволяющей направить ресурсы образовательного учреждения на формирование ключевых и социально-значимых компетентностей всех участников образовательного процесса как фактора достижения современного качества образования.
Идея изменения: В контексте нашего экспериментального исследования предполагается создание условий для формирования ключевых компетентностей, а также инновационной культуры личности, ее стремления к саморазвитию.
Тема исследования: «Общественно-активная школа как форма эффективного взаимодействия образовательного учреждения и социума».
Цель: Комплексное изменение образовательной среды ( в области обучения, воспитания, социализации, управленческой системе) для оптимизации саморазвития всех участников образовательного процесса.
Задачи:
1. На основе теоретического анализа научных источников и изучения педагогического опыта описать содержание понятия «инновационная образовательная среда», создать теоретическую и методологическую основу для преобразования инновационной образовательной среды, способствующей саморазвитию участников образовательного процесса.
2. Трансформировать инновационную образовательную среду: произвести комплексные изменения в области обучения, воспитания, социализации личности учащихся; в области профессиональной и мотивационной подготовки учителей к инновациям; оптимизировать систему управления школой.
3. Определить критерии оценки образовательной среды как инновационной, критерии оценки эффективности ее применения; сформировать психодиагностический инструментарий для выявления динамики процесса саморазвития учителей и учащихся в условиях преобразованной инновационной образовательной среды.
4.На основе анализа результатов экспериментального исследования сделать выводы об эффективности применения модели инновационной образовательной среды в педагогической практике.
Концептуальные основания деятельности:
В основе эксперимента лежит концептуальная идея развития личности как единого биосоциального процесса, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования Ведущая роль в образовательной системе отводится процессу социализации личности в условиях инновационной образовательной среды.
Среди трактовок понятия «социализация» выделяются следующие:
Социализация (Л.С. Выготский) – основной генетический закон культурного развития: от интерпсихического в социальной, коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому.
Социализация (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина) – превращение социальной речи, «речи для других», в «речь для себя», развитие внутреннего диалога, «диалога с самим собой».
Социализация (А.Маслоу) – высший уровень личностного развития, когда осознанность потребности саморазвития создает перманентное стремление к внутреннему росту.
Социализация (Т. Парсонс, Р. Мертон) - процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.
Таким образом, сущностный смысл социализации как двустороннего процесса раскрывается на пересечении таких ее составляющих, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Факторы социализации в условиях образовательного учреждения - это развивающая образовательная среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и управляема. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.
Принципы социально-ориентированного образования:
- гуманистическая направленность обучения и воспитания – переход к субъект-субъектным отношениям между педагогами и учащимися; уважение каждого ребёнка, отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития;
- природосообразность - обучение и воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психических особенностей, восприятие его как части природы, единственного и неповторимого;
- культуросообразность - формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношений с природой, взаимодействие с семьёй как «элементом» культуры, восприятие достоинств культуры народа через историю и культуру семьи;
- эффективности социального взаимодействия - осуществление деятельности в системе образования коллективов различного типа;
- концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности - помощь ребёнку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;
- принцип событийности - введение в жизнь ребёнка ярких, красочных, эмоционально-значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
Теоретический анализ научных источников по проблеме инноваций в образовании (С.Г.Глухова, В.И.Загвязинский, М.В.Кларин, В.С.Лазарев, О.Е.Лебедев, А.В. Лоренсов, М.А.Меладзе, А.М.Моисеев, Т.Г.Новикова, Н.П.Капустин, Л.В.Куриленко, В.М.Монахов, В.В.Краевский, М.М.Поташник, Е.В.Прозорова, Е.А.Раудсик, В.И.Слободчиков, П.И.Третьяков, О.Г.Хомерики, К.М. Ушаков, И.Т. Фролов, И.Д.Чечель, Т.М.Чурекова, Т.И.Шамова, Е.А. Шатохин, Н.Р. Юсуфбекова, Е.А.Ямбург) позволил следующим образом определить ряд ключевых понятий исследования.
Инновационная среда – определенная морально-психологическая обстановка, подкрепленная комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы.
Инновационная образовательная среда – комплекс взаимосвязанных условий, обеспечивающих образование человека, формирование личности педагога с инновационно-творческим мышлением, его профессиональную компетентность.
Инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению современных или осовремененных новшеств (теорий, методик, технологий и т. п.). Это процесс преобразования научного знания в инновацию, процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу; процесс мотивированный, целенаправленный, сознательный, ставящий своей целью перевод системы образования в новое качественное состояние, в режим развития (С.Г.Глухова).
Инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В. И. Загвязинский). Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т. И. Шамова).
Инновационная культура – это знания, умения, опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамичного единства старого, современного и нового или это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности.
Инновационное мышление - присущий человеку активный способ восприятия и оценки объектов внешнего мира, связанный с необходимостью постоянной разработки и освоения новых моделей взаимодействия с ними.
Теоретический анализ научных источников по проблеме саморазвития личности, его механизмов, психологических и педагогических условий, связи с творческой деятельностью (Г.С.Альтшулер, А.Г.Асмолов, Д.А.Белухин, Н.Р.Битянова, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, М.А.Данилов, И.Д.Демакова, В.И.Додонов, В.В.Загвязинский, О.В.Заславская, Е.Н.Кабанова-Меллер, В.А.Кан-Калик, Б.М.Кедров, М.Н.Кларин, В.Кудрявцев, В.А.Караковский, Л.Клинберг, В.В.Краевский, Н.С.Лейтес, И.Я.Лернер, Х.И.Лийметс, А.М.Матюшкин, В.Оконь, П.И.Пидкасистый, Я.А.Пономарев, М.М.Поташник, А.И.Савостьянов, В.В.Сериков, М.Н.Скаткин, О.К.Тихомиров, М.И.Сеченов, В.И.Слободчиков, Н.Ф.Талызина, Д.И.Фельдштейн, И.С.Якиманская) позволил выделить ряд ключевых моментов, касающихся сущности саморазвития личности.
Саморазвитие - сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности; это форма жизнетворчества человека, культивирования собственной уникальности путем расширения собственных возможностей.
Для саморазвития необходима организация трех групп условий:
1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.
2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений.
3. Адекватные стиль и методы внешних педагогических воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.
Экспериментальное исследование саморазвития учащихся в условиях инновационной образовательной среды будет исследоваться нами с учетом следующей модели процесса саморазвития учащихся на разных возрастных этапах:
Основное содержание деятельности по проекту:
По направлению инновационной организации процесса обучения планируется:
- Оптимизация учебного плана, обновление структуры содержания образования, его гуманизация.
- Усиление поисково-исследовательского, проблемного характера предметного содержания, повышение роли проектной деятельности учащегося.
- Взаимосвязь дисциплин, изучаемых школьниками, с инновационными проектами: дополнение учебных предметов системами лабораторных работ, творческих заданий и т.п., позволяющих учащимся применять формирующиеся у них компетентности на практике.
- Применение инновационных технологий (технология саморазвития личности учащихся (технология Селевко Г.К., Закатовой И.Н., технология Е.А.Александровой), технологий проблемно-исследовательского обучения.
- Развитие существующей в школе системы предпрофильной подготовки и профориентационной работы.
- Организация многопрофильного обучения за счет углубленного изучения отдельных предметов и вариативной части учебного плана (элективных курсов).
- Интеграция учебных курсов.
- Применение нетрадиционных форм урока.
- Внедрение современных методов, приемов, элементов педагогических технологий, повышающих эффективность образования в условиях информационного взрыва (информационно-коммуникационных технологий, метода проектов, проблемного обучения, технологии развития критического мышления и др.).
- Организация факультативов, кружков, развивающих творческое мышление.
- Организация доступа к информации (доступный Интернет, дальнейшее комплектование медиатеки и т.п.)
- Участие в эксперименте «Сетевой город. Образование».
- Мониторинг результатов тренировочных ЕГЭ.
- Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2009 |
2 материала |
3 материала |
|
|
2010 |
3 материала |
|
2 стаьти
|
|
2011 |
4 материала |
|
|
|
2012 |
|
|
|
|
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2009 |
|
|
Шукшина НИ – 100.000 Коротовских ОС – 100.000 |
2010 |
Победитель районного смотра-конкурса образо-вательных учреждений «Планета моего детства» в номинации «Творчес-кий подход к созданию развивающей образова-тельной среды». |
|
|
Победитель городского конкурса «Инновации в образовании – 2011» «Создание инновацион-ной образовательной среды на основе модели компетентностно-ориен-тированного образования по формированию культуры здорового образа жизни» |
Лауреат национальной премии в области образования в номинации «Выдающаяся организация в области здоровьесбережения детей и молодежи – 2010».
|
100.000 руб. |
|
2011 |
II место в городском конкурсе «Лучшее МОУ – 2012» в номинации «Роль Совета образовательного учреж-дения в формировании имиджа ОУ» |
Диплом II степени Овсянкина К.В., проект «Пропаганда здорового образа жизни в исследовательских проектах учащихся» на Всероссийском конкурсе инноваций |
«Лучшее образовательное учреждение – 2012» Лауреат в номинации «Роль Совета образовательного учреждения в формировании имиджа ОУ» 60.000руб. |
«Лучшее образовательное учреждение Ленинского района 2011-2012 года» |
|||
Карелина А.С., II место в номинации «Лучшее информационное напол-нение и дизайн сайта школьной библиотеки» в городском конкурсе специалистов школьных библиотек «Суперчитатель – 2012» |
Коротовских О.С., диплом в конкурсе «Открытый урок», РФ |
|
|
Шаяхметова А.И., диплом в конкурсе «Открытый урок», РФ |
|||
Фатихов С.П. – диплом Александрова И.В. – 2 место в Городском конкурсе методических разработок по избира-тельному праву |
|
|
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ - 38 педагогов
Организация и участие в проведении конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2008 |
|
|
2009 |
Семинар «Компетентность обучающихся в области культуры здоровья и формирование её в рамках программы «Все цвета, кроме черного» в рамках экспериментальной площадки с УГМА |
Региональный семинар «Развитие гендерных особенностей мышления и общения учащихся в условиях смешанного обучения» (Опыт ОУ-БП ИРРО СОШ № 17) |
Семинар «Инновационная деятельность как фактор развития образовательного пространства школы. Воспитание социально успешной личности школьника в условиях системы внеклассной работы по программе «Все цвета, кроме черного» (представление результатов работы по эксперименту внедрения проф.программы) |
1 Уральский Конгресс по здоровому образу жизни (с презентацией и выступлением волонтеров школы) |
|
Семинар «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ- инфекции в образовательную среду» |
||
2010 |
Семинар-презентации педагогических и руководящих работников системы образования г.Екатеринбурга Форум «Школьный урок – пути инновационного развития» (г.Екатеринбург) |
|
2011 |
Районный семинар «Теория и практика волонтерской работы в ОУ» |
Городской семинар «Здоровьесберегающие технологии как фактор социально-личностного развития всех участников образовательного сообщества» ( организаторы) |
Районная конференция «Профи-дебют. Результаты взаимодействия ОУ и НПО, СПО» |
Региональная конференция в УрО РАО«Создание системы профилактических мероприятий в школах Ленинского района по формированию ценностей ЗОЖ в рамках программы социального партнерства «Вместе – в будущее» (выступление на секции) |
|
|
Городской семинар «Особенности предметного содержания и методического обеспечения ФГОС»(организаторы) |
|
Городской семинар «Живая инновация» (ведущие секции) |
Социальная результативность:
Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности ( (адрес сайта, выпуск сборников материалов по теме работы ОУ):
- Сайт: http://17.uralschool.ru
- Шаяхметова А.И., Яковлева Е.Р. Сборник научно-методических работ, подготовленный по итогам реализации воспитательного проекта в рамках городской сетевой инновационной площадки «Актуальные модели воспитательных систем» г. Екатеринбурга «Создание культурно-образовательного пространства через взаимодействие социума и образовательного учреждения». Екатеринбург, 2009.
- Шукшина Н.И. Статья в сборнике «Теория и практика волонтерского движения в городе Екатеринбурге «Развитие волонтерского движения в школе как способ повышения правовой и социальной ответственности подростов». Екатеринбург, 2010.
- Коротовских О. С. Статья «Воспитание социально успешной личности младшего школьника в условиях системы внеклассной работы по программе «Все цвета, кроме черного». В сб.: Материалы региональной НПК. Наука образованию: Поддержка инновационных процессов и профессионального партнерства». Екатеринбург, 2010.
- Шукшина Н.И. Статья «Создание инновационной образовательной среды на основе модели компетентностно-ориентированного образования по формированию культуры здорового образа жизни». В сб.: Материалы региональной НПК. Наука образованию: Поддержка инновационных процессов и профессионального партнерства». Екатеринбург, 2010.
Сеть социального партнерства: АПК и ПРО, УрО РАО, РГППУ, УрГМА кафедра гигиены и экологии, Диалог, ПДН МО № 5 , ТКДН и ЗП, Управление соцзащиты Администрации г. Екатеринбурга, ДГБ№ 5, КМЖ «Салют», «Спартаковец», ДДТ Лен. района, Детские сады микрорайона №№ 40, 49, 365, 465; Главное Управление МЧС России По Свердловской области; Машиностроительный завод им. Воровского